ТАМИ

Лидия Копасова
ТАМИ

     Эвакуация японцев из Сахалина заставляла людей бросать всё, что не помещалось в багажах.
Японцы хорошо относились к нам. Когда я вынужденно оставляла дОма своих малышей, и, не найдя их по приходу, знала, что дети у соседей – японцев. Они любили маленькую беленькую девочку и её голубоглазую сестрёнку.

     Каждый раз, приговаривая:
 – Мадам-сан, он плакал, плакал… А у нас с детьми хорошо… По полу ползали чёрные япончата, а среди них маячила белая головка русской малышки.

     Однажды, рано утром, застучали деревянные башмаки соседки. Плача, она стояла на пороге нашего дома, держа на поводке свою любимую собачку Тами.

 – Мадам-сан, вы добрая, а Тами к другим не пойдёт. Нас увозят, а Тами надо оставить здесь. Наступила тишина. Собачка опустила низко голову и ни на кого не смотрела. Она всё понимала и не возражала.

 – Тами, теперь это твоя хозяйка, её надо слушать.
Женщина, удаляясь, застучала своими деревянными башмаками.

     Опасаясь, что собачка не пойдёт со мной, я держала поводок крепко. Сердце сжималось до боли.

     На следующий день машина с японцами удалялась от нашего дома. Я держала поводок, Тами стояла рядом и долго смотрела вслед исчезающим хозяевам, но не издавала ни звука. Мы долго стояли, боясь пошевелиться. Ноги у меня затекли, и я тихо сказала:
 – Ну, вот и всё. Пойдём домой, Тами. Пора уже.

     Собачка подняла голову и посмотрела прямо в мои глаза. Большие нечеловеческие слёзы катились из её больших янтарных глаз. Тоска выливалась из души с такой силой, что я тоже заплакала. Взяв, как маленького ребёнка, на руки и, прижав к себе, я внесла Тами в свой дом.

***