Моя война - Илиада

Черный Следопыт
(мини-роман)


Говорят, что я – сноб. И что надо быть проще. На мой взгляд, так – проще некуда, но попробую…

   Мысль,  она – как жизнь. Начинаешь вроде бы про Фому, потом пошло-поехало про Ерему, а к концу уже иногда такое идет, что в начале и не планировал. Это я к тому, что хотел поразмышлять о Второй Мировой войне – в продолжение разглагольствований о науке истории. Хотел, хотел…Ну и откуда начинать? Что войну начали немцы 1 сентября 1939 года? Что-то не смешно уже. Немцы со своими картонно-пулеметными танками, войдя в Польшу, предотвратили нападение Польши на Германию, спасли жизни  тысяч немцев , оставшихся на польской территории, и вернули себе право на свой же собственный порт на Балтике. Многие  считают, что в начале войны виноваты поляки. Справедливо, но тоже спорно. Кто бы дал этим полякам вообще что-то такое начинать? Кто-то там помешивал польские угли своей кочергой. А вот и кочерга! Знакомый дизайн изделия , да вот и меточка – я плохо разбираюсь, но, по-моему, это младшая ветвь дома Веттинов, как их там…Сакс-Кобург-Готы, кажется…ну да – Виндзоры. Только Виндзоры – это почти собачья кличка. Ну неважно, короче – понятно, чья кочерга . Без британских шаловливых ручек ни одна гадость не обходится. Так…а из-под какого шкафа выползли эти саксонцы Веттины? Шкафчик тоже имеется, только если рыться в пыли веков  - причина тянет за собой другую, обида , месть, кровосмешение, родственное убийство, страсти, страсти, страсти…

   Вторая Мировая – особенная война. Она подняла Дух  истерзанного человечества до тех высот, когда в жизни цивилизаций уже забрезжили смыслы, она свела в единый баланс все счеты за тысячи лет, стала ареной битвы не только людей, но и богов. Она же и обрушила гордых победителей в бездну. Это – война Духа, Битва Последних Дней. В сущности это – не одна война, не одна битва. И она еще не закончилась.

   Поиски причин и начал войны уводят все дальше в прошлое. От надменных Виндзоров и занюханных Веттинов – к Рюриковичам и Чингизидам, от легионов Тита и Веспасиана – к рогатому завоевателю Мира Искандеру. И дальше приходит все если не к Каину и Авелю, то хотя бы к той самой войне. К тому архетипу – чертежу, схеме, по которой три с половиной тысячи лет уже не выпускают руки оружие, нет покоя сердцу. И никогда уже не будет…

                -2-

   Впервые я услышал о той войне в шесть лет, когда бродил по первому этажу засыпающего вечернего Эрмитажа и ждал маму, которая к моему беспредельному удовольствию вечно опаздывала.

   Жгучие и непреодолимые желания я с детства привык исполнять быстро и не считаясь с ценой. Может быть так научили, а может быть таким родился – не знаю. Когда я решил, что я уже созрел как художник и мне неплохо было бы научиться рисовать, я обошел ближайшие дома культуры и мне не понравилось то, что висит у них на стенах. Березки, птички и цветочки – тьфу на такое искусство. У меня в папке было на миллион рыцарей и ландскнехтов, усатых гренадеров, втыкающих штыки в лягушатников , панорамных танковых сражений и яростных атак морских пехотинцев. Проблема была только в одном. Ноги у рыцарей росли прямо из головы, на одухотворенных лицах атакующих матросов не всегда помещался второй глаз, а танки никак не хотели ползти по земле и летали по всему листу, гоняясь друг за другом как мухи.

   В Эрмитаже тоже хватало всякой ерунды, но все же там встречались и интересные картины. Я зашел в изостудию и поинтересовался, как у них насчет батальной живописи. Видимо, мои головастые и рукастые рыцари вызвали творческую оторопь у педагогов и меня приняли в середине учебного года. 

   И не просто приняли, а выдали настоящий пропуск в Эрмитаж. В синем дермантине, с фотографией и печатью. Вот тут недавно один местный отставной  комсомолец пафосно обвинил меня в том, что я, мол, скрываю от него свои паспортные данные. Правда, пока я собирался ему предъявить документы, он так же пафосно по-комсомольски смылся. Так вот, паспорт этот , граждане, сейчас можно купить в любом подземном переходе, а вот синенький пропуск в Эрмитаж…Да и не было тогда еще у нас никаких подземных переходов.

