Берлиоз

Константин Рыжов
Гектор Луи Берлиоз  родился в декабре 1803 г.  в городке Ла-Кот-Сент-Андре близ Гренобля, в семье врача. В юности он брал уроки игры на флейте, флажолете и гитаре, но так и не научился играть на фортепьяно (редкое исключение для композитора-романтика!) В 1821 г., повинуясь воле родителей, Берлиоз поступил в Медицинскую школу в Париже. Однако, он не имел никакого влечения к профессии врача. «Быть врачом! Изучать анатомию! Вскрывать трупы! Присутствовать на отвратительных операциях, вместо того чтобы  отдаться душой и телом музыке – этому величественному искусству, благородство которого я уже начал постигать. Покинуть небеса ради жалкого прозябания на земле…» С трудом проучившись пять триместров, Берлиоз бросил Школу и в 1827 г. поступил в Парижскую консерваторию. Наступила героическая эпоха тяжкой нужды. В мемуарах Берлиоз повествует  о строгой экономии, царившей в его «ведомстве съестных припасов», где главенствовала  копченая селедка.  В том же году он познакомился с ирландской актрисой Генриеттой Смитсон, которая блистала в роли Офелии и Джульетты. Берлиоз пламенно влюбился в нее, едва увидел на сцене. Но актриса упорно отвергала его ухаживания и не отвечала на письма. Тогда композитор решил покорить ее другим способом – сочинить в честь любимой симфонию. Он взялся за дело, и через три месяца «Фантастическая симфония» - одно из величайших его творений, была закончена.

 «ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ» (1830).  Здесь впервые в симфоническом жанре был запечатлен сложный, раздираемый душевными противоречиями   душевный мир романтического героя. По существу, Берлиоз  создал новый художественный жанр – жанр симфонического романа, полностью преобразовав  и традиционный сонатно-симфонический цикл, и состав симфонического оркестра. Сочинение начинается со вступления, о котором в программе говорится следующее: «Молодой музыкант с болезненной  чувствительностью  и горячим воображением, в припадке любовного отчаяния отравляется опиумом. Наркотическая доза, слишком слабая для того, чтобы  причинить ему смерть, погружает его в тяжелый сон, сопровождаемый странными видениями, во время которого  его ощущения, чувства и воспоминания претворяются в его больном мозгу в музыкальные мысли и образы. Сама же любимая женщина становится для него  мелодией  и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду». Постепенно из медленной мелодии вступления  складывается основная  тема симфонии, ее лейтмотив, олицетворяющий образ возлюбленной. Он является главной  партией сонатного allegro, в которой в основном написана первая часть симфонии - «Мечтания. Страсти». Вторая часть симфонии «Бал» - это мягкий, изящный  вальс, начинающийся  после эффектного вступления (здесь впервые в истории симфонической музыки появляются две арфы). Третья часть симфонии «Сцена в полях». Спокойные, светлые образы природы и ищущий на ее лоне отдохновения смятенный, обуреваемый тоской и отчаянием герой – получают здесь необычайно рельефное, картинное воплощение. Начинается дуэт английского рожка и гобоя, имитирующий пастушеские свирельные наигрыши. Скрипки, дублированные флейтой, запевают ясную, созерцательную тему широкого мелодического дыхания. Но вновь появляется лейтмотив, звучание становится тревожным. Постепенно волнение охватывает весь оркестр, достигая своего  апогея в момент кульминации. Через некоторое время звуковой колорит проясняется, оркестровая ткань становится прозрачной, и вновь наступает блаженный покой.  Четвертая часть симфонии вносит резкий контраст по отношении ко всем  предшествующим.  Она называется «Шествие на казнь». В программе читаем: "Герою снится, что он убил свою возлюбленную, осужден на смерть и его ведут на казнь. Картеж приближается под звуки марша, то мрачного и жестокого, то блестящего и торжественного. Глухой  шум мерных шагов чередуется  с взрывами громких криков. В конце навязчивая идея  появляется на мгновение, как последняя мысль о любви, перываемая роковым ударом". Музыка четвертой части и в самом деле  воспринимается как зловещий марш, который исполняет громадный оркестр с участием тяжелой меди – трех тромбонов  и двух труб, а также большого количества ударных инструментов. Уже вступление воспринимается  как неуклонно надвигающиеся неумолимое, страшное шествие. А основная тема марша - нисходящая, отрывистая – звучит как тема грозного рока. Постепенно оголенное, прямолинейное движение виолончелей и контрабасов обрастает другими голосами, перебивается резкими возгласами. И вдруг возникает новый – блестящий, торжественный и вместе с тем зловещий – марш, исполняемый всей духовой группой.  Возвращающаяся первая тема благодаря сложным, необычным оркестровым эффектам приобретает жуткий, гротескный характер. Неожиданно невыносимо громкое звучание обрывается, и во внезапно наступившей тишине у солирующего кларнета  появляется лейтмотив – воспоминание о возлюбленной. Но мощные аккорды всего оркестра прерывают его, возвещая о свершившейся казни. За четвертой частью следует мрачный фантасмагорический финал – пятая часть, которая называется  «Сон. Ночь на шабаше ведьм». Вот ее программа: «Он видит себя на шабаше, среди ужасного скопища  теней колдунов, всякого рода чудовищ, собравшихся на его похороны. Странные шумы, стоны, взрывы смеха, заглушенные крики, которым как будто издали отвечают другие. Мелодия любимой вновь появляется; но она потеряла свой характер благородства и застенчивости; она превратилась в мотив грубого, непристойного танца; это «она» прибыла на шабаш. Рев радости при ее прибытии… она растворяется в дьявольской оргии…  звуки погребального колокола, шутовская пародия на заупокойную мессу, вихрь шабаша и католический гимн вместе». Вся эта картина торжества нечисти представлена в музыке Берлиоза с потрясающим талантом и изобретательностью. Словно из рога изобилия появляются все новые и новые оркестровые эффекты: то шелестящее тремоло скрипок и альтов в высоком регистре, то глухие, словно подземный гул, ходы виолончелей и контрабасов, то писк флейт и гобоя. И вдруг у кларнетов возникает неузнаваемо изменившаяся, искаженная тема возлюбленной – гротескно,  крикливо, пронзительно. Неистовое, вихревое движение внезапно обрывается, и на фоне колоколов  у труб и фаготов появляется мрачный мотив  средневекового католического хорала «День гнева». Однако и он тоже пародируется, обретая зловещее, шутовское звучание. А затем следует хоровод шабаша ведьм, построенный в виде  фугато, то есть с проведением темы в разных голосах оркестра. Демонический финал, а вместе с ним и все замечательное творение Берлиоза завершается стремительным вихрем буйного, сатанинского танца.

