Судьба одной из многих

Анжелика Небовская
(ОТРЫВОК)

В своей семье, Таисия Петровна была легендарной личностью. Жизнь ее помотала, как следует. Детство ее прошло в 30-е годы, молодость в 40-е. Семья Таи жила очень бедно. У нее было четверо братьев и сестер. Так как родители день и ночь работали, дети были полностью на ее плечах. В школе Тая проуилась всего четыре  класса. Отец говорил, что читать и писать научилась, а больше там делать нечего.
Замуж она вышла в семнадцать лет, за первого, кто посватался. Что сделала ошибку, поняла только после свадьбы. Федор, так звали мужа, много пил, менял одну работу на другую. В конце концов, его уже не брали даже  разнорабочим.  Целыми днями он валялся в пьяном угаре. А в те редкие дни, когда не пил, был злой и замкнутый, срываясь на молодой жене. Были случаи, когда она не могла попасть в дом. Пьяный Федор не реагировал на стук в дверь и окно. Таи ничего не оставалось, как выгнать  сторожевого пса из будки и ночевать в ней. Это будка еще не раз спасала ее в морозные дни. Жаловаться родителям, было не принято, да и не было смысла, никто бы ей не помог.
В один из зимних дней произошло то, что круто изменило жизнь Таи. Федор напился так, что не смог дойти до дома. Ночью была сильная вьюга. Утром прохожий обратил внимание на торчащий сапог из сугроба. Когда откапали, уже был окоченевший труп.
Таисия чувствовала полную пустоту, она не пролила не одной слезинки. Жизнь с этим человеком  была такой безрадостной, что душа окаменела.  Вот так,в девятнадцать лет,
Тая стала вдовой.
 
Вскоре началась война. Куда только жизнь ее не бросала: круглосуточная работа на заводе, позже укладчицей шпал, была поварихой на лесоповале, где контингент в основном одни зэки.
В конце концов, судьба закинула Таю к золотоискателям на реку Лену.
Работа была очень тяжелой, климат суровый. Старатели  часто болели, более слабые погибали  от различных болезней. Были случаи убийства и исчезновения людей.

Пускай бы сдох он бос и ног
Кто первый золото нашел,
Из-за него ничто не свято.
Из-за него и мать не мать,
И сын в отца готов стрелять,
И брат войной идти на брата.
 
Эти слова были  вырезаны чем-то острым, на стене, возле Таисиной кровати. Строки эти, она стала понимать еще лучше, когда столкнулась  со всеми ужасами действительности. 
Но, несмотря на всю убогость быта, на все трудности и лишения, прииски добровольно покидали единицы.
В 1948 году Тая познакомилась с Сергеем Короленко. На прииски он приехал  после войны: фронтовик, очень открытый, добрый парень. Тая, когда приехала, для себя его сразу отметила. Сергей же наоборот, не обращал на нее никакого внимания. Сблизиться помог случай.
Развлечений было не много: игра в шахматы, в лото или карты. Иногда организовывали танцы под старую всю раздолбленную гармонь. Ходили в гости  друг к другу, устраивая посиделки до поздней ночи. Тая очень быстро обзавелась подружкой, которая учила ее вязать. За этим занятием их и застали ввалившееся в женский барак парни. Вот тогда и проскочила между ними искра.
Тая, не видевшая ласки ни от родителей, ни от мужа, потянулась к Сергею, как цветок к весеннему солнцу.   Долгих ухаживаний не было, через два месяца сыграли скромную свадьбу. Поселились  в бараке для семейных, отгородившись одеялом. Все трудности переносили легко, так как были молоды и влюблены.

Был у Сергея  друг детства Олег, который всю войну прослужил на военном корабле. После демобилизации он уехал на Дальний Восток и поступил в мореходное училище. После его окончания бороздил моря и океаны. Писал Сергею:
“Дорогой мой друг! Сколько можно жить в забытом богом месте? Сейчас у тебя семья, надо думать о будущем. Неужели в этом вся твоя жизнь? Я уже и матушку свою перевез, купил для нас  маленький домик в Находке. Приезжай и ты, получишь профессию. А пока можно в порту грузчиком поработать, людей ох как не хватает.
Я очень люблю свою работу, в ней столько романтики: закрываю глаза, слышу шум прибоя, чувствую соль на губах. А какие здесь красивые места! Я как будто здесь всегда жил, все такое знакомое и родное.
Так что, Серега, долго не раздумывай. Жизнь - это затяжной прыжок с парашютом. Все проходит очень медленно и одновременно все очень быстро”.