   Когда мои друзья с гордостью говорили, что “Следопыт рисует в Эрмитаже…”,- это звучало так, как будто это именно я нарисовал всех этих голых теток, которые там висят. Слава обязывает и поэтому  по просьбе друзей мне пришлось учиться рисовать и голых теток. Конечно, это – не рыцарь и тем более не танк и рисовать там особенно нечего, но без натуры пришлось помучаться. Выручил путеводитель по Эрмитажу - оттуда толстые тетки переводились под копирку, а  потом  раскрашивались.

  Особенно удачно тиражировалась Даная. Нет , не местная умница, а та самая, рембрандтовская,  которую под занавес Советского Союза, как говорят, продали налево, а копию, заметая следы, залили серной кислотой. Но это другая история – не будем отвлекаться.

  Вообще, друзьям нельзя отказывать. Ни в чем. Если только это действительно друзья, а не шушера. А это решается тобой один раз и навсегда – таковы правила игры. Даже если друг попросит тебя помочь отправить весь этот мир в ад – ты не имеешь права отказать. Точнее, это я не имею. А вы, конечно, - как хотите.

  В конце концов , голых мужиков меня рисовать не просили – и то хорошо…

  А мужиков этих я рассматривал, гуляя по первому этажу Эрмитажа – по античным залам. Мама все не приезжала, я бродил за запоздавшими экскурсиями и слушал про незнакомые страны, имена и времена.

   Первым мое внимание привлек Ахилл. Он так и остался первым и самым любимым Героем. И не из-за своей непобедимости, а из-за Патрокла. Из-за дружбы. Из-за гнева. “Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…” - читал я в затрепанной библиотечной книжке и , проглотив запятую, долгое время считал, что это у какой-то богини такое звучное и необычное имя – Гнев.

  Итак, герои схватились в жестокой, беспощадной и всеистребляющей битве. Не щадили никого. Даже богам попало – самого Ареса еле вынесли раненого с поля, да и Афродиту, говорят, перетянули поперек неземной красоты чем-то бронзовым…

  А чего завелись-то? Да , вроде, троянцы умыкнули у спартанского царя невесту – Елену. Ну…в общем как повод – ничуть не глупее, чем убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево. На повод тянет.  А чего это у троянцев – не было своих что ли баб? Нет, это Парис, сын троянского царя получил ее вроде бы как приз за то, что отдал яблоко Афродите. Ерунда, правда? Из-за какой-то Елены, которая, кстати , была далеко не первой свежести , из-за паршивого яблока…Стоп, стоп, стоп – давайте-ка посмотрим, что это там меленьким шрифтом написано – может есть еще что-то? Точно – не дале как в прошлом лете уже греки выкрали у троянцев сестру Приама Гесиону и троянцы, значит, просто отомстили. Так…значит, греки все же виноваты . Ну, а если глубже копнуть…?

                -3-

  Копать здесь тяжело. Земля – дрянь. Песок и камень. Почти как у нас – на Карельском перешейке. Ну, что там снизу?

  У основателя Трои Троса был сын – прекрасный юноша Ганимед. Был он настолько красив, что Зевс похитил его и поселил у себя на Олимпе, сделав виночерпием. Иногда говорят, что Ганимед был правнуком Троса – сыном царя Лаомедонта , но это не меняет дела. Короче, Зевс за свой беспредел отдарился троянцам двумя сувенирами. Фельдпочтой в Трою были доставлены : виноградная лоза и четверка лучших зевсовских коней. Лоза пошла в дело и особенно больше в истории не фигурировала, а вот кони еще появятся на сцене.

  Дальше все интересное начинается с этого самого Лаомедонта.  Его считают жадным царем. Может быть это и так. Но обычно жадным, жестоким, глупым  считают в истории правителя, которому в историческом времени не довелось выйти победителем. Плесень, остающаяся после героев, не любит тех, кто гордо смотрит вверх. И что такое кровь, пролитая героями, по сравнению с вечными и неистребимыми чернилами купленных за похлебку летописцев?

