Роберто Нерво Монтенегро

Улексия Миссосупова
Roberto Nervo Montenegro (19 февраля 1887, Гвадалахара - 13 октября 1968, Мехико).
Мексиканский художник, график, сценограф и общественный деятель.
Роберто был сыном полковника Игнасио Монтенегро и Марии Нерво. Дядей по матери у мальчика был известный журналист, поэт и педагог Амадо Нерво (27 августа 1870 - 24 мая 1919), служивший послом Мексики в Аргентине и Уругвае. Любовь к искусству мальчик как раз и унаследовал от своего дяди, который давал ему первые уроки живописи.
В 1904-1905 годах Роберто начал изучать живопись уже серьезно, там же, в Гвадалахаре, посещая занятия бразильского художника Феликса Бернарделли (Felix Bernardelli).
В шестнадцать лет Монтенегро уже рисовал иллюстрации для журнала модернистского искусства "Revista Moderna", которым руководил модернист Хесус Валенсуэла.
В 1905 году Монтенегро переехал в столицу и в следующем, 1906 году, поступил в Академию Сан-Карлос в Мехико, где учился у Диего Риверы (Diego Rivera), Анджело Зарраги (Angel Zarraga) и Франсиско Гойтиа (Francisco Goitia). Среди тех, с кем учился Монтенегро было много известных в будущем художников - Хулио Руэлас (Julio Ruelas), Антонио Фабрис (Antonio Fabris), Жермен Гедовиус (German Gedovius), Леандро Исагирре (Leandro Izaguirre) и Мэтью Эррера (Mateo Herrera).
В Академии Роберто подружился с Диего Риверой, Хорхе Энсисо и Хосе Хуаном Табладой, последний увлек Монтенегро японским искусством, под влиянием которого находился сам. И это нашло отражение в иллюстрациях Монтенегро для журнала "Revista Moderna", с которым он продолжал сотрудничать. В ноябре 1906 года Монтенегро была присуждена стипендия мексиканского правительства для продолжения учебы на «старом континенте», в Академии Сан-Фернандо в Мадриде, где художник учился в течение года. Во время учебы в испанской столице, Монтенегро посещал семинары Хоакин Сороллы и Игнасио Сулоаги.
В 1907 году Монтенегро продолжил обучение в Европе, переехав во Францию.В Париже Роберто познакомился с Пабло Пикассо, Хуаном Грисом, Жаком Браком и Жаном Кокто. Естественно, находясь в «художественной Мекке», в раннем творчестве Монтенегро отчетливо чувствуется "европейский" стиль.
Монтенегро изучал живопись в Школе изящных искусств в Париже в течение двух лет.
За это время он выставлялся в знаменитом парижском Салоне французских художников и участвовал в выставках «Осеннего Салона». Причем на «Осеннем Салоне» его картина «Las Flores» была подвергнута резкой критике. Не смотря на это, Монтенегро публикует альбом с двадцатью своими рисунками и предисловием Анри де Ренье и выполняет несколько рисунков для журнала «Le Temoin». Во время пребывания во Франции художник совершил путешествия в Лондон и Италию.
Хотя в значительной части работ художника остается эхо мексиканских традиций и стилей, он
пытается создать при помощи сюрреализма свой собственный стиль, который сильно отличался от работ его современников.Искусствоведы жалуются, что Монтенегро является одним из самых «трудных» мексиканских художников, поскольку его стили и техника исполнения часто менялись или трансформировались.Из-за многочисленных путешествий художника и частых переходов от одного стиля к другому, велика трудность идентификации работ, принадлежащих Монтенегро.
В 1910 году Монтенегро вернулся в Мексику. В Мексике Монтенегро проводит две выставки - в 1911 и 1912 годах, которые проходят с большим успехом, но в 1913 году художник возвращается в Европу, где остается жить в течение шести лет. За это время он приобретает новые навыки современной школы кубизма, проповедуемого Пикассо и Грисом.
С началом Первой мировой войны Монтенегро покинул Францию и пять лет прожил на Майорке, куда его сопровождал художник Гандара. Во время пребывания на Майорке (которое в некоторых источниках почему-то называют изгнанием) художник познакомился с известным каталонским художником Англада Камарасой, который тоже оказал на Монтенегро значительное влияние.
В своем доме Роберто несколько раз представлял выставки своих картин. В этот период он выполнил фрески для «Казино де Пальма» и украсил росписями другие общественные здания.
В 1917 году Монтенегро иллюстрирует сказку «Лампа Аладдина», изданную в Барселоне.
В 1918 и 1919 годах художник показал свои работы в Мадриде.
В 1919 году в Лондоне вышел альбом о Вацлаве Нижинском, для которого Монтенегро выполнил рисунки русского танцовщика - интерпретации в черном, белом и золотом.
После войны художник вернулся в Мексику. Историк и критик Оливье Деброис (Olivier Debroise, 1952-2008) писал, что в конце 1919 года Монтенегро говорил: «Я вернулся в свое убежище, обогащенный новыми идеями».
В 1920 году, во время правления Карранса, художник работал над оформлением Национального театра. Кроме того, он выполнил декорации для музыкального ревю "С Луны", поставленного в театре Эсперанса Ирис (Esperanza Iris), которые были выполнены в черно-белом цвете и вдохновлены стилем ар-нуво.
Кроме самого творчества, Монтенегро принимал активное участие в художественной жизни Мексики. В начале 1920-х годов началась дружба художника с чиновником Министерства образования Хосе Васконселосом, который поддерживал Монтенегро в его начинаниях и часто предлагал ему государственные заказы.
С подачи Васконселоса Роберто отправился вместе с Габриэлем Фернандесом Ледесмой в районы, где обитали ацтеки, для сбора информации об их народном искусстве. Уже в 1921 году Монтенегро был назначен начальником Департамента скульптуры Министерства образования и в этом же году стал организатором первого популярного фестиваля искусств «Мексиканская культура, 1800-1860 годы» (Pintura Mexicana del Periodo 1800-1860). Это была масштабная выставка народного творчества, посвященная столетию со дня независимости.
В это же время состоялась выставка самого художника в Мадриде, и был получен заказ на оформление церкви в монастыре Святых Петра и Павла (San Pedro y San Pablo). Работу Монтенегро выполнял совместно с художником Хорхе Энсисо.
В этот период художник также выполнил витражи «Мексиканский танец со шляпами» (El jarabe tapat;o) и «Продавец газет» (La vendedora de peri;dicos).
В 1922 году Монтенегро украшал мексиканский павильон в Рио-де-Жанейро на выставке, посвященной столетию независимости Бразилии.  В этом же, 1922 году художник начал одну из своих самых известных работ этого периода - фреску "Фиеста в Санта-Крусе" (Fiesta de la Santa Cruz) для монастыря Сан-Педро и Сан-Пабло, которую закончил уже в следующем году.Художник выполнил фреску «История и Сказка» (более известную, как «Лампа Аладдина») для библиотеки Линкольн-центра, декорации для «Театро де Улисес», две боковые фрески для лестничного пролета монастыря Сан-Педро и Сан-Пабло, выпустил альбом «Мексиканские маски».Кроме того, с подачи Васконселоса художник сделал несколько росписей в Министерстве образования, в школе Бенито Хуареса, Национальной педагогической школе.
Интересный факт в биографии Монтенегро, как сценографа. Совместно с Марком Шагалом художник оформлял балетный спектакль «Алеко». Сотрудничал он и с балетной труппой Ленормана.
В 1934 году Монтенегро был назначен директором Музея народного искусства. Художник считался главным популяризатором мексиканской народной культуры, в тридцатые годы художник публиковал книги в серии «Мексиканская живопись, периода 1800-1860 годов».
Приходят сны, мы - контуры себя
Улекса фон Лу
Приходят сны, мы - контуры себя,
душа уходит к ангелам, светлея,
летаем мы, крылатей становясь,
но ночи тьму собой прорвать не смея.
И мирно уживаются свет-тьма
во сне плывущем в облаках сознаньи,
не беспокоят страхи и зима,
мы в плавности скольженья прикасаний.
Ребенок -взрослый- просто Человек?
Рисует в душах контур, в очертаньи
графичны расстояния и бег
структуры встреч, прощаний, узнаваний.
И раздвоенье света с темнотой -
биение во сне отросших крыльев,
мы спорим и прощаемся с собой,
чтоб с пробужденьем обрести вновь силы!
И, оставляя контур власти сна,
встречаем день сияньем колорита,
и пробуждение - душе весна,
и сердце полно радужного ритма!

