Дрова

Александр Воронин-Филолог
                Дрова я заготавливал только в деревне Горка. Обычно в ноябрьские или в новогодние праздники мы приезжали к деду на два-три дня. Каждая такая поездка в деревню для нас, внуков Ивана Кузьмича, была большим и радостным событием. Для меня - это смена городской суетливой жизни на неспешную деревенскую, новые встречи и знакомства в дороге, масса ярких впечатлений. Для Вовки-большого (Пахома) - повод вырваться из дома, из-под надоевшей опеки жены с тёщей, у которых он жил в то время, и попить вволю любимого деревенского пива. (Бабушка Лукерья за месяц до нашего приезда ставила по заказу любимого внука сорокалитровый бидон пива из хмеля и свёклы. Если пиво вдруг оставалось к концу рубки дров, то Пахом прихватывал трёхлитровый бидончик в Дубну - угощал своих корешей.) Для подросшего Вовки-маленького (Вопочки), всё своё детство проведшего в пионерских лагерях, вообще было в диковинку помахать топором в лесу и отдохнуть в такой чудесной компании, пообщаться с деревенскими мужиками, окунуться  в самую гущу народной  жизни.  Но он  был  рабом  своей  лени  и ездил редко. В основном я и Вовка-большой были завсегдатаями в деревне. Всё  же  главной целью поездок  была помощь деду. Для нас это было развлечением, пробой своих молодецких сил, а для него смыслом жизни - попробуй  зимой проживи в деревне без дров. Чужих мужиков нанимать для рубки дров дед не хотел по двум причинам. Во-первых, стыдно, когда у самого есть толпа здоровенных  молодых внуков, а во-вторых, не так богато мы в 60-70-е годы жили,  чтобы нанимать  батраков  на  разовые  работы.  Дед  экономил  каждую  копейку. Чтобы потом  отдать всё накопленное дочкам и нам, внукам.
                Однако,  в последние годы дед сильно сдал, часто болел и сам дрова уже не рубил. Он к нашему приезду просто ходил в лес, выбирал подходящее местечко с хорошими  деревьями  и  договаривался с трактористами. Обычно в этот же день мы вывозили из леса всё нарубленное и сваливали у деда в загороде. Оставлять в лесу было нельзя, так как деду одному было бы не под силу навалить толстенные брёвна на деревянную волокушу, а в последние годы вообще стали грузить только на высокие тракторные тележки, так как все волокуши сгнили, а  новых  никто не делал. Когда дед был помоложе и пободрей, мы в основном валили двуручной пилой  толстые берёзы и осины, пилили их на три-четыре части и втроём эти брёвна закидывали в телегу. В последние годы (до его смерти в 1987 году) рубили только тонкие деревца, чтобы деду было легче их класть на козлы и пилить лучковой пилой уже одному, без нас. Не было случая, чтобы он к весне не перепилил всё, не переколол и не уложил в поленницы. Бабушка Лукерья выходила всегда посмотреть, сколько мы нарубили и привезли. И по традиции  всех ругала: нас за то, что опять много нарубили, а деда за то, что не проследил за нами и теперь будет каждый  день мучиться с этими дровами и жаловаться на плохое здоровье. А усидеть  дома он не мог.  "- Не могу, ребята, без дела сидеть, - говорил он нам всегда, - кто же сделает всё это, если не я. Вы вот только отдыхать приезжаете в деревню, спите  до обеда, выпиваете  вот,  сидите... А нам с бабушкой спать некогда. Нам работать надо. У нас водопровода и отопления здесь нет, как у вас в городе. Мы  вот  с  четырёх  утра  на  ногах,  а  делам  ещё  и  конца  не  видно..."