  Во время царствования Лаомедонта у Трои не было стен. Это было связано с каким-то там душным древним предсказанием. Что-то такое, что, мол, стены должны быть построены богами или как-то  так…Зевс к тому времени достал до печенок не только героев, но и своих соратников – богов и последние устроили переворот. Что-то типа ГКЧП. Зевса напоили и связали. Только ему повезло и он отвязался. И устроил разбор полетов по полной программе. По харе получили все. Даже зевсова жена Гера была подвешена за руки к небу, а к ногам ее привязали золотые наковальни. А неразлучные дружки – Аполлон и Посейдон были отправлены в Трою для строительства стен. Причем, строил-то Посейдон, а Аполлон устроился полегче – он играл на арфе или еще там на чем…

   Надо сказать, что Зевс, будучи руководителем всемирного масштаба, обладал кругозором и ментальностью деревенского кулака и даже в данном случае эту свою сущность проявил по полной. Договорился с Лаомедонтом, что подряд на строительство будет оплачен. Лаомедонт согласился, но когда стены были построены, выгнал шабашников, не заплатив. Прощенные Зевсом и уже снова обнаглевшие, Аполлон и Посейдон собрались отомстить. Аполлон наслал на Трою чуму, а Посейдон – морское чудовище которому на завтрак требовались троянские девушки.

   В это время проездом за Золотым Руном в Трою завернул Геракл. Умница Лаомедонт быстренько договорился с Гераклом о том, что тот убьет чудовище за четверку тех самых зевсовых коней. Для приманки на берегу привязали дочь Лаомедонта Гесиону, чудовище выползло, Геракл прикончил тварь, а Лаомедонт послал Геракла вместе с дружками подальше. Кинул, короче.

  Надо сказать, что Лаомедонт, видимо, не просто гнал пустой базар и что-то за ним такое было, потому что Геракл уплыл без боя, ворча и обещая рассчитаться. Ну и, конечно, следует помнить, что Геракл вроде бы приходился Зевсу сыном, а с Зевсом у Лаомедонта были старые счеты.

  Через некоторое время Геракл вернулся с дружками и взял Трою штурмом. Убил Лаомедонта со всеми его детьми. В живых остались только Гесиона, которую греки увезли с собой и младенец Подарк, который впоследствии был переименован в Приама и стал последним троянским царем. Взять Трою штурмом  вопреки предсказаниям о ее неприступности Гераклу помогло то, что не все стены Трои строили боги. Маленький кусочек стены построил герой Эак, которому Посейдон уступил часть подряда. Этот-то кусочек и оказался роковым.






                -4-
   Дюймовочка был у нас в студии самым первым художником. Рисовал он миниатюры – маленькие, размером не больше, чем пол-открытки, картинки. Маленький, серьезный как старичок, он важно молчал и , высунув язык, вырисовывал тоненькой колонковой кисточкой фигурки сказочных персонажей. Получалось у него исключительно красиво. Все остальные малевали на полных форматах – в мольберт и ни о каких миниатюрах не помышляли. Одного миниатюриста стране было достаточно. Любимец нашего руководителя – молодой женщины с красивой двойной фамилией, Дюймовочка как бы существовал вне конкуренции и творческих ограничений.

  Конечно, я тоже дома первым делом схватил кисточку – нулевку и пустился в создание рыцарско-танковых миниатюр. Я даже , как Левша,  решив превзойти заморское чудо, вооружился отцовской лупой. Мои занятия были так необычны, что отец  однажды спросил меня:

- Ты не деньги там рисуешь? Смотри…с цифрами не ошибись.

  Но двух гениев природа не терпит и на мои старания уже никто не обращал внимания. Друзья  сказали, что хорошая вещь должна быть наоборот большой и посоветовали бросить пустую трату времени. Меня же дюймовочкины миниатюры задели за живое. Я завидовал. Но все было напрасно.

  Может быть в отместку за мое опоздание в первенстве миниатюристов я и прозвал его Дюймовочкой.

  Способность давать имена и клички дается не всем. Мне это удается, хотя большой радости никогда не доставляло. Прилепить человеку новое имя можно по-разному. Можно дать имя от любви, можно от ненависти. А можно на спор. Когда я перерос своего друга детства и тот стал звать меня Длинным, я как-то сказал ему:

- Если не перестанешь, я прилеплю тебе кличку Толстый и ты никогда не отмажешься.

