Тайна Медвежьей заводи. Глава 2

Елена Гвозденко
ГЛАВА 2

    
«Интересно, а как же тогда в аду», - думала я, с усилием вынимая каблуки из расплавленного асфальта. Киселеобразная горячая масса, заполняющая легкие, мало напоминала источник кислорода. Глазам больно от множества бликов, затеявших чехарду. Захотелось пить, и ноги сами понесли к торговке, расположившейся под большим зонтом. Газировка напоминала микстуру от кашля, которой в детстве поила мама, но стало легче. Стараясь держаться в тени редких деревьев, я перебежками, будто солдат под обстрелом, добежала до магазина. Надо не только купить продукты, но и проверить свою торговую точку, расположенную в этом же торговом центре.  На жизнь я зарабатываю, торгуя косметикой. В такую жару продажи упали до минимума.

Как ни странно, у моего отдела стоял покупатель. Решив понаблюдать, как новая продавщица обслуживает клиентов, я затаилась за стойкой с летними сарафанами в соседнем отделе. Из укрытия мне было видно, как мужчина переминается с ноги на ногу, бросая быстрые взгляды на витрину. Но продавщица его игнорирует. Интересно, чем она так увлечена? Со своего места плохо видно рабочее место Натальи. Я потянулась, неловко ухватившись за стойку с одеждой. Со мной нельзя идти в разведку, я выдала бы себя сразу. Полюбоваться на меня, выбирающуюся из кучи разноцветных тряпок, сбежалось полмагазина. Хорошо хоть с хозяйкой этого отдела мы приятельствовали. И ее продавщицы на месте не было, иначе мне не удалось бы устроить засаду. Похоже, я спровоцировала покупательский ажиотаж. Когда подходила к отделу женской одежды, клиентов не было, а сейчас две женщины заинтересовались платьями, лежащими в куче на полу. Сработал эффект неожиданности, на витринах товар уже не замечают. Может и нам разбросать косметику по полу?

Мужчина оказался упорным, не спешил уходить. Заметив меня Наталья превратилась в любезного продавца : «Что вам показать? Для жены или подороже?» Бог мой, и это в наш торговый век! Мужчине нужен был вариант «подороже». За более чем десятилетнюю предпринимательскую деятельность, я испробовала массу способов, чтобы научить продавцов торговать. Даже вела тренинги по продажам. Большинство из моих талантливых учениц в настоящее время открыли собственное дело.

 А секрет удачной торговли невероятно прост: посмотри  на процесс глазами покупателя. Получилось – ты успешен. Только механизм «примерки» чужого образа удается не всем. Но Наталья даже не старается. Оторваться от увлекательных любовных перипетий героини романа ради покупателя сложно. Надо менять продавца. У Натальи нет блеска в глазах от удачи, хотя и есть материальная заинтересованность. Тип вечного пессимиста. Всегда легче жаловаться на судьбу, нежели попытаться поменять что-то. Наблюдая за ловкими движениями всегда улыбчивой продавщицы в продовольственном отделе, боролась с искушением переманить ее к себе. А вот моей Наталье не помешало бы денечек постоять среди пакетов с молоком, угождая вечно недовольным старушкам и капризным дамам.
Первый же шаг за порог магазина стер эти крамольные мысли вкупе с прочими из моей головы. За горячим маревом, миражом среди пустыни, высилась наша пятиэтажка.  Интересно, что вкладывают коммунальщики в понятие аврал? Наступление жары для них тоже аврал, и они перекрывают воду просто на всякий случай? Квартирки нашего дома заполнены емкостями для запаса воды. Бочки, канистры, фляги – обязательный предмет интерьера. Надо все же подумать о летнем отдыхе. Хорошо бы сейчас на речку или в лес. Что там Танюшка говорила о местечке под названьем Медвежья заводь? Может и правда, взять с собой Иришку с Дашей и отправиться на месяц, пить парное молоко?            

Квартира Ирины напоминала русскую баню.
- Решила для Дарьи запеканку творожную сделать, - виновато произнесла соседка.
- Это же верх безумства включать духовку. Ты посмотри на дочь.
Даша вяло играла в кубики, сидя на полу. По раскрасневшемуся личику видно, что и ей плохо от жары.
 – Давай выключай пыточную камеру, открывай все окна и пошли ко мне. Найдем чем твою малышку накормить.
- Тетя Настя, а я не хочу кушать, - жалобно произнесла девочка.
- Значит и не будем. Будем чай пить с пирогами. Чай хочешь?
- Чай хочу, - вздохнул ребенок.
Но у меня дома малышка не отказалась и от творога, предварительно накормив им свою куклу Лесю.
- Надо же, у меня она никогда не ела просто творог, только запеканку, - удивлялась мать.
- Ну, у тебя и Леся никогда творог не ела. А может, и правда, уедем подальше из этого города на природу. Татьяна, по-моему, предлагала неплохой вариант. Деревня почти заброшена. Надо только выяснить, туда автобусы ходят?
- Даже не знаю. Конечно, для Дарьи полезно воздухом подышать.
- А я знаю. Ты смотри, у тебя ребенок весь день дома сидит, на улицу выйти невозможно.
- Почему? Мы гуляем.
- Час перед сном? Возьмем с собой все самое необходимое, яйца и молоко, я думаю, на месте купить можно. Раз в неделю автолавка приезжает. А если не понравится, вернемся.

