Какая музыка!

Ирина Муратова
               

Говорят, ничто так не будоражит память, как знакомые запахи. И, правда, Елена Витальевна не раз ловила себя на этой мысли. Например, запах мужского парфюма "N" воскрешал образ "Славика" -  Вячеслава Леонидовича Янсона, уважаемого университетского преподавателя, влюбившего их, студенток филфака, в русскую литературу. Когда профессор Янсон входил в аудиторию, уже не молодой, но ещё и не старый мужчина, с длинными седеющими бакенбардами на висках, по всей аудитории смачно веяло дорогим одеколоном, приятный и неповторимый аромат которого повергал студенток в приподнятое настроение, направленное "не в ту" сторону.

А вот запах духов "Лесной ландыш" рисовал образ мамы в период её молодости, хотя  Елена Витальевна давно не встречала их в продаже. Зря их больше не выпускают - духи восхитительные, нежные, подходящие женщинам разных возрастов и темпераментов.

Запах жареной картошки с луком почему-то ворошил воспоминания из детства, когда они с младшим братиком  гостили у бабушки:  Леночка играет в "дочки-матери" во дворе (дедушка под виноградной беседкой соорудил  для неё собственный кукольный уголок), в то время как бабушка в летней кухне жарит ароматную луковую картошку, которую подаст к столу, приправленную сметаной, отчего вкус картошки станет грибным.
Запах прелой листвы и земельной плесени заставлял вспоминать грустное событие -  похороны папы. Он покинул их глубокой осенью, и на загородном кладбище, где меж облетевших берёз и клёнов была вырыта свежая  яма, сильно пахло мёртвой прошлогодней листвой и плесенью... И так далее, так далее, так далее...

***

Однажды  Елена Витальевна возвращалась домой поздно. Нет, она не задержалась в учительской, проверяя тетради, - просто пожелала пройтись по мокрому от недавнего дождя городу. Елена шла неторопливо, вдыхала озоновый воздух с наслаждением уставшего от сутолоки дня человека. Мчались машины, торопливо бежали люди, задевая друг друга локтями и плечами. Включились иллюминации, подсветки, уличные фонари, рекламы...

Она  свернула в проулок, более тихий, отделённый от городского беспокойства небольшим сквером,  какие бывают почти во всех городах:  с малюсеньким фонтанчиком  по центру и лавочками вокруг, в отдалении. В глубине сквера приютилось здание районной музыкальной школы - трёхэтажное, старинное здание, исполненное в готическом стиле, стены которого совсем уж облезли и темнели штукатурными плешинами, а давно не крашенные деревянные рамы  дополняли картину запустения.

Редкий раз оказываясь поблизости, Елена всегда думала: "Как же можно прививать детям любовь к великому и прекрасному  -  музыке,  находясь в дряхлом, обшарпанном сарае?" То же самое она думала об их общеобразовательной школе, особенно в тот момент, когда начинала урок по литературе. Однако наступили "героические" перемены: народное образование и культура ремонтировались!  Наконец этим летом и здание музыкальной школы отремонтировали тоже!

Фасад выкрашен в кремовый цвет, лепнины и башенки  -  в белый, кровля заменена, старый почерневший шифер уступил место бордовому металлопрофилю, а рамы  -  пластиковые, уж теперь не потрескаются! Как хорошо! И на том спасибо!  Дворик перед школой чистенький, подметённый, его освежает  клумбочка с цветочками, забор из металлических прутьев покрыт черной краской. Всё пристойно.

Елена приостановилась и оглядела дом музыки: "Интересно, а внутри сделали ремонт?"  Недолго думая, она подошла к массивной входной двери и с решительностью проверяющего инспектора потянула ручку на себя. Дверь, к удивлению, отворилась. "Вообще-то, время уже не учебное, видно, сторож ещё на запер",  -   сама с собою беззвучно разговаривала Елена Витальевна. Очутившись в полутёмном холле с двумя серебрящимися в сером мраке зеркалами, она пошла к лестнице, ведущей наверх. Со второго этажа лился электрический свет. Лестница была  прочная, добротная, видимо, сработанная  из хорошей породы дерева и отреставрированная. Стены украшались портретами великих композиторов, на площадке, откуда лестница поворачивала влево, рос в кадушке какой-то куст  -  комнатное растение, с потолка свисала тюлевая штора, закрывая высоко забранное окошко.

Елена Витальевна поднялась по лестнице и оказалась в коридоре второго этажа,    он только и был освещён во всём здании. Тишина.  На окнах  -  занавеси из того же тюля, через равные промежутки коридора недвижно, как постовые, стоят в горшках и кадках всякие домашние цветы (видно, директор -  любитель флоры), напротив - двери в классы. Елена дёрнула одну  -  закрыта, вторую - закрыта. Но здесь точно кто-то есть, раз горит свет! Она хотела попробовать открыть третью дверь и коснулась ручки, как вдруг из-за двери совершенно неожиданно раздалась фортепианная музыка. Елена Витальевна вздрогнула и остановилась. Она мгновенно узнала музыку П.И.Чайковского - адажио из "Лебединого озера". Как же не узнать!