   Худющий как и я, он рассмеялся и мы поспорили.

   Из школы, так нисколько не пополнев, он унес эту кличку с собой в училище, потом в части…

   Даже сейчас, разгребая снег у строгого черного обелиска с красной звездой, я всегда говорю ему:

  - Привет, Толстый!   Как дела? Всех чертей ты уже там построил?







                -5-




  Таким образом, правы были греки или неправы, но они за четыре лошади плюс обиду убили всех троянцев царских кровей и увезли с собой царскую дочь. По нашим понятиям – вчистую беспредел и ответка обществом должна быть принята.

  Так и случилось. Троянцы отправили посольство за Гесионой, но оборзевшие греки их осмеяли - вот тогда  и пришлось засунуть в мешок Елену и увезти в Трою. Что-то вроде обмена заложниками. Ну тут и началось…

   Вроде бы такой вполне логичный нарративчик –да? А если, пока есть время, покопать рядом – не найдется ли чего еще интересного?

   А где это  произошла история с яблоком? Что это вообще за мероприятие такое? А это боги собирались на вечеринку по случаю свадьбы Фетиды и Пелея. Стоп – Фетида – бессмертная богиня, одна из нереид, Пелей – герой, то есть , смертный…ну-ка, ну-ка…

  Опять, значит, Зевс. То его интересуют мальчики, то девочки. Универсал, блин…А без этих штучек такие истории, как наша не обходятся. А то свалили все на Елену, как и Вторую мировую – на Гитлера…

  Фетида – дочь морского царя Нерея,  нереида -  выросла под опекой и была воспитана Герой, женой Зевса. Зевс сильно позарился на Фетиду, но та,  как умная женщина – сообразила, чем это может для нее кончиться, доложилась Гере и Зевсу устроили стандартную разводку – предсказание о том, что сыну Фетиды суждено превзойти величием своего отца. Зевс всегда попадался на эту туфту – попался и на этот раз. Но, раздраженный неудачей, Зевс повелел выдать Фетиду замуж за смертного. Чтобы, значит , ее сыновья как бы могущественны не были, были всего лишь могущественней своего смертного отца, а не бога. Логично.

   Фетиде подобрали жениха. Как раз Пелей только что очистился от очередного братоубийства и поэтому был самым  добродетельным из героев. Ну и поженили их. Боги собрались на свадьбу (все-таки Фетида – богиня) на горе Пелеон в пещере кентавра Хирона. Собраться-то собрались, а вот богиню раздора Эриду пригласить забыли. Ну, та подбросила яблоко, а дальше уже все знают…

   Но Фетида, как я уже говорил, была умна. А от умных в мире проблем не меньше, чем от дураков.  Во время того самого ГКЧП, когда боги связали Зевса веревками с тысячью узлов и пошли совещаться, мимо пробегала Фетида. Увидев Зевса в таком положении, Фетида, видимо посомневавшись, приняла решение. Этот архетипичный эпизод мифа один в один совпадает с тем , как Фурцева спасла Хрущева, когда того собрались смещать в первый раз – вышла босиком в коридор и по телефону вызвала в Кремль хрущевских сторонников. Правда, Хрущев оказался куда мельче Зевса. Ну, соответственно, зато и Троянской войны не произошло…

   Итак, Фетида решилась. Она сбегала куда-то и привела с собой гекатонхейра – сторукого великана Бриарея. Этот сторукий (почти как рыцари  на моих “ранних” рисунках) Бриарей быстренько, пока не заявились мятежники, распутал тысячу узлов и освободил Зевса. Надо сказать, что Фетида, спасая Зевса, видимо, как умная баба, намекнула ему, что, мол, если бы не судьба…Мужикам вообще всегда льстит всякая старая любовь, которая, мол, не ржавеет. Ну а поскольку Зевс не всегда был тупым подонком, то определенное дрожание души по отношению к Фетиде в нем все же случилось. То есть Фетида в глазах Зевса приобрела особый статус женщины верной, влюбленной , но несчастной. Мы ведь почти всегда ведемся на влюбленность. Пожалей мужика – и он твой.