После очередного письма Сергей стал задумываться: “ Может действительно все бросить и уехать?”
 
- Тая, давай сначала поеду я: устроюсь на работу, найду жилье. Денег мы с тобой  скопили, возможно, получится купить дом.

Так и сделали. Сергей взял расчет и уехал. Для Таи начались томительные дни ожидания весточки от Сергея. 
Наконец пришло письмо. Сергей писал, что у него все хорошо, на работу устроился почти сразу, как приехал. Живет  у Олега, правда самого его нет, он в рейсе и будет примерно через месяц. Хозяйничают с его мамой, живут дружно и весело. Так же писал, что присмотрел несколько домов по сходной цене. Как только выберет более выгодный вариант, сразу купит, и заберет свою красавицу, которая снится ему каждую ночь.
Тая написала Сергею ответ. В написания письма она вложила всю свою любовь  и нежность. А главное торопилась сообщить радостную новость, у них будет ребенок.

Прошло две недели, месяц, а ответа от Сергея не было. Что могло случиться? Тая начала нервничать, на душе было не спокойно. Когда ее состояние было уже на грани нервного срыва, пришло письмо. Но подписано оно было почему-то Олегом.
Дрожащими руками Тая распечатала конверт. Сердце было готово выскочить из груди, чувствуя беду. Прочитав несколько строк,  Тая, вскрикнула и упала как подкошенная.Олег писал:

“Дорогая Тая, случилась беда. Это я виноват во всём, виню только себя. Уже месяц как нет в живых Сергея. Я с рейса пришел как две недели, мама сообщила мне страшную новость.
У нас в Находке уже год орудует банда: грабят магазины, склады. До них дошли слухи, что какой-то приезжий хочет купить дом. Обманным путем втерлись к нему в доверия, представившись хозяевами  продаваемого дома. Предложение было, по всей видимости, очень заманчивое. Как только  он дал согласие на сделку,  и они убедились, что деньги при нем  жестоко с ним расправились.
Мама моя забила тревогу после того, как Сергей два дня не появился ни дома, ни на работе. В милиции заявление было принято. Мама приходила к ним каждый день справляться о судьбе Сергея. Его тело нашли только через три недели, за городом на пустыре. При нем не было ни денег, ни документов. Мама  смогла его опознать  по одежде и татуировке на пальце.
Тебя вызвать не было возможности. В морге сказали, чтоб тело забирали, иначе будет похоронен  как  невостребованный. Мама моя все быстро организовала, и с Серегиной работы помогли.
Тая, я тебя никогда не видел, но знаю, что Сергей очень тебя любил. Что я могу для тебя сделать? Как мне искупить свою вину? Если бы я его не позвал, то не случилась эта трагедия.
Тая, родная моя, если ты захочешь приехать, сообщи.Денег на дорогу я тебе вышлю.
Сейчас идет следствие. Я тебе обещаю, из кожи вон вылезу, но гадов этих достану. И если они не получат по заслугам я их собственными руками придушу”.

Жизнь для Таи показалась бессмысленной. У нее были живы родители, она имела братьев и сестер. Но после смерти Сергея чувствовала себя полной сиротой. От края пропасти ее отвела мысль о ребенке, которого она носила.

Позже Олег прислал вещи Сергея и письмо, которое посылала ему Тая. Как выяснилось, оно пришло уже после смерти Сергея. Он так и не узнал, что скоро будет отцом.
Вскоре она уехала в свой родной город Красноярск. Жила с родителями, но не долго, до рождения дочери.
Сняла маленькую комнатушку у знакомой бабушки и пошла, работать на завод, а бабулька помогала ей с дочкой.
Через два года Тая приехала к Олегу и посетила могилу Сергея. Олег уговаривал ее остаться жить в Находке. Договорились о том, что Тая будет приезжать, так часто, как только сможет.
И действительно она приезжала почти каждый год в течение сорока лет. Уже восемь лет как умер Олег, но Тая продолжала приезжать, останавливаясь у его детей. Они  знали ее с раннего детства, Тая для них была вроде дальней родственницы.

Замуж Тая больше не вышла, не встретила такого как ее Сергей. Она пронесла свою большую любовь через всю жизнь. Были люди, которые ее осуждали, были, кто не понимал. Но, она прожила, как умела, как чувствовала. На Руси, таких как Тая тысячи, она  одна из многих.