Главная цель - сохранение народа

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Главная цель - сохранение народа
(Доклад на III съезде российских немцев
26-28 февраля 1993 г.)

             То, что проблема российских немцев заведена в прочный тупик, вроде всем нам ясно. Есть ли выход из сложившейся ситуации?
      Ещё полгода назад его не было видно. Сегодня он реален. Но чтобы убедиться в этом, нужно сначала выяснить, почему проблема оказалась в тупике? Что в действительности нам, российским немцам, нужно? Почему решить нашу проблему - в интересах России? И как эта проблема может быть эффективно решена?
                *    *    *
            Есть три документа, составляющие правовую основу для решения проблемы российских немцев:
            - Закон о реабилитации репрессированных народов;
            - Указ Президента России об образовании немецкого национального района и округа в Поволжье;       
            - Протокол о сотрудничестве России и Германии в деле восстановления автономной республики на Волге.
            Для работы над реализацией этих документов создан ряд органов:
            - Межправительственная российско-германская комиссия;
            - Правительственная (российская) комиссия;
            - Управление Госкомнаца РФ по проблемам российских немцев;
            - Оргкомитет по реализации Указа Президента РФ.
            Однако за вот уже почти два года со времени принятия Закона о реабилитации репрессированных народов практически для реализации этих документов ничего не сделано.
            Конкретная работа идет лишь в двух немецких национальных районах - на Алтае и в Омской области, в основном за счет инвестиций из Германии.
            Сложилась ситуация, когда 2 миллиона российских немцев, не имея надежды на будущее в России, не желая больше верить в обещания, в законы и указы, вынуждаются к выезду в Германию.
            Германия всегда весьма корректно вела свою политику содействия России в решении проблемы российских немцев. Однако невыполнение российской стороной совместно подписанных документов заставляет её все больше быть сдержанной. Ибо оказанная  ею  помощь, не приведя к ожидаемым результатам, вызвала обоснованный вопрос: а стоит ли ещё пытаться сделать что-то для немцев в России? Не проще ли принять всех в Германии? Тем более, что, по подсчетам ученых, прием двух миллионов российских немцев даст ей чистую прибыль в размере 84 миллиардов марок.
            Если это произойдет, то Россия понесет не только огромные экономические потери (около 30 триллионов сегодняшних рублей), но существенно уменьшится и её интеллектуальный, культурный, нравственный потенциал. Видимо, отразится это и на российско-германских отношениях. Особенно если учесть, что два  миллиона российских граждан, после 50 лет репрессий и дискриминации, в  очередной раз обманутые, принужденные покинуть свою Родину, обобранные дочиста мздоимцами на местах и московской мафией перед выездом, переехав в Германию, могут со временем образовать серьезный потенциал негативного отношения к России.
                *   *    *
            Почему же проблема оказалась в таком тупике? Сегодня можно назвать несколько причин.
            России как суверенному государству проблема российских немцев перешла от СССР, уже во многом заведенная в тупик. Закон о реабилитации  репрессированных  народов  был  принят  российским парламентом стоя, под аплодисменты, и представляет собой горячее выражение сочувствия оскорбленным народам, стремление скорейшим образом и кардинально восстановить справедливость по отношению к ним. Однако он не был дополнен  механизмом  его  реализации и выделением средств.
            Указ Президента РФ об образовании национального района и округа в Поволжье воспринимался уже как конкретный шаг в выполнении Закона, однако отсутствие эффективного механизма исполнения Указа и невыделение средств также не позволило его реализовать.
            Протокол о сотрудничестве в деле восстановления автономной республики на Волге, подписанный Россией и  Германией, мог бы восприниматься как серьезный шаг вперед,  но  и  здесь  до  сих пор нет механизма его реализации и финансового обеспечения. Всё это свидетельствует о существовании каких-то серьезных противодействующих причин.
            Сегодня эти причины представляются достаточно ясными. К ним можно отнести следующее:
            1. Российское руководство, как в свое время и союзное, основные свои усилия вынуждено направлять на удержание власти. Решить в этих условиях какие-либо крупные проблемы - не только нашу - почти исключено.