                -6-

    Дюймовочка засел у меня в голове со своими миниатюрами как ржавый гвоздь в доске. Я рисовал дома маленькие сражения, маленькие крепости, маленьких солдатиков. И никому это было не нужно. Решил прославиться в школе и сдал заданный на дом рисунок в виде тончайшей изысканной миниатюры на какую-то дебильную тему. Классная, огласив на следующий день четверки и пятерки, вытащила двумя пальцами мой шедевр и громогласно сообщила, что Следопыт, видимо сошел с ума, потому что подсунул вместо рисунка какой-то фантик от конфет. Она еще назвала это “фитюлькой”.

  Ладно бы фантик, но “фитюлька” – это было уже перебор. Говорят, что первая учительница, как первая любовь навсегда оставляет след в памяти и психике человека, особенно мужчины. Это точно. Моя первая учительница всегда будет ассоциироваться у меня со словами, которые расцвели во мне и вылились наружу, когда я , стоя у окна в туалете, пытался сделать все, чтобы не заплакать. Я не заплакал. Но зато я познал, что такое поэзия. Я понял, какую силу может иметь простое слово. В устах гения, конечно…

   Я и сам не заметил, как постепенно стали оживать для меня пустынные полутемные мраморные залы на первом этаже. Надо мной витали духи Героев. Ахилл, два Аякса, Патрокл, Гектор, Парис, Диомед, мудрец Нестор, Одиссей…Помните, как спустившийся в Аид Одиссей  перечислял тени героев и они откликались ему ?. И только тень Аякса не подошла на его зов. Большой Аякс Теламонид, презревший помощь богов, не смог превозмочь обиды…

   Обида…Чтобы представить себе обиду Ахилла, мне не нужно было напрягать фантазию. Уже достаточно было Дюймовочки, классной, смеха девчонок над моей “фитюлькой”.  Та девочка с серыми как сумеречная степь лучистыми глазами и чуть уловимой постоянной улыбкой – она тоже смеялась и я не мог видеть тогда от стыда и обиды, что глаза ее были встревожены. Это я понял уже потом. Просто понял и почувствовал как будто мне дали снова заглянуть туда – в далекое прошлое. Понял через много лет, когда все же окликнул ее на перекрестке времен и судеб, а она отозвалась лишь тенью и памятью. Через много лет…

  Обиду Ахилла я понимал хорошо.

                -7-

   Цепь причин и следствий, приведших в итоге к Троянской войне,  завязывается в причудливые узлы и узоры. Из этих историй складывается и складывается бессмертная пирамида мировой литературы, религиозных преданий и нравственных оснований. В этом повествовании мы находим прототипы всех наших жизненных коллизий и сюжетов.

   Это так. Но есть и еще одно.

   Зевсова бабка Гея пожаловалась однажды громовержцу на неспокойный быт. Слишком достали ее герои, да еще и какой-то титан создал людей. Все это безмозглое племя не сидит ни минуты спокойно, все время куда-то ходит, топает, лязгает оружием и неимоверно плодится. Короче, старшее поколение сделало Зевсу втык. А, поскольку положение Зевса в иерархии богов всегда было шатким ( вспомните Сталина хотя бы – ни минуты расслабления),  Повелитель Мира решил не ссориться с бабушкой. В конце концов, то, что создано один раз, можно воссоздать снова. И Зевс с тогдашней его женой Фемидой задумали большую войну. Войну, в которой герои и люди истребят сами себя.

   Троянская война была неизбежна и та узорчатая сюжетная ткань, которая к ней привела , была лишь литературным оформлением, не имеющем ничего общего с реальной историей этой эпопеи.

   К тому моменту, когда Атрид Агамемнон оскорбил Ахилла, все планы уже были свершены, достигнута вся целесообразность войны. Несколько дипломатических штрихов, обмен островами, династический брак, ерундовые права по проходу кораблей в Геллеспонт, кое-какие таможенные преференции и – все. Все , кого нужно было убить – убиты. Равновесие восстановлено, Гея довольна, Зевс… Зевс тоже устал. Нужно же время и для удовольствий.

  Чертовы Атриды со своим гонором. Проклятый род. Неужели он не мог уступить девчонку?