Решив разузнать подробности у Татьяны, зашла к соседке. Но мне никто не открыл. Решили добираться самостоятельно. Позвонила знакомому таксисту и договорилась о поездке в Медвежью заводь. Мы решили ехать, когда дневная жара немного спадет. Таксист Михаил подъехал к оговоренному времени. Узнав о предполагаемой цели маршрута,  сильно удивился.
- Я не знаю, где находится деревня. Можно попробовать поискать.
Мы решили искать,Татьяна указала нам ориентиры – старая трасса на Соколовогорск и расстояние в двадцать километров.
 
Для Даши предстоящая поездка стала настоящим приключением. Стоило выехать за город, как девочка заметно оживилась. Ее удивляли и коровы, сонно пасущиеся на бурой траве, и полоска леса, мелькнувшая вдали. Увидев пастуха верхом на лошади, она закричала: «Смотлите, лыцаль».
Старая трасса этот испытание для водителя и машины. Последний раз ее ремонтировали лет двадцать назад. А места здесь, действительно, живописные. Сосновые боры сменяют дубравы. Воздух, влетающий в раскрытые окна, хочется пить.

Судя по километровым указателям, мы приближались. Странно, уже столбик с долгожданной двадцаткой, а указателя деревни нет.
- Девчата, вы ничего не перепутали?
- Вообще-то нам подсказала подруга, а ты Михаил, все же таксист, местные поселения должен знать хорошо, - парировала я.
- Поселений в этих краях не так уж и много. Эту трассу лет двадцать как закрыли. Смотрите, впереди указатель.
Мы прочитали «Воробьевка 5 км».
– Ну что делать будем?
- Поехали в эту Воробьевку. Все равно, шансов встретить кого-то по пути никаких.
 Михаил свернул на грунтовую дорогу. Салон машины заволокло клубами пыли, окна пришлось закрыть. Картина, которую удавалось разглядеть сквозь завесу, впечатляла. Некогда возделываемые поля, заросли бурьяном, который вымахал в человеческий рост. И среди этих джунглей виднелись кем-то протоптанные дорожки. Чем ближе к деревне, тем больше и шире были эти тропинки.
- Здесь давно не ступала нога человека, - заметил Михаил.
- Почему ты так решил?- спросила я, заранее зная ответ.
- Даже единственная дорога начала зарастать. И судя по спидометру, мы уже в Воробьевке. Ты видишь следы цивилизации?
- Если покосившаяся крыша на деревянных столбах, это следы - то мы у цели. Вскоре, между зеленью показались крыши. Ни заборов, ни палисадников – странное место. Вокруг ни души. Михаил остановил машину.
- Ну что, девчонки, надо идти на разведку. Люди здесь есть, нутром чую, только прячутся умело.

И словно в ответ на его слова, из ближайших зарослей показался мужичок.
– А скажи-ка, любезный, - обратился к нему наш водитель, - далеко ли отсюда Медвежья заводь?
Мужчина почесал грязной рукой не менее грязный лоб, и промолвил:
- Это, какая-такая заводь? Медвежья, говоришь? Да километров двадцать будет. Да и не добраться до нее, дорога-то заросла, - он махнул куда-то в самую гущу бурьяна.
- Что же ты, леший, людей смущаешь? – Рядом с мужичком непонятно откуда материализовалась особа женского пола.