                Соседи и родня беззлобно деда поругивали, жалели, называли жадным за его страсть ко всякой работе.  Даже  дочки  укоряли его: "- Папа, ну куда тебе столько дров? Смотри, с боков дома по поленнице, сзади в три ряда до крыши, на дворе лежат под мостом... На десять лет этих хватит, а ты каждый год всё рубишь и рубишь. Только мучаешь и себя и маму. Ладно, эти  балбесы  здоровые  тебе нарубят за  день и уедут, а ты потом всю зиму ломаешься, пилишь их, колешь, в поленницу укладываешь... И маму  заставляешь, отдохнуть ей не даёшь". Дед только ухмылялся  в ответ: " - Подождите, ещё спасибо мне скажете. Когда умру, бабушке ни  забот, ни  хлопот  десять лет не будет. Топи себе печку на здоровье и радуйся". На что бабушка Лукерья, большая любительница поспорить и подзавести  деда, всегда  кричала  ему с кухни  из-за  занавески: " - Вот хрен тебе, буду я тут зимой одна печку топить! Как только умрёшь, я сразу продам дом со всеми твоими дровами и уеду жить к дочкам в город!" Такой вариант деда тоже  вполне  устраивал: " - Хорошо, бабушка, продавай. Тогда у тебя  свои деньги будут, не надо у дочек  на старости  лет  просить  на  кусок  хлеба".
                Почти  так всё и вышло. Дед как в воду глядел. После его смерти мы ни разу дрова больше не рубили, а их и сейчас ещё много. ( В 2007 году, через  20 лет после его смерти.) Хотя тут дело, видимо, в том, что бабушка Луша в последние годы не зимовала в деревне, а приезжала туда только на лето, как дачница. Но весной и осенью топила часто, да и в баню к Чижовым мы всегда свои дрова носили, когда мылись у них. Вот Чижов настоящий дачник, дрова на Горке никогда  не  заготавливал,  как  все  колхозники.  Дачники  дрова покупали  у  колхоза.
                Бесплатно рубить дрова разрешали только колхозникам. Может дед в правлении  и  выписывал  какие бумаги, за давностью лет уже не помню. Да это и не главное. В 50-60-е годы ещё был порядок в этом деле, лесники выделяли места для рубки, следили за порядком. А в 70-80-е народ совсем обнаглел, рубили всё подряд, где кто хотел. Каждое лето мы приезжали в деревню и ахали - за зиму кто-то умудрялся вырубить то одно, то другое наше грибное место. В эти же годы и колхозное стадо коровье уменьшилось, коров перестали в жару загонять в лес и все вырубки заросли травой до пояса. Грибы  исчезли, а малина не  везде  выросла. Весь наш любимый лес вокруг  деревни  испоганили. Не лес стал, а хламёжник какой-то - одни пеньки,  крапива,  да  кучи  гниющих  веток.
                Так вот, приезжали мы обычно на станцию Дор в час ночи,  шли до деревни Горки пять километров полем, потом пили у бабушки кто чай, кто пиво. Утром похмелялись, если голова у кого болела  и  шли  в лес.  Когда было  мало снега, шли по полю напрямик сразу на делянку, примеченную дедом заранее. Частенько приходилось идти полем, где не успели скосить овёс или выдергать лён. Ноги путались в стеблях, мы ругались, проклинали дурака-председателя и такую же районную власть. Дед тащился за нами и подливал масла в огонь - говорил с  тоской  в голосе,  сколько ещё с той стороны деревни ушло под снег картофеля, свёклы, льна и овса. Даже в те хлебосольные времена нам было обидно за такую бесхозяйственность. А колхозам ежегодно списывали миллионные долги, весной опять выдавали семена, удобрения, топливо и всё начиналось по кругу: посевная, выращивание, частичная уборка урожая и что-то опять под снег уходило. По-другому  в  нашей  стране  уже  не  получалось.  И  так  из  года  в  год.   Две  извечные  беды  мешали нам  жить – дураки   и   дороги.