            2. В результате процесса децентрализации власти произошло серьезное разгосударствление политики, в том числе национальной. Центр игнорируется практически полностью. (Яркий пример: Энгельсский районный Совет принял решение о нецелесообразности выполнения Указа Президента по созданию немецкого национального района в Саратовской области).
            3. Суверенизация  национально-территориальных  образований, как можно заметить, также вызывает серьезное беспокойство у центральной власти. В этих условиях восстановление республики немцев Поволжья представляется, видимо, как  ещё  один  возможный очаг сепаратизма.
            4. Сдерживающее воздействие оказывают экономические сложности страны и размеры необходимых инвестиций. Потери страны от выезда российских немцев, конечно, велики, но они окончательно скажутся при другом руководстве, а средства на их предотвращение требуются ведь от сегодняшнего. Неспособность и нежелание власти действовать в стратегических интересах России, вынужденная  конъюктурность государственной политики - ещё одна причина прозябания проблемы российских немцев у парадного подъезда Белого дома.
            5. В России практически не было до сегодняшнего дня органа, который имел бы необходимые полномочия и возможности для разработки и осуществления национальной политики в рамках государства. Локализация этой задачи в ряде кабинетов разрозненно и  часто в пику друг другу действующих должностных лиц сводила на нет осуществление даже малых намерений. Поэтому можно сказать, что в России не было до сих пор и вообще национальной политики. Будем надеяться, что в ближайшее время ситуация изменится.
            6. Нет в России сегодня и научно проработанной концепции решения проблемы российских немцев. Первая концепция - поэтапного восстановления республики на Волге, предложенная в своё время нашим Союзом и принятая Правительством РФ, нуждается сегодня уже в существенных коррективах, вторая наша концепция только еще представлена.
            7. Серьезное противодействие восстановлению республики на Волге оказала в своё время часть прежнего руководства Саратовской и Волгоградской областей, манипулируя мнением населения.
            Сегодня на Волге прежнего накала страстей нет. Резкое снижение уровня жизни, оставшиеся и усугубившиеся социальные проблемы, надвигающаяся безработица в результате конверсии на скопленных в регионе оборонных предприятиях заставляют многих изменить свое отношение к тому, что вчера отвергалось.
            8. Ограниченной по времени была и эффективность выбранного метода решения проблемы. Восстановление Республики решением "сверху", указом, еще реальное в 1988 году, с середины 1989 года уже было нереальным. Подобные задачи могли в новых условиях решаться только в широком контексте внутренней и внешней политики, а не как отдельная проблема.
            Жизнь еще раз показала: благородных порывов, даже всех народных депутатов вместе, недостаточно для свершения таких событий; эти события должны быть еще и исторически всесторонне детерминированы.
            9. Тактически верно, но стратегически ошибочно была с самого начала сформулирована и цель российских немцев: только восстановление АССР немцев Поволжья. Республика - средство, а не цель. Но коррективы своевременно не были внесены.
            10. Отрицательную роль сыграл также радикализм части движения российских немцев, ориентированной на эмиграцию и выдвигавшей, исходя из этого, всё более невыполнимые условия восстановления государственности (только на Волге; только в прежних границах; срок - полгода; и ничего, кроме республики).
            11. И, наконец, не позволяло выйти из тупика отсутствие, до недавнего времени, возможностей сделать что-либо в других регионах.
            Нетрудно заметить, что любой из этих причин достаточно, чтобы проблема российских немцев не была решена; вместе они неизбежно должны были завести ее в глухой тупик.
            Что же всё-таки позволяет надеяться на выход из этого тупика? На наш взгляд - это новая ситуация, сложившаяся вокруг проблемы российских немцев, и возможность новых подходов к ее решению.
            Проблема российских немцев - мы убеждены - сегодня может быть решена. Что для этого нужно сделать?
            Во-первых, следует внести существенные коррективы в постановку проблемы.
            Стратегически главная цель российских немцев - не восстановление республики  (это, повторяю, лишь средство), а сохранение их как народа. И для достижения этой цели необходим комплекс средств. Основные из них следующие:
            - национально-территориальная автономия в виде сети сельских Советов, районов, округов, земель, автономной республики - что позволит народу опять быть вместе;
            - создание собственной экономической базы для решения социальных вопросов, вопросов культуры и образования:
           - национальное самоуправление (местное и межрегиональное), наличие представительных и исполнительных органов разных уровней;
            - и, наконец, национально-культурная автономия для немцев, проживающих вне национально-территориальных образований.