"Фантастическая симфония" поражает своей свежестью и новизной. Однако более важную роль в судьбе композитора  сыграло другое произведение, написанное в том же 1830 году - кантата  «Сарданапал» (по одноименной трагедии Байрона), за которую Берлиоз получил Большую Римскую премию, дававшую лауреату право на поездку в Италию. Композитор долго добивался этой чести, но провел за Альпами всего два года. Итальянская музыка ему однозначно не понравилась. («Их музыка – шлюха! – писал он. – Издали  ее манеры указывают на распутство, а вблизи ее пошлый язык выдает дурость»). В 1833 г. Берлиоз возвратился в Париж и вопреки воле родителей женится на Смитсон. (Брак этот, к сожалению, оказался очень неудачным).

В середине 30-х годов правительство Франции решило  почтить  память жертв Июльской революции исполнением какой-либо новой  траурной мессы. Берлиозу было поручено  сочинить «Реквием» (1837), который имел огромный успех. Однако это было скорее исключение из правила. Париж Берлиоза однозначно не жаловал. Тридцать лет он упорно пытался завоевать французскую публику, но она всегда относилась к нему с желчью и ненавистью. Берлиозу приходилось зарабатывать на жизнь не своими музыкальными произведениями, а изнурительной «поденной» работой газетного рецензента. Никогда не имея достаточно досуга, он продолжает писать новые шедевры, создает оперу «Бенвенуто Челлини» (1838), симфонию «Ромео и Джульетта» (1839), «Траурно-триумфальную симфонию» (1840), драматическую легенду «Осуждение Фауста» (1846). Исполнение большей части этих произведений закончилось провалом в Париже, но они имели огромный успех за границей – в Германии, Австрии, Англии и России.

В 1854 г. умерла Генриетта, с которой Берлиоз уже давно не жил. В том же году он  женился на своей давней возлюбленной Марии Ресио. Из поздних произведений композитора следует упомянуть оперу «Троянцы в Карфагене» (1858), которая после долгих проволочек и с немалым трудом была поставлена только в 1863 г., но не удержалась в репертуаре и была снята после двадцати спектаклей. Умер Берлиоз в марте 1869 г.  в полной беспросветной нужде, больным, непонятым и забытым соотечественниками.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281