                Наконец  мы в лесу. Дед показывает нам границы участка, где будем рубить, объясняет, в какую сторону валить деревья, где делать кучи из веток, и по какой дороге или просеке будем вывозить дрова. Когда детали все выяснены, мы скидываем фуфайки, остаёмся в свитерах, берём наточенные дедом топоры и начинаем. Первые два-три часа Пахом бегает как лось по участку и рубит самые толстые берёзы и осины, кроме тех, которые мы успеваем спилить с дедом двуручной пилой.  Пахом  всегда был самый здоровый из нас и во всех мероприятиях ломал больше всего инструмента. Всегда два-три топора числились за ним - то топорище пополам, то клинья потеряет в снегу, а то и обух расколет, когда топором по топору колотит, если тот у него заклинит в дереве. Но Пахом с детства был любимчиком деда, так как до десяти лет жил в Горке, и на все его проделки дед смотрел сквозь пальцы. А нас, городских, всегда тыкал носом, вот, учитесь у Вовки. (Так же и бабушка Луша любила его за то, что он,  после  нескольких  кружек пива,  ел не глядя, всё подряд. А мы с Вопочкой,  и наш папа Лёня - всегда выбирали из тарелок что-нибудь чёрненькое или подозрительное.   Бабушке  это  очень  не  нравилось.)
                Точно также Пахом ломал по двое-трое вил за один день, когда мы вывозили навоз от коровы. Подцепит он пласт навоза здоровенный и начинает его вилами через коленку отдирать от кучи, кряхтит, язык от натуги высунет, потом - трах! Ручка пополам. В азарте хватает другие вилы, а дед уже сидит в проулке новую ручку насаживает, бурчит, но, видно, что с гордостью за любимого внука: " – Ох,  и здоров, бродяга!  Каждый раз вилы ломает. С железной  ручкой,  что ли,  для него в мастерских заказать? Думал, лет на пять ручек заготовил, еловые, сухие, а уже  весь  запас  на  Вовку  потратил".
                Мне и Вопочке, как молодым и неопытным городским белоручкам, обычно доставалось рубить оставшиеся после Пахома тонкие деревья, обрубать сучья и стаскивать их в кучи, чтобы потом сжечь. Дед был страшный аккуратист, любил во всём порядок и не терпел, когда после него на поляне что-то валялось. Ходил за нами и подбирал совсем мелкие сучья, чтобы чище было и красивее рабочее место. Наши вырубки были самые чистые. Летом, бродя по лесам, мы вспоминали деда с благодарностью. Он был настоящий русский крестьянин, не то, что некоторые. Иногда выйдем на поляну в лесу, а по ней пройти нельзя - сам чёрт ногу сломит. Деревья свалены в разные стороны вершинами и брошены, кругом сучья навалены кое-как, под ними пни, которых не видно - то споткнёшься, то ногу обдерёшь до крови, то вообще завалишься плашмя. Всё это безобразие ещё крапивой и травой по грудь заросло - непроходимые буераки. Продираемся кое-как и поливаем нехорошими словами ту сволочь, которая тут рубила дрова и после себя такой хлам оставила. Это  не русский мужик тут был, а мохнатый "гомо советикус" со своим  кредо: "Всё вокруг колхозное, всё вокруг моё - что хочу, то и ворочу!"
                Кстати, о способах рубки. Дед Вовку-большого всегда ругал за лишнюю трату сил. Процентов пятьдесят у сердяги уходило впустую, в пар. Вовка лихо подбегал к дереву, плевал на ладони, хватал топор и подрубал дерево со всех сторон одновременно, как бобёр. Дед видел это дело, вздыхал с досадой, подходил, отбирал топор и учил его: " - Вовка, кто же так рубит? Ты как заяц обгрызаешь ствол по кругу, а толку никакого. Потом упираешься,  как  баран, чтобы уронить  его в нужную сторону. Зачем этот мартышкин труд? Подрубай ты его только с двух сторон. И с той, куда дерево уронить хочешь - побольше подруби. Оно само и пойдёт плавно, даже пихать не надо. Вот смотри..." И дед отточенными движениями опытного дровосека валил три-четыре берёзы. Все они красиво падали в одну сторону, как в замедленном кино и лежали почти параллельно. Одно удовольствие было идти вдоль них и обрубать ветки. А вот после Пахома, когда куча деревьев спутается ветками, бродишь вокруг с топором и не знаешь, откуда  подлезть, чтобы начать обрубать.