            То есть решение проблемы российских немцев требует осуществления широкого спектра политических, экономических и национально-культурных задач, в котором восстановление государственности - лишь одно из средств. Сводить сегодня всю проблему российских немцев только к восстановлению республики - явно недостаточно.
            По-новому нужно подойти и к вопросу о реабилитации российских немцев как одного из репрессированных народов. Сегодня реабилитация народа заключается, на мой взгляд, не в возвращении ему прошлого, а в обеспечении ему будущего. То, что было у нас отнято, уже не может быть нам возвращено, а то, что может быть возвращено, уже не способно обеспечить нам будущее.
            По-иному нужно взглянуть и на то, что является движущей силой в решении проблемы российских немцев. Сегодня уже недостаточно одного мотива восстановления справедливости. Сегодня слово имеет экономика. Поэтому  единственный реальный путь нынче видится в том, чтобы связать решение нашей национальной проблемы с какой-либо крупной экономической проблемой России или ее регионов.
            Предотвращение дальнейшего выталкивания российских немцев в Германию, а также прием тех немцев, которые вместе с другим русскоязычным населением вытесняются из Средней Азии, Киргизии и Казахстана, позволило бы России избежать громадных потерь.
            Наконец, сегодня принципиально изменилась и ситуация для решения проблемы российских немцев. Если раньше ее решение связывалось только с территорией бывшей АССР НП, то сегодня Поволжью есть серьезные альтернативы. Уже около двадцати областей России, в основном европейской ее части, выразили готовность принять в общей сложности более 1,5млн. российских немцев, обеспечив им компактность проживания и наделение землей на условиях бессрочной безвозмездной аренды и передачи по наследству. Наиболее крупное предложение выдвинула Псковская область - 500 тыс.чел.
            То есть мы видим, что различные регионы, будучи вынуждены сегодня самостоятельно искать пути преодоления своих трудностей, пришли почти одновременно к тому же выводу, что и мы: попытаться совместить решение своих экономических проблем с решением национальной проблемы российских немцев. Расчет прост: немцы известны как хорошие работники; множество сел в областях из-за оттока населения в города обезлюдело, земли заброшены; приезд немцев позволит возродить эти земли, сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность; инвестиции под немцев со стороны России и, возможно, Германии позволят во многом преобразить область, и уж во всяком случае накормить население.
            Можно, таким образом, сказать, что к проблеме российских немцев сегодня подключаются такие интересы и такие движущие силы, что она в принципе может быть решена. Более того, с ее помощью можно одновременно внести серьезный вклад в решение давних проблем Нечерноземья и Черноземной зоны; обеспечение продовольствием Москвы и Санкт-Петербурга и, что не менее важно, - переместить в значительной мере товарное производство зерна из Казахстана в Россию. А это, в свою очередь, позволило бы России избавиться от давней своей боли - импорта зерна. Национальная проблема российских немцев предстает, таким образом, сегодня самой рентабельной экономической проблемой России.
            Возникает иногда вопрос: а не повлечет ли за собой создание национально-территориальных образований российских немцев ущемления прав местного (русского) населения или стремления отделиться от России?
            Можно с уверенностью сказать, что и то, и другое исключено. По двум причинам.
            Первая. В такие образования поедут лишь те немцы, которые хотят сохранения своего народа, т.е. которые связывают свое будущее с Россией, и "отделяться" им от нее - это нонсенс. Те же, кто свое будущее видит в Германии, уже уехал или еще уедут туда.
            Вторая причина. Как минимум 60 процентов российских немцев знает только русский язык. И 70 процентов браков у российских немцев - смешанные, как правило, с русскими. То есть в значительной своей части российские немцы как народ - русские полностью или наполовину. Что же им, самих себя ущемлять или от самих себя отделяться? Равные права, равные социальные условия, сотрудничество с первых шагов - об этих принципах отношений с местным населением мы заявляли не раз, и это не просто слова.