   Ахилл был взбешен. Единственный сын у матери. Фетида пошла к Зевсу – это был единственный шанс и это был ЕЕ шанс. Зевс не смог отказать. И началась “Илиада”. Погибли все. Фетида…Маленький адюльтер, незаметный на фоне прочих зевсовых развлечений. Но погибли все. А славы – на три тысячи лет и еще на столько же хватит. Вот так…

  Вторая мировая война закончилась в мае 1940 года. В Дюнкерке. Если бы я был Фетидой, то я бы, конечно умолил Зевса скомандовать “Вперед!” танкистам Манштейна. Но обошлось без меня. Немецкие танки, взяв в полукольцо Дюнкерк, вежливо подождали пока последний британский солдат покинет континент. Война была окончена и веттинское отродье могло спокойно греть свои остывающие чресла под шотландскими пледами. Французская армия была убрана с шахматной доски. Советы получили свое и были довольны. Германия, не имея противника за спиной , уравновесила в Европе русскую угрозу. Осталось лишь несколько штрихов – за счет ограбленной Франции и ее колоний обеспечить колбасников сырьем и продовольствием, а дальше – Гранд Флит знает свое дело. Забота бриттов – следить за порядком в море и собирать пошлины. Все.

  Но вот какая зараза развернула Гитлера на восток, да так, что даже главные зачинщики войны – бритты подпрыгнули как ошпаренные – вот загадка загадок. И это как раз тот вопрос, которым и стоит интересоваться истории как науке. А остальное – так…узоры.

  Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…Зевс строит планы, а настоящая война начинается с гнева Ахилла.

     -8-


   Мы лепили из глины. Просто основы лепки. Причем, лепили свистульки – птичек в основном. Птички для свистулек – самое то. Лепишь любую птичку, потом гвоздем делаешь два отверстия – через клюв и через перо в хвосте. Главное – чтобы каналы отверстий соединились. Все. Можно свистеть.

   Терпеть не могу птичек. И свистульки. И Дюймовочку. И школу. И… Я слепил Ахиллеса. В полном облачении, в шлеме, только без копья. Классный Ахиллес. Теперь его – в печку и можно будет раскрасить.

- Ну и куда же мы тут будем свистеть? – это наша Леонидовна подошла посмотреть…

  Вообще-то она тетка хорошая и подкожный такой юмор ей вовсе не свойственен. Просто спросила машинально.

- А вот сюда !
      
   Дюймовочка. Немой заговорил! Эта скотина, мерзко улыбаясь, радостно и задорно воткнул свой гвоздь Ахиллесу пониже спины. Трудно, конечно, удержаться от такой шутки…
Отец учил в случае чего бить сидящего рядом ребром ладони по горлу. Но это не в мирное время… Я ударил тыльной стороной кисти. Ударил наотмашь, как мог сильно. Сработали тормоза. Если бы хотел убить и ударил по горлу , то – все… Кровь из расквашенного носа Дюймовочки, какие-то его инструменты, краски…все полетело к чертям…

    Гнев, богиня, воспой…

     Хорошо, что этот мир существует только во мне. Его можно изменить. Как листок отрывного календаря, я оторву это и брошу в корзину. Этого не было. Я не ударил никого. Я просто подумал о том, что это было бы неплохо.

    Уходя, я достал из сумки новенькие краски “Ленинград”. Мой деньрожденческий подарок. Двадцать четыре цвета, все кюветы в фольге и цветной бумаге. Пластмассовая коробка, палитра. Профессиональная штука. Для тех, кто понимает…Не распаковывал еще.

- На, держи – я протянул краски Дюймовочке – возьми на память. Я больше не приду.
-Зачем? Они же тебе…Как же…Ну дома пригодятся. Они же дорогие…
- Слушай, Дюймовочка – мне стало дико смешно, от того, что я действительно не знаю
  его имени…слушай, как тебя зовут ?
- Саша.
- Саня, ты вот кем хочешь быть, когда вырастешь? Художником , наверное?
- Художником…
- А я моряком. Бери краски. Мне не надо. Прощай, …художник.


   Там, за эрмитажными окнами ветер уже рвал черные паруса. Ветер, еще только набирающий силу, но уже вовсю зовущий, хлопающий прошитыми полотнами, вырывающий из рук канаты молодой ветер пел мне что-то на непонятном языке. Это Одиссей думал, что отплывает домой…