                Но, как говорится, если Ванюшку чему-то не обучили, пока он поперёк кровати лежал, то Ивана уже не научишь. Так и Вовка-большой - через полчаса, забыв все уроки деда,  он  опять "обгрызал" стволы со всех сторон, потом,  уперевшись двумя руками  в  ствол, кряхтя от натуги, пихал дерево, направляя его падение и орал нам: "- Поберегись!" Что мы и делали. Потому что Пахом никогда не имел ни малейшего понятия о технике безопасности. Он бегал кругами по участку и рубил только те деревья, которые ему понравились. Поэтому на нас они падали то слева, то справа, то сзади. Если бы он работал с профессиональными вальщиками леса и валил большие деревья, то ему или били бы рожу через день за такие штучки, или бы он сел через неделю, придавив кого-нибудь. А так он бесплатно издевался над нами каждый сезон, а я, Вопочка и дед прыгали, как зайцы, в разные  стороны  после  его  радостного  крика: " - Поберегись!  Моё  падает!"
                Также Пахом чудил и на других деревенских работах. Когда стоговали сено (или делали воз на одре, для перевозки  с  покоса на двор), он всегда был на самом верху - принимал. Бабушка Лукерья, боясь, как бы он не шмякнулся оттуда, снизу то и дело кричала ему: " - Вовка, смотри! Вовка, осторожней! Полегоньку, Вовка! Полегоньку!" А он там только кашлял в кулак от сенной пыли и покрикивал на тех, кто  внизу: " - Подавай  веселей!  Шевелись,  колхозники,  вашу  мать!"
                Даже с нырялки в озеро он прыгал выше всех и дальше всех. Особенно, когда только построим новую в начале лета (длинная осиновая доска-сороковка пружинит ещё плохо) и надо её кому-то испытать, а все боятся, что она сломается. И вот он первым разбегается, прыгает, с дикими криками взлетает в воздух, машет  руками, дрыгает  ногами и плюхается в воду. И так почти во всех опасных делах - он всегда лезет первым. Когда мы его предостерегали от таких лихачеств, он нам бодро отвечал в гусарском стиле: " - Кому суждено быть повешенным, тот не утонет!"
                И снова о дровах. Когда большая часть деревьев была уже спилена и срублена, а мы слегка подустали, дед командовал на перекур. Хотя в процессе рубки они с Пахомчиком практически не вынимали папирос изо рта. Но тут подразумевался большой перекур. Водку мы никогда не брали в лес. Работа опасная и трудоёмкая, нельзя расслабляться. Обычно сразу же поджигали большую кучу веток, садились около неё на брёвна, сушили рукавицы и одежду. Пили чай из термосов, растапливали снег в кружках, сало ели, мясо вяленое, хлеб, яички варёные - всё, что бабушка Луша нам в сумку положит. Вот только руки дрожали у всех с непривычки от тяжёлой работы и еда частенько падала в снег. К тому же приходилось всё время вертеться у костра - пока лицо трещало от жара, сзади за мокрую от пота спину кусал мороз.
                Иногда два Вовы брали с собой в лес деревенское бабушкино пиво, грели его в кружках на огне и пили, причмокивая и закрывая от удовольствия глазки. А я это пиво с детства терпеть не мог - коричневое, густое, горькое, пахнет жжёной свёклой и голова от него потом болит. То ли дело шампанское было в те годы - и светлое, и с пузырьками, в носу пощипывает, а главное, голова от него на другой день не болит. Но о вкусах, как известно, спорить бесполезно. Тем более с  такими  упёртыми  братьями.
После еды мы ещё полчасика сидели на брёвнах, отдыхали, восстанавливая силы перед новой схваткой с природой. Курильщики курили, а я обычно готовил деду берёзовые ветки для веников-голиков (без листьев, в отличие от летних). Дед всегда в такие минуты отдыха рассказывал нам поучительные истории из своей жизни или вспоминал что-нибудь интересное, что когда-то видел или слышал. А он столько всего  повидал, что можно было слушать его часами. Но тут мы начинали замерзать и приходилось снова браться за топоры.