Учительница замерла. И стала слушать. По звуку, стройному полёту мелодии  было очевидно, что играет не ребёнок-ученик, а взрослый человек. К тому же ясно, что он профессиональный музыкант. Что-то прочно-уверенное,  концертное, сценическое, заключённое в его игре, выдавало это. Но помимо высокой, безупречной техники, прояснялась индивидуальность -  какой-то особый стиль, подача, внутренняя интерпретация известнейшей музыкальной темы и, ко всему, личный опыт жизни.

Музыка, несравненная, очаровательная, охватила  все уголочки и закоулочки здания. При крещендо она то взвивалась под крышу, то ниспадала к основанию,- казалось, музыка, как неуправляемая стихия, сейчас же разрушит хрупкие стены и вырвется на свободу, разольётся по скверу, по улице, по всему городу!..   Наступавшее меццо-пиано утихомиривало её, и на пиано музыка смиренно возвращалась в квадратик классной комнаты.

Елена Витальевна не шевелилась. Чуть прикрыв глаза, она унеслась вместе с этим необыкновенным порождением человеческого гения в глушь никому не ведомого леса из мохнатых елей-исполинов, на берег сказочного озера, по зеркальной глади которого плыли парами птицы, грациозные, изящные, прекраснее коих нет на всей земле,  -  лебеди.

Тут Елена начала ощущать острое волнение  -  перед ней, на белокрашеной двери, как на белом киноэкране, задвигались тени. Звуки адажио, нёсшиеся из класса, смешались со звуками оркестра, непонятно откуда взявшегося здесь, в пустой школе. Симфонический оркестр подстроился под уже игравшее фортепиано, и слаженная мелодия заблистала новыми обворожительными оттенками звука. Мелькают тени...  Вот они приобрели отчётливые силуэты, осветились...  Это люди, публика...  Сцена...  На сцене оркестр, музыканты в чёрных фраках и платьях...   Сцена  - в обширном зале. Справа и слева  - высоченные колонны...  Елена Витальевна испугалась...

Нет, это не явь! Это обычные призраки из прошлого...  Её посетило изумительное детское воспоминание. Леночке было семь лет, когда семья  жила в Москве. Как-то раз папа, любимый папа, купил билеты на концерт оркестра Большого театра. Выступление проходило в Колонном зале Дома Союзов. Концерт начался, но девочка ничего не понимала из того, что играли на сцене эти серьёзные скрипачи и трубачи. Оркестр исполнял произведение какого-то современного симфониста. Ничего из услышанного её маленький  мозг пока не принимал, девочке было скучно. Но Леночка знала, что в общественном месте, в театре,  нужно вести себя пристойно, поэтому она сидела смирно, хоть немного затекли ножки, и даже не позволяла себе ёрзать. В конце концов, оркестр перестал играть это "непонятное". Значит, можно повертеться, согнуться, разогнуться и зевнуть. Перерывчик завершился, мелкий шорох в зале стих. Дирижёр вновь взмахнул "волшебной" палочкой. И...

- Папа!- Леночка мёртвой хваткой сжала руку отца,  и он ощутил через свои пальцы, как по тельцу дочки пробежала волнительная дрожь, словно бисерная судорога. Отец накрыл Леночкин зажатый кулачок своей широкой ладонью.
- Тише-тише, что ты?!
Но ребёнок его не слышал! Слышала Леночка лишь то, что извлекали странные и красивые дяди и тёти на сцене за металлическими пюпитрами из своих скрипок, труб, флейт, арф, барабанов, тромбонов, кларнетов, виолончелей, альтов... !
- Папочка! Какая музыка!! -  шептала Леночка.  - Какая музыка! Какая музыка!  -  повторяла она, оцепеневшая, поражённая, сошедшая с ума.
Оркестр играл адажио из "Лебединого озера" П.И.Чайковского !..

***
Разом всё смолкло. В коридоре повисла оглушающая тишина. Длилась пауза.
Елена Витальевна возвратилась из детства, из Колонного зала на второй этаж музыкальной школы.

За классной дверью издалека зашуршали бумажные листы, чуть стукнула крышка инструмента и послышались шаги. Она опомнилась и в один миг шмыгнула на лестницу, боясь быть обнаруженной. Как юркая девчонка, молниеносно проскакав по деревянным ступенькам, не обращая внимания на стук каблучков, выскочила  в сквер и подбежала к ближайшей лавочке, прерывисто дыша. Электрический свет в окнах погас, и через считанные минуты Елена Витальевна увидела, как приземистый старичок, в расстёгнутом плаще, слегка сгорбившись, держа в руке старомодный портфельчик, появился на крыльце здания. Он, вертя полулысой головой, поискал что-то глазами в пространстве и, увидев сторожа, прощально ему помахал.