 Одетая в непонятные вытянутые трико некогда малинового цвета и черную футболку, она с кокетством, свойственным всем женщинам, подвязала какое-то подобие шейного платка. Дама пьяно икнула, захихикала, утираясь кончиками платка и добавила:
- А зачем им поселковой дорогой-то ехать? Они и по шоссе доедут.
- На каком километре поворот-то на эту заводь? – Михаил оживился.
- Да на двадцатом, – женщине льстило внимание водителя. Она даже начала тоненько хихикать и опускать глаза.
- Мы проезжали, нет там никакого указателя.
- А его еще в прошлом годе ребятки на спор выдернули, - к потупившемуся взору добавилось игривое покачивание ножкой в рваном ботинке.
- Ириш, смотри, как кокетничать надо, - прошептала я соседке.
- Да отсюда поедете – направо, там и грунтовку видно. Километра через четыре и Медвежья заводь. Вам зачем? Может, с нами отдохнете? – Дама пустила в ход последний козырь - под долгий нежный взгляд, она медленно развязывала свой платочек. Такой вот стриптиз по-деревенски. Кажется наш Мишка, наконец, почувствовал что-то, он с такой поспешностью нырнул обратно на водительское место, что мы с Иришкой не выдержали и засмеялись в голос. 
- Михаил, ты пользуешься популярностью, - не упустила случая подшутить над мужчиной.
- Сами бы спрашивали, - проворчал он тихо, но по тому, как машина рванула с места, такая популярность сильно напугала его.
- В России, какая беда главная? – Обратился к нам мужчина.
- Дураки и дороги, ты ждал от меня банальностей? – ответила я.
- Кроме дураков и дорог, в России еще одна, более страшная беда, это дураки, указывающие какой дорогой идти, –  глубокомысленно изрек Михаил.

Свернув с трассы по еле заметной грунтовке, мы вскоре выехали к небольшой деревне. Казалось, мы попали в совершенно иной мир. Резные окошки, террасы, мансарды, утопающие в зелени. Вдоль главной улицы раскинулась тенистая липовая аллея. Мы проехали мимо фонтана, правда, неработающего.

- Что это? – Только и вымолвил Михаил. Мы уже решили, что по ошибке завернули на какую-то базу отдыха. Среди листвы, проглядывало большое административное здание из белого камня. Ухоженная цветущая клумба, скамейка, выкрашенная совсем недавно. Мы вышли из машины. Дарья сразу же побежала к цветам.
- Мама, тетя Настя, какие цветочки!
- Доченька, только не рви.
- Ирина, тебе не кажется странным, что мы не встретили ни одного человека, ни одной живой души?
- Даже петухов не слышно.
 Словно в ответ на реплику подруги раздался распевный петушиный крик, который подхватили еще несколько голосов в разных концах улицы. Липовая аллея терялась в густо разросшихся кустах сирени. Место завораживало, переносило на столетия назад во времена дачников-дворян, коротающих досуг за прогулками и неспешными беседами. Когда из зарослей материализовался странно одетый мужчина, я не удивилась. Это мы выглядели странно на этой аллее, а мужчина в светлой льняной паре и светлой же шляпе, выглядел гармонично. Он бодро направлялся в нашу сторону.
- Позвольте представиться, молодые люди – Михаил Львович, местный старожил.
- А я Дашутка, - девочка протянула мужчине ладошку, в которой был зажат сорванный, вопреки предупреждению матери, цветок.
- Очень приятно, молодая барышня, - мужчина склонился в почтительном поклоне.
Мы представились.
- Это Медвежья заводь?
- Вы не ошиблись. А позвольте полюбопытствовать, вы кого-нибудь ищете?
- Да, нам нужна Екатерина, к сожалению, не знаем отчества.
- Вероятно, Екатерина Максимовна. Разрешите, я вас провожу до ее дома.
- Мы были бы вам очень признательны, - мои спутники не могли прийти в себя от увиденного, поэтому разговор поддерживала только я. Дашутка помогала, как могла. Она быстро прониклась расположением к встреченному дедушке, и обратилась сразу к нему:
- А у вас качельки есть?
- Есть, милая. Я тебе попозже покажу, хорошо?
- Хорошо, - покладисто согласилась девочка, беря за руку нового знакомого.
- А вы кто, извиняюсь, будете Екатерине Максимовне?
- Нам ее порекомендовала знакомая. Говорят, у вас тут можно домик на лето снять?
- Конечно можно. Вам сдадут не только у Екатерины Максимовны. Знаете ли, это сейчас наш поселок опустел. А лет двадцать назад, здесь кипела жизнь. Здание, к которому вы направлялись – дом культуры. У нас же здесь места очень красивые. Большинство жителей переехали из Соколовогорска. Когда-то приезжали сюда на летнее время, у нас и экспериментальные поля, и база отдыха в Медвежьей заводи располагались. Только вот сейчас осталось нас тут совсем немного. Всего четырнадцать домов обитаемы. И во всех, как вы понимаете, люди довольно преклонного возраста. Но мы уже почти пришли.
Мы, действительно, подошли к довольно высокому забору, за которым слышался собачий лай.
- Вы не бойтесь, Жучка у Екатерины Максимовны, скорее, вместо звонка.
Калитку открыла пожилая женщина, одетая в яркое платье. Большая соломенная шляпа отбрасывала тень на лицо хозяйки.
- Вы ко мне?
- Екатерина Максимовна, нам порекомендовала вас Татьяна, ваша племянница. Мы ее соседки. Нам бы хотелось снять домик в вашем поселке на остаток лета.
- Проходите в дом. Я очень рада гостям. Но Татьяна, вероятно, сообщила, что у нас здесь нет воды, и удобства, сами понимаете, на улице.
- А вот баня есть. И какая баня, - подал голос Михаил Львович. – Екатерина Максимовна, позвольте, я представлю свою даму. Это Дарья.
- Очень приятно.
Обстановка в доме Екатерины Максимовны не разрушила нашего почти мистического ощущения перемещения во времени. Комод, круглый стол, старинный диван с валиками, даже пианино, казались декорацией, а не реальными предметами интерьера. А вот бытовой техники не наблюдалось. Лишь с веранды доносилось урчание старенького холодильника.
- Мне здесь так нравится, - почему-то шепотом произнесла Ирина.
- Этот дом слишком большой для меня одной. Здесь есть и второй вход. Хотите, я вам его покажу?
-  Конечно.
- Тогда пройдемте. Я должна извиниться, во вторую половину заглядываю редко, и поэтому там жуткий беспорядок.

