О ситуации

Гуго Вормсбехер
Председателю Верховного Совета
Российской Федерации
Хасбулатову Р.И.

            Уважаемый Руслан Имранович!

            Считаем необходимым проинформировать Вас о ситуации, сложившейся с решением проблемы российских немцев.
            В настоящее время для реализации проблемы создана правовая основа: приняты Закон о реабилитации репрессированных народов, указы Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по реабилитации российских немцев", "О создании в Поволжском регионе поселений российских немцев на базе агрокомплексов и гарантиях их социально-экономического развития", а также указы Президиума Верховного Совета Российской Федерации "Об образовании Азовского немецкого национального района в Омской области" и "Об образовании Немецкого национального района в Алтайском крае". Созданы комиссия Правительства Российской Федерации по проблемам российских немцев и Управление по проблемам российских немцев в составе Госкомнаца Российской Федерации.
            В соответствии с российско-германскими договоренностями:
            - подписан протокол между Россией и Германией о возрождении государственности российских немцев;
            - создана Межправительственная российско-германская комиссия.
            Однако ситуация остается сложной. Продолжается массовый выезд. В среднем ежегодно выезжает более 150 тысяч человек, ущерб от этого, по подсчетам специалистов, составляет 1,6 триллиона рублей. Имеются серьезные противоречия в подходах к воссозданию немецкой автономии в Поволжье.
            Основными причинами создавшегося положения являются сложная политическая и экономическая ситуация в России, отсутствие механизма реализации принятых решений, а также отсутствие финансирования. Необходимо отметить и ошибочность ряда прежних подходов: сведение проблемы к восстановлению автономной республики на Волге; радикализм требований части российских немцев, ориентированной на выезд ("восстанов-ление автономии только на Волге, только в прежних границах и немедленно"); ориентация на решение проблемы "сверху", из центра. Не позволяло выйти из тупика и отсутствие альтернатив поволжскому варианту.
            В этой ситуации необходимы, на наш взгляд, новые, реалистические подходы к проблеме. Главной целью следует определить не автономию на Волге, а сохранение российских немцев как народа, что предполагает:
            создание национально-территориальных образований (компактных поселений, национальных сельсоветов, районов, округов, республики);
            обеспечение национально-культурной автономии (для немцев, проживающих вне компактных поселений);
            создание экономической инфраструктуры (для самофинансирования в социальной сфере, области культуры, образования);
            самоуправление.
            Основным методом решения национальной проблемы российских немцев видится её сочетание с решением крупной экономической проблемы регионов России. В настоящее время 17 областей России (в основном европейской части) выразили готовность принять российских немцев (в  общей сложности около 1,5 миллиона человек), предоставив им возможность компактного расселения.
            Учитывая, что из Средней Азии, Киргизии и Казахстана немцы (около 1,5 миллионов) должны выехать, т.к. не имеют там национального будущего, а приглашения на Украину не находят особого отклика у российских немцев, возникает уникальная возможность решить проблему российских немцев одновременно с давней проблемой освоения Нечерноземной зоны (впрочем,  Черноземной тоже) и, таким образом, с продовольственной проблемой Европейской части России, городов Москвы и Санкт-Петербурга. При этом производство основной товарной массы хлеба могло бы быть перемещено из Казахстана в Россию, что позволило бы России уже через несколько лет отказаться от импорта зерна.
             Такие масштабные практические шаги не только предотвратили бы серьезные потери России от выезда немцев и содействовали решению её крупных стратегических задач, но и привлекли бы значительные инвестиции из Германии, укрепили бы сотрудничество и отношения с ФРГ, а также могли бы дать пример современного решения одного из крупнейших национальных вопросов России.
            В качестве конкретных шагов представляется целесообразным следующее:
            1. Поддержать инициативу областей Российской Федерации по приглашению российских немцев.
            2. Обеспечить правовую (законодательную) и политическую гарантию национального будущего российских немцев в намечаемых местах их компактного проживания.
            3. Создать механизм решения проблемы - орган, имеющий необходимые полномочия и возможности для реализации её от стадии разработки до полного решения. Видимо, это должен быть орган на уровне Госкомитета (Госкомитет по проблемам российских немцев). При этом следует иметь в виду, что чем быстрее и больше средств будет вложено в решение проблемы, тем быстрее и больше будет экономическая и политическая отдача (можно, видимо, согласиться с тезисом, что национальная проблема российских немцев является сегодня самой рентабельной экономической проблемой России).
            Здесь потребуется:
            создание самого Госкомитета по проблемам российских немцев (принятие постановления, выделение средств на содержание, выделение помещения);
            создание Фонда "Российские немцы" (Указ Президента принят 15 декабря 1992 г.);
            создание Российского Немецкого банка;
            выделение достаточных средств под проблему, которые и для российских немцев, и для Германии стали бы знаком того, что Россия действительно хочет, и серьезно, решить проблему - от этого зависит поддержка обеих сторон. (Размеры финансирования должны, видимо, соответствовать задаче создания социально-экономической и культурно-образовательной инфраструктуры, уравнивающей российских немцев с другими российскими народами - это один из главных критериев реабилитации репрессированного народа).
             4. Разработать, совместно с представителями регионов, российских немцев и Германии, Государственную программу решения проблемы российских немцев - по этапам, по регионам, по отраслям (национально-территориальные образования, экономика, социальные вопросы, национальная культура, образование).
            5. Одним из важнейших условий решения проблемы российских немцев является сегодня правильный выбор партнера в их движении. Существуют два главных направления в этом движении.
            Одно - это общество российских немцев "Видергебурт" (бывшее Всесоюзное общество советских немцев "Возрождение"), которое объединяет сегодня в основном немцев, решивших эмигрировать; из представителей этого общества был избран на съезде советских немцев Межгосударственный Совет по реабилитации немцев бывшего СССР, также  ориентированный на выезд. При обществе "Видергебурт" создана предпринимательская структура с названием "Международный Союз немецкой культуры". Политика "Видергебурт" отличается крайним радикализмом, ультимативностью и деструктивностью.
            Второе - Международный Союз российских немцев (бывший Союз немцев СССР), который объединяет немцев, связывающих свое будущее с Россией. Его цель - сохранение российских немцев как народа; эмиграцию он воспринимает как одну из форм ассимиляции, т.е. исчезновения народа; Союз стремится реалистично оценивать ситуацию и конструктивно содействовать решению проблемы российских немцев на территории России.
            Учитывая интересы России, а также всё большее стремление Германии дистанцироваться от позиции "Видергебурт", представляется целесообразным для России сотрудничество с российскими немцами на платформе Союза российских немцев.

            Председатель Комиссии Верховного Совета РФ
            по репрессированным и депортированным народам                А. Аникиев

            Председатель Международного Союза
            российских немцев                Г. Вормсбехер

                18 января 1993 г.