Быль про чёрта, кузнеца и пьяницу

Виталий Ударцев
Жили, были в неком городке, неведомо в какое время, два мужика. Один мужик был кузнецом, мастером своего дела, каких поискать надо. Бывало, так коня подкуёт! Подкова, словно литая сидит, сноса нет! Слава о нём далеко за пределы городка шагнула.
Жил в этом же городке, на соседней улице мужичонка, один. Ну, пьяница - пьяницей. К тому же лодырь и бездельник. Короче, трезвым его никто не видел. Вот однажды напился до чёртиков. Идёт, а сам домой дорогу найти не может. Подходит к нему мужчина и предлагает до дому проводить. А пьяница и рад на чьё ни будь плечо опереться, так как сам стоять на ногах не может. Идут они, значит, вроде как вместе песни горланят, а слышно одного. Вдруг чувствует, что в ногах сыро стало, очнулся и видит, стоит он по пояс в воде. А провожатый, не кто иной, как сам чёрт на воде стоит, словно на твёрдом. А его пьяного  в реку манит. От страха мужик сразу протрезвился. Выскочил на берег и что есть духу домой. Дорогу то просветлённой головой сразу вспомнил. Уже дома почувствовав себя в безопасности, зарок дал - больше не пить. А на утро его изменка задавила. Потому как желание выпить, оказалось сильнее его воли. Когда похмелился, такая таска взяла, о бесцельно прожитой жизни. Спьяну взял, да ляпнул: - «повесится что ли, от такой жизни?». В народе говорят: - «Только подумай, черти сами в петлю засунут». Опрокинул ещё одну чарку. Только её от губ отвёл, глядит, а перед ним вчерашний чёрт сидит. На этот раз мужик совсем его этого чёрта не испугался. А чего боятся днём. Да ещё когда в кабаке, народу полно. Чёрт без всяких предисловий и говорит мужику: - «Ты, кажется, повеситься хотел. Иль струсил уже? Мужику перед чёртом трусом выглядеть не хотелось, да слово не воробей...  А чёрт настаивает: - «Языком мастер чесать. А как до дела так бабе под юбку». Совсем мужика засрамил. Как бы, не был пьян, вешатся, на самом деле совсем не хотелось. А чёрт не отстаёт; - «Пойдём, да пойдём». Мужик причину ищет, что бы, не идти. Вот и говорит он чёрту в последней надежде, что тот отстанет: - «Как я пойду, если я бутылку ещё не допил?». «А ты возьми её с собой» - находит веский аргумент «нечистый». Делать нечего берёт мужик не допитую бутылку и идёт вслед за чёртом. По дороге жалуется, что у него даже подходящего места нет, где можно повеситься, по-человечески. «Как, негде!» - возмутился чёрт: - «Ты, что про чулан забыл?». Вдруг мужика осенила спасательная мысль: - ведь от чулана жена всегда ключ прячет что бы, не пропил те вещи, которые она в том чулане от него пьяницы, прячет. Только рогатый все его мысли наперед знал: - «а ты, будто, не знаешь, где прячет» - съязвил он. - «Ты сам из того чулана почти всё пропил». Стыдно мужику стало, что его во лжи уличили. И поплелся он в чулан молча. Достал запрятанный женой ключ. Открыл, и такая тоска его взяла. По жене, по детям, в воспитании которых участия не принимал. В общем, жить страсть, как захотелось. Мужик чёрта уговаривает, чтобы отстал. Мол, жена и дети будут по нему, сильно убиваться, в горе. А черт ему в ответ: - «Детям до тебя вообще дела нет. Стыдно им людям признаваться, что ты  и есть их отец. А жене тем более, у неё и любовник есть». Не поверил мужик. И повел его чёрт на конспиративную квартиру, где жена с её приятелем свиданирывалась. Между, прочем, день прошёл. Как стемнело, мужик не заметил. Для чёрта если его допустить, никаких преград нет. Провел он мужика сквозь стену в спальню, где жена с его бывшим другом «кувыркалась», Чёрт и мужик подошли так, что их никто не увидел. Заплакал мужик оттого, что теперь и на самом деле жить не зачем. Сам