Картина - Roberto Montenegro The Double 1938

В 1950 году Монтенегро публикует книгу «Мексиканские алтари», спустя два года выпускает альбом из двадцати рисунков с предисловием Альфонсо Рейеса. Для Коммерческого Банка художник выполнил фреску «Аллегория промышленности, торговли и труда».
Жизнь - как сцена в небе
Улекса фон Лу
Жизнь - как сцена в небе, облака
образов из драмы танца чувства,
пластика движения легка
лишь на первый взгляд, и в сердце пусто.

Жизнь - в картинной раме! Для себя
нет мгновения для осознанья,
оттого улыбка холодна,
от аплодисментов и признаний,
взглядов, поклонения, цветов,
слов восторженных - одна усталость,
лишь стихия танца - жизни ток
в круговерти будней, сцены, балов.

...Как легки на небе облака,
и летит свободно змей воздушный...
Музыки зеркальная река
Отражает танец в наших душах.

Картина - Roberto Montenegro La primera dama. 1942 г.
В 1957 году он украсил фронтон театра Деголладо в Гвадалахаре фреской "Аполлон и музы", которая затем была покрыта мозаикой, а в 1963 году уничтожена.
В следующем году Монтенегро была выполнена мозаика для Дома ремесел в Гвадалахаре под названием "Смерть ремесел". Несмотря на то, что Монтенегро писал картины, фрески и книжные иллюстрации, выполнял литографии и витражи, подлинную известность и славу ему принесли портреты.
В 1965 году во Дворце изящных искусств Мехико была устроена большая выставка художника, пожалуй, самая крупная в карьере Монтенегро, поскольку она охватывала пять десятилетий творчества «Маэстро де Пинтура» (мастера живописи).
В 1967 году Монтенегро совместно со скульптором Луисом Ортисом Монастерио был удостоин Национальной премии.
Монтенегро умер в 1968 году в результате несчастного случая во время путешествия по Мексике, в курортном городке Пацкуаро (P;tzcuaro).

По материалам блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post136601183/