                К концу дня оставалась самая неинтересная работа. Погрузка дров. Если трактора ещё не было, то мы стаскивали стволы к дороге в кучи, чтобы потом быстрее погрузить и справиться до темноты. А если трактор приезжал пораньше, то мы сразу в него и грузили. Тонкие деревца кидали издалека, подбегая друг за другом к телеге, почти как наши солдаты на параде Победы, когда бросали немецкие знамёна к Мавзолею. Толстые брали вдвоём за концы, подносили и клали в телегу. Клали осторожно, чтобы не развалить всю кучу. Если бревно было очень толстое и тяжёлое, то тащили его втроём, а дед помогал вкатить его в телегу. Под конец  силы были уже не те, что утром, руки не держали тяжёлые брёвна, пальцы разжимались, ноги подкашивались. Деревья лежали в снегу, были мокрые, скользкие. Рукавицы тоже давно промокли,   а  в мороз подмерзали,  покрывались  корочкой   и скользили по дереву.
                Как правило, тракторист тоже помогал грузить. Во-первых, в нашей деревне не принято стоять и смотреть, когда другие жилы рвут. Во-вторых, это всегда были закадычные друзья деда: или сосед Витя Никешин, или Толя Смирнов, тоже мужик что надо. А в-третьих, после того, как дрова будут свалены у деда в загороде, то тракторист, как один из героев дня,  автоматически попадал в число приглашённых на банкет. Бабушка Луша уже с утра жарила и парила нам всякую вкуснятину, готовилась от души угостить уставших работников. Мы отлично знали, чем закончится день и, приближая этот радостный миг застолья, старались  в  лесу  изо  всех  сил.
                Когда дрова были погружены, дед с трактористом, как более опытные в этом деле, связывали их тросом или верёвкой, садились в кабину трактора и уезжали. Мы, молодые, резво бежали следом. С дизелем "ДТ-75" Толи Смирнова проблем никогда не было. Он как танк пёр по любой целине - по снегу, по грязи, по льду. А вот Витя Никешин один раз в темноте опрокинул нам телегу полную дров. "Беларусь" он вообще трактор неустойчивый, а Витя стал ручей объезжать по косогору, телега и кувыркнулась на бок. Слишком высоко нагрузили, опять пожадничал дед, не захотел лишние дрова в лесу оставить. Брёвна все скатились по склону в ручей. В темноте возиться не стали, отцепили трактор от телеги и уехали. На другой день дед нанимал мужиков   грузить  рассыпанные дрова. Но  это уже без нас, так как рано утром мы убежали на станцию за пять километров, с рюкзаками отборной деревенской  картошки  за  спиной - праздник  труда  для  нас  закончился.
                Сейчас очень жалею, что всего один раз взял в лес фотоаппарат, поснимал деда и то, как мы рубили дрова. Уникальные кадры получились, хотя в альбоме что-то их не найду никак. Все  фото  раздал  участникам событий.
Ещё одна эпопея с рубкой деревьев была в начале 1990-х годов. Дали нам огород в Мельдино, слева от деревушки Ольховик. На месте огородов был настоящий лес. Из будущих огородников создали бригады лесорубов и мы, отрабатывая часы, ездили туда два месяца (февраль и март) по выходным дням, пока всё не срубили. От души  там  намахался  я  топором. Кто был  попроворней, потом эти брёвна выкупил, свез  на  пилораму  и напилил себе досок.