            Если предложенный путь решения проблемы российских немцев будет в принципе одобрен, то содержание и последовательность его реализации представляются такими.
            1. На уровне руководства России принимается постановление об одобрении данной концепции. Соответствующим структурам поручается разработка программ решения проблемы с привлечением представителей российских немцев, регионов и специалистов из Германии, устанавливаются сроки, порядок финансирования.
            2. Создается Департамент или Комитет по проблемам российских немцев (в дальнейшем его представительства на местах).
            3. Учреждаются фонд "Российские немцы" и российский немецкий банк.
            4. Для координации сотрудничества на уровне Россия - Германия создается постоянно действующий исполнительный орган уже существующей Межправительственной комиссии.
            5. После проработки предложений областей отбирается 3-4 наиболее перспективных предложения, а не все 20, как в очередной раз пытаются довести до абсурда нашу позицию, и на их основе разрабатывается комплексная программа решения проблемы российских немцев. В программе предусматривается выполнение Указа Президента о создании немецкого национального района и округа в Поволжье и Протокола о сотрудничестве между Россией и Германией в восстановлении государственности российских немцев. Приоритетное внимание на начальном этапе уделяется становлению и развитию уже существующих национальных районов (Алтайский край и Омская область).
            6. После согласования программы с заинтересованными сторонами определяются объемы финансирования с учетом необходимости создания российским немцам одинаковых стартовых условий с другими народами России. Определяется долевое участие сторон. Учитывая состояние бюджета и экономики России, целесообразно предусмотреть в качестве источника финансирования такие, как освобождение от налогов и пошлин, льготные кредиты, существующие программы развития сельского хозяйства, фермерства и программу "Миграция", предоставление лицензий на экспорт сырья, полуфабрикатов и т.п.
            Решающей задачей должно стать ускоренное создание экономической инфраструктуры в регионах компактного проживания российских немцев, что не только обеспечило бы создание там рабочих мест, но позволило бы уже через несколько лет перейти на режим самофинансирования.
            Необходимо отметить, что на сегодняшний момент инициатива во всей этой работе должна бы исходить от России. Пока она исходила, как правило, от Германии, Россия же шла, иногда весьма неохотно, на принятие соответствующих документов, которые, однако, не выполняла. От России все ждут теперь политических и практических шагов, в т.ч. и по финансированию, как гарантию того, что Россия стремится обеспечить будущее российских немцев.
            Разработка и реализация программы в стратегических интересах России, российских немцев, конкретных регионов и местного населения позволили бы дать, наконец, и долгожданный пример цивилизованного решения крупного национального вопроса. А объемы работ, разностороннее международное сотрудничество, новые технологии, создание современной перерабатывающей инфраструктуры могут вовлечь в совместную сближающую деятельность массу людей разных национальностей, обеспечить повышение жизненного уровня населения целого ряда регионов, содействовать созданию основы стабильности и благополучия на значительной территории европейской части России.
                *    *    *
            Позвольте теперь в оставшееся время сказать несколько слов о нашем Международном Союзе российских немцев, о его делах и целях.
            Созданный два года назад, Союз вынужден был, выйдя из "Возрождения", начать с нуля, причем в весьма тяжелых условиях, ибо, как настоящий мужчина, Союз после развода ушёл, оставив весь совместно наработанный капитал прекрасной половине и к тому же не отвечал на долго звучавшие вослед фольклорные мелодии на тему поруганной любви. Необходимость выхода из "Возрождения" была вызвана тем, что принципы, заложенные нами в основу общества при его создании: выступать в интересах всех российских немцев, в интересах сохранения их как народа - всё больше начали сводиться к проблеме выезда. Понимая, что для выезда причин более чем достаточно, мы, тем не менее, считали, что путь этот уводит от решения проблемы, лишает народ будущего и, тем самым, противоречит целям, поставленным в свое время перед "Возрождением" как организацией всех российских немцев. Нам были дороги начальные идеи общества, и мы решили их сохранить.
