Кролики

Василий Аксёнов
       Рыжий  кот.   В детстве я держал кроликов.  Началось всё с того, что мне подарили пару  маленьких беленьких крольчат. Такие хорошие, тёпленькие, пушистые шарики. Для них нужна клетка, ведь они растут и могут вырасти большими.  Мне многое подсказали взрослые, видя  с каким интересом  и вниманием отношусь я к даваемым мне указаниям.  Я   начал мастерить  клетку, представляя примерно, что и как для этого надо сделать.  Мне сказали, что в клетке надо сделать тёмное отделение для того, чтобы кролики могли размножаться. А мне именно так и хотелось, чтобы размножить кроликов и иметь много крольчат. Клетку я сделал сам, сделал круглое небольшое отверстие в малое отделение клетки  из большого, чтобы там могла укрыться крольчиха, когда будет выводить крольчат. Клетку я разместил  во дворе в сарае, в амбаре, как мы его называли.
 
     Ко мне приходил соседский мальчишка, с которым мы дружили. Борька  Гребнев, мой  ровесник или даже чуть младше меня. Мы с ним хорошо дружили, он всегда слушался меня, помогал мне во всём, о чём я его попрошу. Он и клетку делать помогал мне, приносил и палочки и дощечки такие, о каких я просил его, какие мне подходили.  Мы вместе с ним ухаживали за кроликами, травку им рвали и приносили.  Они оказались парой – самец и самочка. Но долгое время, пока они подрастали, они вели себя, как братец с сестрёнкой.  Да так оно и было, наверное, так как  они были взяты из одного выводка.
 
     Но позже, когда кролики подросли, мы, наблюдая за ними, заметили, что самец проявляет интерес к самочке, а она от него убегает. Значит, выросли наши кролики, хотя нам они ка-зались ещё крольчатами. В дальнейшем мы наблюдали за тем, как они помирились, а самочка  стала позволять ухаживать за собой. Конечно, мы с интересом наблюдали за их поведением. Кто-то из взрослых нам подсказал, что их теперь надо рассадить в разные клетки на некоторое время. Так мы и сделали, соорудив ещё одну небольшую клетку, куда и отделили самца, оставив крольчиху в клетке, в которой было тёмное отделение. Крольчиха стала подолгу пропадать в тёмном отделении, выходила только к кормушке, и мы не могли всё видеть, что она ещё делала. Я заметил, что у неё грудка стала почему-то голая, но я слышал, что это нормально. Крольчиха при постройке гнезда выщипывает у себя пух с груди и живота и выстилает им гнездо.
 
     Когда точно у неё появились крольчата, я не заметил, но по некоторым признакам понял, что крольчата уже появились.  Крольчиха стремится не показывать своего интереса к гнезду. Она подолгу не заходит  в тёмное отделение клетки, пока за ней наблюдают.
Еще и раньше я заметил, что крольчиха стачивает своими передними зубами - резцами
деревянные планочки, которые составляют переднюю стенку -  решетку клетки. Я знал  от ребят, что им это необходимо для здоровья их зубов – резцов,  и поэтому никаких мер по укреплению этих палочек деревянной решетки я не принимал. Хотя такие же палочки клал в клетку, по предложению  тех же ребят, чтобы крольчиха их грызла, оттачивая   свои резцы.
 
    И вот однажды я увидел, что клетка пуста, а в деревянной решетке появилась дыра. Пере-грызла деревянную палочку крольчиха. Через эту дырку, видимо, и  ушла крольчиха, да и крольчат за собой увела, а может быть, просто сама перетаскала их в другое  место, в другое гнездо.
 Не сразу мы нашли это новое гнездо. Оно располагалось где-то под полом этого сарая. Мы уже видели маленьких беленьких крольчат, которые бегали вдали под сараем.  Мы  пролезали  под  пол  через дыру, оторвав боковую доску. Но далеко пролезть не было возможности, так как дальше под сараем высота пола над  землёй всё уменьшалась.
 
    Мы видели нескольких крольчат, хотелось  поймать хоть одного, но это  не удалось. Мы и саму крольчиху приманивали, подкармливали её, хотя  поймать её мы и не пытались. Мы боя-лись, что крольчата без неё погибнут. Пусть она их вырастит хоть здесь под полом сарая, потом поймаем или привадим кормом. Постепенно  успокоились в ожидании, когда подрастут кроль-чата, хотя иногда заглядывали под пол сарая.
 
    А вот однажды соседка того двора, куда выходит задняя стенка нашего сарая, рассказала моей матери, что у них во дворе в высокой траве она видела бегающих беленьких  кроликов. Двор у них большой, заросший высокой травой, и, кроме одной молодой яблони, никаких де-ревьев во дворе не было. Но соседка рассказала также, что как-то вечером она услышала тонкий пронзительный писк, а потом увидела большого рыжего кота, который убегал через двор, держа в зубах белого крольчонка. Этого кота она и раньше видела здесь возле сарая. Это значит, он охотился здесь на крольчат.  Но сегодня вечером она видела, как один  крольчонок ещё бегал в траве и скрылся в норку под сараем.    Мать мне всё это рассказала, и я решил завтра с утра перелезть  к соседям через забор,  и попытаться  найти ту норку, откуда кролики  выбегают из под сарая.  Я уже давно не видел ни одного крольчонка под сараем, куда они убежали, думал я. Видимо, это последний, оставшийся в живых. Да и палку я приготовил, чтобы коту отомстить.
 
     Ночью я долго не мог заснуть, все думал, как мне поймать крольчонка, да и как наказать ко-та. Проснувшись рано утром, я подбежал к забору,  и даже уже перелезая через забор,   услышал отчаянный писк.  Я  быстро спрыгнул и увидел убегающею большого рыжею кота, держащею в зубах еще пищащего крольчонка. Я погнался за ним, но он поднырнул в какую-то щель в заборе и скрылся. Я только проследил, в чей двор он побежал.
 
     Чуть не плача я пришел и рассказывал всё это матери.  Крольчонок этот, действительно, оказался  последним.  Я стал охотиться за котом, я заряжал и ставил в траве капкан. В капкан заряжал клочок белой шкурки, а под ней кусочек мяса. Но кот, видимо, распознал эту подделку, и в капкан не попадался, хотя я видел его несколько раз в том  дворе. Да, и  крольчиху я больше не видел, не вылезала она из-под сарая, так и пропала.  Неужели и ее смог задушить рыжий кот.
 
    С тех пор я не люблю рыжих котов. Я никогда больше даже не пытался разводить кро-ликов, хотя знаю, что занятие это очень интересное.  Но вот значительно позже, когда у нас уже были дети, нам подарили маленького котёнка. Маленький рыжий шустрый котёнок,  Кузя, как мы его называли, постепенно вырос, превратившись в красивого  взрослого кота. Вспомнилось детство, кролики и тот рыжий кот, пожиратель крольчат.  Но этот наш кот Кузя, хотя и большой рыжий, но он такой ласковый,  послушный, домашний, ну это совсем другой кот.  Да и погиб он от излишней доверчивости к людям.  К чужим людям.