- До свидания, Лев Александрович! -  чуть кланяясь, уважительно отозвался ему мужичок в телогрейке и в спортивной шапочке.
Елена Витальевна проводила взглядом старичка, внешне походившего на профессора-учёного. Он шёл, хотя и семенящим, неуклюжим, старческим шагом, но очень бодро, и что-то весело напевал себе под нос. Замедлив ход возле железных прутьев школьного забора, старичок достал из кармана плаща пачку папирос и коробку спичек, чиркнул, озарив огнём наклонённое лицо, закурил и, кинув сгоревшую спичку в урну перед воротами, вышел на прохожую часть улицы.

***

Елена Витальевна прислонила голову к подушке и закрыла глаза. Уснуть не получалось. Вновь шёл дождь. Капли стучали по стеклам и подоконнику, будто запоздалый путник в надежде на ночлег. Нет, не засыпалось!  В голове, мучая её, беспрерывно лилась музыка, начинаясь тихо, спокойно, лирично, плескаясь бесшумными отголосками. Затем равновесие нарушалось, и, поднимаясь с нижних ступеней октавы, она, усиливалась до форте, меняя мелодичность легато на отрывистость и резкость прыгающих аккордов. После, срываясь, катилась бурным потоком, разъярённая, стремительная, - взрывалась и снова затихала.
 
Нет, не спится! Мелодия П.И.Чайковского вернула из прошлой жизни минуты душевного потрясения, она воскресила их ещё сильнее и ярче, чем запахи парфюма или плесени.
Елена Витальевна нынче знала наверняка: ничего так не возбуждает память, как... музыка!

***

Назавтра, после работы, Елена Витальевна повторила свой пешеходный маршрут. Но дважды ничего не повторяется, в любом случае, не бывает одинаковым. Войдя в сквер, она увидела, как вчерашний сторож в телогрейке закрыл двери старинного здания и направился в свой флигелёк. Елена бросила печальный беглый взгляд на фасад здания: все окна глянцево чернели, нигде не горел свет. Сгущающиеся лиловые сумерки покрывали дом музыки мглою.

- Эй, подождите, пожалуйста!  -  устремляясь за сторожем, обратилась к нему Елена.
Дядька неохотно обернулся.
- Чего вам, гражданка?
- Скажите, вчера здесь играл Чайковского Лев Александрович...
- Ну?
- Он преподаватель, он здесь работает?
Сторож хмыкнул недоверчиво.
- Вы чё же, приезжая?
- Нет, а...
- Тогда как же? Белова не знаете?!
Елена Витальевна смущённо улыбнулась, пожав плечом. Белов? Кто он? Почему она должна его знать?
- Нет, не знаю,  - тихо ответила она,  -  он что, известный пианист?
- Ну-у, гражданка! - потянул сторож разочарованно и недоверчиво. -  Конечно, милая! Он и композитор, и пианист, и кто там ещё?  Музыкант, в общем, вот. Он у нас в городе с концертами всего три дня. Известность мирова-ая! Везде его афиши. Неужель не видели?
-А в школе? Что он делал в школе? - настаивала учительница.
- Да вчера он чё-то задержался после встречи. Была с ним здесь встреча.
- Вечер встречи?
- Ну да. Он же здесь учился, вот в этой нашей школе. Ещё мальчонкой-малолеткой учился!
Елена Витальевна задумчиво кивнула, принимая информацию.
- Извините.
Сторож снова хмыкнул и поплёлся своей дорогой.

Она покинула сквер. И только выйдя на тротуар, обратила внимание на рекламный щит, объявлявший, что с такого-то по такое-то число в городской филармонии состоятся концерты заслуженного  артиста, пианиста, деятеля искусств, профессора консерватории...  -  Льва Белова.

***

Пианист Л.А Белов так никогда и не узнал, что сделался своего рода этапом в жизни учительницы, точнее, не столько он сам, сколько то, что он однажды вечером сыграл адажио Чайковского в родной музыкальной школе.

Интересно до безумия: человек принял участие в судьбе другого человека, абсолютно не подозревая о том!

В дальнейшем же, пока Елена Витальевна жила на  свете, в потоке дней и лет, когда вдруг где-то, почему-то, случайно она слышала адажио из балета П.И.Чайковского "Лебединое озеро", память дарила ей  призрачную встречу с пожилым  человеком, слегка сгорбленным, в расстёгнутом плаще, нёсшим портфельчик и что-то легко мурлыкающим себе под нос. А ещё -  выкрашенную в белый цвет дверь, которая вела в мир несбыточной сказки, - дверь в освещённом коридоре районной музыкальной школы. И далёкий-далёкий  детский голосок: "Папа, какая музыка! Какая музыка!"

2010 г.