                Следующая эпопея была в городе Кемь в Карелии в середине 90-х. Сестра Лена договорилась  со  знакомыми  о шабашке на железной дороге “Москва-Мурманск”.  В те годы там хорошо платили, а у нас по полгода зарплату задерживали демократы поганые. Взял я отпуск  в  июне  на месяц и поехал в Кемь. Дети сестры гостили в Дубне у бабушки и я жил в их комнате. За 20 дней мне надо было вырубить молодую поросль по обеим сторонам железнодорожной насыпи  шириной  10 метров и длиной один километр. Рубят так один раз в 10-15 лет и поросль бывает толщиной в руку. Кое-где насыпь поднимается метров на 10 вверх и рубить приходится на крутом склоне, часто в дождь на мокрой траве. Экстриму там хватало - не надо ни в горы лезть, ни в пропасть прыгать, так за день нервишки пощекочешь, что от каждого шороха подпрыгиваешь. Да ещё  местные рабочие-путейцы  меня в первый день напугали, пошутив,  что троих  таких рубщиков, как я, в прошлом году медведи съели, которых тут - как сусликов в степи.  Участок мне выделил мастер за  40 км от Кеми и каждый день в 6 утра я на рабочем поезде ехал туда со своим топором, рюкзаком с едой и запасной одеждой на случай дождя. Высаживали меня одного в карельской тайге, где даже деревень на 100 км вокруг нет, а в 4-5 вечера на обратном пути забирали. Причём поезд никого не ждал, если заранее на насыпь не выйдешь и не махнёшь машинисту, то проедут мимо тебя со свистом. Иногда пьяных путейцев так ночевать в лесу оставляли. Проснётся он ночью от холода и до утра по шпалам домой идёт. Чай пить или обедать я всегда забирался на высокий гранитный камень, которых там было тьма, чтобы медведь сзади не подкрался. Все  срубленные  деревья  и  кусты   стаскивал в кучи, чтобы потом их сожгли, когда подсохнут. Кроме этих ужасов,  был  ещё  шумовой  кошмар: там   проложены  два пути  и  каждые 10 минут то в одну, то в другую сторону с диким рёвом и грохотом мчатся в основном товарные поезда по 30-40 вагонов  в  каждом. А из пассажирских   вагонов могли плюнуть или бросить бутылкой  в  меня. Была ещё одна трудность - по ночам солнце светило мне в окно и я не мог первые две недели спать. В июне там самые яркие белые ночи. Деньги  тоже начислить не успели  и  сестра привезла их только в ноябрьские праздники. Есть фотография, где мы с зятем, на фоне пяти бутылок коньяка трясём пачкой денег. Зато из Карелии  я  ехал  на  красном  "Форде" с сестрой  и  зятем.   Написал даже рассказ  об  этом  - “170”. 
                С 1974 по 1977 годы я жил в посёлке Антропово Костромской области в частном доме у бабушки Наташи Гузеевой на улице Урицкого, 14. Печь там топили дровами, но их привозили с леспромхоза уже напиленными на чурбаки. Оставалось только поколоть и сложить в поленницы. Леспромхоз там был старый и все дороги к нему были насыпаны из опилок высотой 4-5метров. Десятилетиями сыпали в дороги опилки  и машины  на них  пружинили, как  на  резиновых. Там я впервые увидел  и  настоящую  узкоколейку, но ездить по ней не решился, уж больно качались вагоны  из  стороны  в  сторону. Посёлок  лесозаготовителей,  куда  она  вела,  назывался  Моховатка. Но я  там  ни разу не  побывал.
                Из всех  дровяных  работ  мне  всегда  нравилась   только  рубка деревьев  и  колка  толстых  чурбаков  без  сучков,  потому  что  там  требовалась  сила  и  удаль.  А   нудное  пиление  дров  хоть  в  лесу,  хоть  на   козлах  в  огороде  и   укладка  поленьев  в  поленницу – наводили  на  меня  тоску  и  портили  надолго    настроение.  Хотя,  чтобы  помочь  деду,  приходилось  сжимать  зубы  и  насиловать себя  до тех  пор,  пока  он  или  бабушка  не  крикнут:  “Хватит,  Саня!  Отдохни,  завтра  доделаешь.  Пошли,  на  столе  всё  стынет”.
                Как  ни  крути,  по  материнской  линии – я  потомственный  крестьянин. И жить в деревне мне очень нравится. Особенно летом.