плачет с горя, а жить всё равно хочется. И завязался диалог меж чёртом и мужиком: - Как повесится, коль верёвки нет? – Как нет, если ты её в руках держишь. Тут мужик вспомнил, что эту верёвку жена у него из рук  намедни, выхватила, когда он её пропивать нёс. Помнил, как жена её забрала и в чулан спрятала, а как в руки взял не помнил. Словно во сне, подставил чурочку. Один конец верёвки за крюк, в другой с петлёй, шею просунул. Стоит, перед смертью воздухом надышатся, не может. Медлит, и  вешатся, совсем не собирается. А чёрт поторапливает. Советы даёт: - «Пни чурочку, на которой стоишь». «Сам пни» - огрызается мужик, а чёрт ему: - «Ишь ты, какой хитрый! Если я пну, то это убийство будет. И там...» - чёрт показал пальцем куда-то в небо – « такое самоубийство не признают настоящим. Это ты мужик должен сам добровольно сделать». Не смогу ответил тот. Тогда черт взял в руки, не весть, откуда взявшийся трезубец, и стал мужику в глаз целить. Прямо в глазное яблоко. Мужик отстранялся, отстранялся. Потерял равновесие, чурочка из под, ног и вылетела...
Кузнец, про которого в начале речь шла, крепко спал, когда к нему среди ночи постучались цыгане. Их конь расковался, а путь не близкий. Пришлось мастерового среди ночи поднимать. Как кузнецу не хотелось покидать постели, но те посулили не малых денег. Не в первой, дело привычное, в дороге всякое бывает, как не помочь? Прибыли в кузнецу, пока в горне угли нагорали, стал кузнец заезжих, расспрашивать: Кто такие? Куда путь держат? И почему коня загнали, так, что он в мыле и трясется весь, будто плётками стегали? Чернявый бородач, видимо старшой, из всей кампании, что бы ни задавал лишних вопросов, сунул кузнецу пачку, новеньких купюр, кивнув в сторону взмыленного коня что, мол, заслужил этот «сивый мерин» такого обращения, и что подковать его надо хорошо, что бы на нем возить «воду»*** не перевозить. К тому времени помощники бородача распрягли коня, в станок завели. Кузнец тоже пустой болтовни не любил, привык делом заниматься. Поднял копыто, что бы подкову примерить, глядь, а в место копыта, босая человеческая нога. Что за нечистая сила?  Глаза поднял, а бородач и его свита, не кто иные как черти рогатые. Кузнеца из кузни, словно ветром сдуло. Бежит огородами, оглянутся, боится. Первая на пути, хата кума попалась. Упал грудью на дверь, стучится и орёт не своим голосом. Кум спросонья не узнал, и открывать не хотел. Кузнец умалял и уговаривал, кум кое-как его признал и впустил. После стакана водки у кузнеца дар речи вернулся. Стал он куму рассказывать о ночном приключении. Не верит ему кум. Померещилось, мол. Кузнец в доказательство полез в карман. В тот, в который, бородач деньги сунул, а в кармане пусто. Вот видишь, успокаивал кум, - всё это тебе привиделось во сне.  Выпивали они, пока не рассвело. Уже солнце вставало, когда кузнец домой отсыпаться направился. До дома квартала не дошёл, глядит, возле чьей-то избы народ толпится. Любопытства ради, подошёл спросить, что там случилось. – Да вот пьяница, в этом доме, прямо в кладовке, ночью повесился. Понял кузнец, что не привиделось, это черти самоубийцу ковать приводили. Вот и вся история, хотите, верти, хотите, нет.
Жил кузнец ещё долго и счастливо. Только в кузнецу ночью с тех пор не ногой. Хоть горы золотые предлагай.
               
                *** «Вода» - в данном случае обозначает груз, который не кому не нужен, который возят по прихоти. Говорят, черти воду возят на самоубийцах, самим чертям вода и не нужна. Или есть выражение «В ступе воду толочь». Это всё равно, что из песка верёвки вить. Поэтому уместно «воду» в этом случае заключить в кавычки.