            Наш Союз, в традициях немецкого национального характера, стремился также конструктивно работать со всеми структурами власти, полагая, что хорошая власть или плохая, но без нее нашу проблему не решить. Это трактовалось нередко как сотрудничество с аппаратчиками и т.п. Мы активно поддержали создание двух национальных районов - сегодня главы их администраций являются заместителями председателя Союза. Мы стремимся поддерживать и создание немецких национальных Советов: председатель Немецкого национального Совета Ульяновской области входит в Совет нашего Союза. Недавно к нам обратилось немецкое хозяйство Серебряные Ключи из Тульской области с просьбой принять их в качестве опытного хозяйства Союза.
            Несмотря на ограниченные, как у всех, возможности, мы создали в Москве первый профессиональный немецкий камерный  ансамбль, финансово поддержали проведение смотра немецкой самодеятельности в г. Новомосковске Тульской области, который прошёл на очень хорошем уровне.
            При нашем Союзе создана Ассоциация российских немецких художников; состоялась первая выставка их произведений, она была показана и в Германии.
            При Союзе создана группа из 12 ученых, которая работает над комплексной научной концепцией решения проблемы российских немцев; первый этап уже завершен.
            У нас большие планы на будущее, но мы пока о них не говорим, а когда сделаем что-либо, вы это увидите.
            Вообще мы считаем, что не должны терять ни дня и делать уже сегодня то, что можно сделать. Мы знаем, что без крупных решений по нашему вопросу у нас нет будущего, но мы также хорошо понимаем, что большие дела состоят из множества малых дел.
            Поэтому мы с удовлетворением отмечаем сегодня, что "Возрождение" изменило свой курс опять в направлении к тем ценностям, которые нас когда-то объединяли. Будем надеяться, что сотрудничество между нами будет возможно и что вместе мы сможем сделать для своего народа больше.
            Нас часто пытаются представить как организацию, являющуюся противоположным полюсом "Возрождения". На деле же имеется широкая программа Союза, отражающая интересы всех российских немцев, независимо от того, где они живут сегодня и куда хотят переехать: на Волгу, Украину, в Калининград или в Германию. Мы хотим помочь всем достичь своей цели.
            И есть программа "Возрождения”, в последние годы суженная до проблемы выезда. Она, т.о., является не противоположностью нашей программы, а частью ее. Тем больше у нас оснований для сотрудничества.
            Иногда нас пытаются представить противниками выезда. Это тоже противоречит истине. Мы смотрим на эмиграцию как на процесс перемещения интеллектуального, культурного, производительного потенциала человечества в целях его сохранения от уничтожения или неэффективного использования - т.е. как на естественную, необходимую защитную реакцию народа, национальной или социальной группы. Сегодня у нас в стране более чем достаточно причин для эмиграции, и не только немцев. Поэтому мы не против эмиграции, мы за нее. Но мы против вынужденной эмиграции, мы против создания условий, заставляющих людей покидать Родину, даже когда они не хотят.
            Кроме того, мы смотрим на эмиграцию российских немцев как на одну из форм их ассимиляции. Мы считаем, что мы - народ, отличающийся как от русских в России, так и от немцев Германии. Народ, который впитал в себя многое от двух великих народов и который мог бы, благодаря этому, многое сделать для сближения и сотрудничества этих родных ему двух народов.
            Выезд в Германию позволит российским немцам остаться немцами, но они станут другими немцами - немцами Германии; как российские же немцы они исчезнут. Поэтому эмиграция, на наш взгляд, - это путь к исчезновению нашего народа.
            Мы считаем, что только в России мы можем сохраниться как народ. Конечно, если здесь и дальше ничего не будет сделано для обеспечения нашего равноправия, не будут созданы условия для нашего национального возрождения, то выбор у нас будет небольшой: ассимилироваться здесь или ассимилироваться в Германии. Полагаю, большинство предпочтет всё же второй вариант - ассимиляцию на немецкоязычной основе.