Мы вышли во двор, миновали угол дома по выложенной камешками тропинке, и оказались перед сильно обветшавшей дверкой. Хозяйка не без усилий открыла заржавевший замок, и мы зашли в довольно большой, но очень темный холл. Из него вели сразу несколько дверей, за одной из которых оказалась лестница. Старая мебель, прикрытая чехлами, пыль и паутина, да еще и полумрак, который царил в этой части дома, создавали мрачное впечатление. Хозяйка догадалась о нашем настроении и предложила:
-  Я еще присматриваю за домом Елизаветы Андреевны. Она перебралась в город, дом стоит совершенно пустой. Не хотите ли посмотреть? Это совсем близко. Мы с вами будем соседями, да и плату я с вас никакую не возьму.
- Конечно, мы посмотрим, - в глазах Иришки проснулся огонек интереса. Давно я не видела свою подругу такой. Только ради этого стоило бы затеять этот летний переезд.

Дом Елизаветы Андреевны понравился нам еще издали. Хотя он пустовал, он не создавал ощущение запущенности. Двухэтажный, как большинство домов в поселке, он стоял в некотором отдалении от центральной улицы.  От дома Екатерины Максимовны к нему вела какая-то совсем уже сказочная сосновая аллея. Рядом с входом приютились старенькие качели. Первый этаж представлял собой небольшую гостиную с выходом на кухню и крытую террасу. Комнаты второго этажа имели все необходимое для жизни. А на мансарде расположилась большая библиотека. Правда книги, в основном, по генетике и селекции. Окна мансарды выходили на лес, который примыкал вплотную к дому. Среди листвы осколками зеркала проблескивали небольшие лесные озера.
- Как здесь хорошо, - выдохнула я, - а до тех озер далеко?
- Мы бы не советовали вам ходить туда. Здесь, совсем недалеко есть речка. Хотите, я вам покажу? - Михаил Львович проследовал за нами и в дом Елизаветы Андреевны.
- Нам здесь все нравится. Только как же с продуктами?
- У нас на весь поселок восемь коров. Нам хватает, с молоком у вас проблем не будет. Яйца можно приобрести в каждом дворе. Зелень и овощи тоже. Хлеб печем сами, а вот с крупами, мукой и прочим приезжает Сергей раз в неделю. Но если у вас есть машина, вас это не должно беспокоить.
- Машины у нас нет. Это всего лишь такси.
- У нас лишь довольно древний мотоцикл Михаила Львовича.
- Екатерина Максимовна права. Иногда я делаю на нем противозаконные вылазки. Документов на моего коня не предусмотрено. Не поверите, мотоцикл этот – вещь совершенно уникальная, это военный трофей, времен второй мировой.

Место это волшебным образом меняло сознание. Уезжать не хотелось.  Бархатистые сумерки спускались на округу. Поселок ожил. Мы слышали и мычание коров, и блеяние овец, и звон ведер, все это под пенье птиц и стрекотанье кузнечиков. Пахло чем-то мятно-пряным. Дашутка уже зевала. Ее напоили свежим молоком, и мы стали собираться, дав обещание приехать в ближайшее время.
В машине девочка уснула, зажав в кулачке сорванный цветок. Мы молчали,  боясь спугнуть очарование вечера. Уже прощаясь, Михаил все же заметил:
- Девчата, это просто фантастика. Никогда ничего подобного не видел.
- Мне там очень понравилось, - тихо добавила Ирина. Наш переезд стал делом решенным.