            Однако, думаю, наступит время, когда многие уехавшие захотят вернуться. Если у нас будут свои национальные районы, округа, республика, если мы опять сможем быть вместе после пятидесяти лет разодранности и разбросанности народа по огромной территории, а теперь и по разным странам, если наши дети опять смогут говорить на родном языке и петь песни своих отцов и дедов, - то, я уверен, очень многие вернутся из более благополучной материально жизни в жизнь, где измученные душа и сердце будут чувствовать себя опять дома. И тогда нам пригодится, очень пригодится то, что увидели, узнали и чему научились российские немцы в Германии. Поэтому я считаю: надо сейчас как можно больше наших немцев отправить в Германию - это, будем считать, для них языковые курсы и курсы повышения квалификации.
            Нередко нас пытаются обвинить и в том, что мы никого не представляем, что мы небольшая кучка и т.д. Да, в свое время мы были небольшой кучкой, когда выходили из "Возрождения": требовалось немалое мужество, чтобы это сделать и, главное, чтобы выстоять в той атмосфере, которая была создана вокруг нас. Мы выстояли потому, что взяли для себя принципом не дать втянуть себя в споры, а заниматься конкретными делами. А представляем мы, как выяснилось вскоре, очень многих. Потому что очень многие - и в этом зале тоже - придерживаются той же позиции: не спорить, а работать. Сегодня в нашем Союзе всего 154 структуры: региональные общественные организации, культурные центры, коммерческие структуры. Мы оформляем с ними договоры о сотрудничестве - пока заключили с 60-тью. В этих 60-ти организациях около 15-ти тысяч членов. Считаем также, что духовно с нами два наших национальных района, где программа Союза воплощается в жизнь. Но главное - мы выражаем своей программой, своей деятельностью интересы всех российских немцев, поэтому и считаем, что кое-кого всё же представляем.
            Наши отношения с "Возрождением", пройдя через холодную тундру, опять начинают теплеть. Мы знаем, что в "Возрождении", как и в нашем Союзе, большинство тоже искренне хочет блага своему народу, и местные организации "Возрождения" делают часто очень много для этого. О том, что мы близки по духу и по своим целям, говорит и то, что мы не только тесно сотрудничаем с рядом структур "Возрождения", но и то, что ряд этих обществ перешли в наш Союз.
            Проведенные в ходе подготовки к Съезду переговоры с руководством российского общества "Возрождение" показывают, что сотрудничество наше в принципе возможно. Однако мы хотели бы с самого начала заявить, что сближение наше возможно только на конструктивной основе, для практических дел.
             Мы хотим не играть в политику, а делать ее - причем политику серьезную, тактически и стратегически выверенную, внимательно учитывающую интересы всех затрагиваемых сторон, - ибо только это, как мы убедились, может привести к успеху в сегодняшней повсеместно нелегкой ситуации. А имеющийся у нас интеллектуальный потенциал, конструктивный заряд и наработанный политический капитал позволяют нам быть уверенными в том, что мы такую политику сможем проводить и дальше, даже если придется идти одним.
            Однако вместе лучше, поэтому полагаем, что мы уже на этом Съезде можем заложить основы нашего дальнейшего сотрудничества. И, для начала, мы предлагаем создать объединенный Совет из представителей всех имеющихся сегодня у российских немцев общественно-политических и национально-территориальных структур: "Возрождение", Международный Союз российских немцев, Совет немцев Казахстана, Совет немцев Кыргызстана, немецкие структуры Украины, Землячество немцев Поволжья и наши первые и особенно важные для нас два национальных района. Пусть этот Совет станет первым шагом в направлении координации нашей деятельности и консолидации наших сил. Сегодня это нам нужно больше, чем когда-либо.
            Хотелось бы также, чтобы делегаты съезда смогли на этот раз увезти отсюда к людям, избравшим их на съезд, настрой на сотрудничество и практические дела.
            И в заключение одно предложение. Мы видимся не так часто. Информации о том, что конкретно делается для решения нашей проблемы, доходит до людей на местах мало. Многие приезжают сюда с вопросами, а уезжают без ответов. Поэтому, если делегаты сочли бы это целесообразным, можно было бы выделить 2-3 часа, чтобы, допустим, мы втроем - П.П.Фальк, Г.Г.Гроут и я, как более других вовлеченные здесь в проблему, ответили прямо здесь, в зале, на все интересующие делегатов вопросы. Если мои коллеги не смогут, руководство Союза готово встретиться с вами, если вы этого пожелаете.