Индия. Первые впечатления

Таня Московцева
  Красиво говоришь – как-то сказал один мой « непродвинутый» знакомый – напиши книгу. Ох и смеялась же я, а потом долго и нудно объясняла, что, мол, все уже написано, ничего нового человечество не придумало, и чем я, такая маленькая,  могу порадовать такое   большое человечество… Но что самое удивительное, внутренние переживания, поиски и открытия настолько индивидуальны, сокровенны, потрясающе эгоцентричны (я бы сказала – штучны в этом многомиллионном и многовековом потоке), что до сих пор пишут. Более того - читают.
… вспомнила (и тут же забыла) о своих нелепых рассуждениях, когда сказала всем индийским друзьям: я хочу написать о вас! мне не важно, найду ли я читателя, будет ли это интересным. Одна мысль – надо.
 Им моя мысль понравилась:
- пиши по три- пять страниц каждый день, не задумываясь, ну типа  «потока сознания», потом исправишь, это самый лучший способ для объективных  и искренних заметок.
Понятно, как акын – что вижу, о том и пою.
Их не смущало, что  кроме курсовых  и дипломных работ в моем «писательском» арсенале  ничего не было. Но написать надо,  хотя бы для тех, кто «слал» в дорогу удивительно  «добрые» напутствия:
- Да там трупы сбрасывают в Ганг, да это самая грязная и нищая страна, ты с самолета на носилках сразу в инфекционную больницу, да там бутылка  чистой воды стоит доллар, а сама вода отравлена, да они …
 можно я не буду перечислять дальше?


Первые впечатления
4 января 2008, Дели … Итак Индия… Прошли, нет, пролетели, незаметно, как-то неуклюже, сонно, 5 дней, с заложенными ушами, с вечной проблемой научиться думать и говорить по-английски, с такой неожиданной (и о-о-очень знакомой) манерой индийцев говорить на своем (личном) языке, не заботясь – поймут ли? С их трогательной и отрешенной (чтобы не сказать - безразличной) заботой о чужом, по сути, человеке. С удивительным сочетанием крайнего (глубоко внутреннего) индивидуализма и причастности к чему-то все-общему, далекому.
 Сразу узнала в них себя, мне стало легко, хотелось вернуться в Россию к своим друзьям и родным и сказать : вуаля!! Я не белая ворона, не сумасшедшая эгоистка, я – нормальная, и нас миллионы. Я была счастлива, безумно, по-настоящему. Шла по дороге, то есть  хочу сказать посредине дороги, рядом с шикарными машинами, коровами, рикшами… и никто не говорил мне, что я самоубийца.
В  первые  же  дни  я почувствовала  необыкновенную атмосферу  Индии, там даже воздух  какой-то разреженный, свободный и чистый, несмотря на  толпы людей, грязь и нищету. И только позже нашла  этому объяснение.
  Еще в  аэропорту Петербурга  я познакомилась с Людмилой, которая летела к мужу в Индию. Вот   слова молодой, современной русской женщины:
- Я так соскучилась по Индии,  пришлось почти на  год  задержаться  дома  по работе.   Вы первый раз  едете в эту страну? Это нечто фантастическое, если вы хотите увидеть Бога на улице  нужно ехать только в Индию.

 Хочу сразу же  оговориться, что я не экзальтированная восторженная «дама в панаме», и в Индию поехала не за мистикой или гуру, не  за поисками  откровений и пр. Видела я одну  такую по возвращении из Индии, с пустыми глазами,  «взахлеб»  рассказывающую об Ашраме,  в который ей устроила поездку одна туристическая фирма.
   Мои заметки  написаны в виде дневника  о повседневной жизни народа Бхарата -  так часто называют  Индию сами жители.  При печатании  записей я не изменила хронологию  своих путешествий,  но то, что касается общих  впечатлений, я  кроила и «перетаскивала» их,  пытаясь хоть как-то тематически объединить. И конечно же  надеюсь,  простите  мой  юмор,  хаотичность записей и невольную неграмотность. 

 Даже не представляю, как много написано об Индии и, может быть, это хорошо! Легче быть непринужденной в своем незнании. – Кришнамурти, Ауробиндо, вечная и совсем незнакомая Бхагавадгита…
Вчера  меня спросили: твой интерес к Индии – с чем связан? Не задумываясь, ответила – Махатма Ганди. Много лет назад я увидела фильм, узнала историю…, я помню шок. Они такие же, как я! нет, я такая же, как они?
Меня никогда не интересовали «общества». Я всегда с сомнением относилась к русским, увешанным индийскими украшениями или стоящим на коленях перед изображением Ганеша и вечно танцующего Шивы. Всегда: не наше, не русское! Но почему здесь, в Индии, где-то там, под ложечкой – мое! Такое все родное…, но ведь я русская, типично русская. Я знаю, люблю, обожаю Россию. Почти до слез: Ну почему?

С первых дней  так комфортно влилась в местное пространство, что уже через неделю, когда  помогала Хане (хозяину пансионата, в котором остановилась) и его гостям заполнить анкету на web  сайте, меня спросили: из какого я штата. Удивились – из России? Да это и понятно – русские здесь не живут.
 Кстати сразу же об Интернете. Я могла бы поехать  «организованно», но выбрала другой вариант - дикарем. Знакомилась в Интернете с людьми из Индии, желающими дружить, общаться, организовывать общий бизнес… Я всегда свято верила: кто хочет найти, тот всегда находит, и как говорила моя первая учительница, кто хочет стать «разбойником», тот всегда найдет свою «шайку».
Я пишу только о тех людях, которых  встретила в реальности – с именами, телефонами, адресами. Вы можете им написать, позвонить.  Пишу о своих впечатлениях, не задумываясь, но как часто, спрашивая своих друзей,  так ли я воспринимаю все окружающее меня, слышала в ответ – ты очень объективно восприимчива. Будем надеяться.
Так вот Хана занимается туризмом, и мне было интересно ему помогать. Сидя за компьютером, собирая по крохам (почти пять часов) информацию об Индии для японских туристов, я невольно сама  знакомилась   с этой страной. Остановилась на теме, которая почему-то так волнует людей всего мира - изменения в стиле жизни юного поколения Индии и их  кастовое  само-сознание.
Кастовость?
Первое, то есть уже второе, что меня поразило – пресловутая кастовость. Да, наслушалась я ужасов перед отъездом! Не дай Бог сделать то или это, не заметишь, как оскорбишь индийца. Чушь! Главное – относиться с уважением к любой нации. Как они понимают все твои «ляпы». Очень лояльны и толерантны.
 Кастовая система помогает, сдерживает, учит, но очень, очень разумно… и скажите, пожалуйста (и покажите мне общество), где нет кастовой системы в той или иной мере, иногда и уродливой и глупой. Один мой знакомый как-то сказал, что национализм в России (так называемый шовинизм) очень закономерен, он помог и помогает русским выжить как нации. И вот сейчас, глядя на Индию «изнутри», я понимаю, что кастовость в Индии - это способ существования пусть иногда и жестокий для отдельных людей, но очень разумный и необходимый, как воздух!
 Кстати, они никогда не распространяют свое кастовое сознание на «пришельцев». Например, я очень серьезно (без тени улыбки) спросила Хану, возможно ли попросить моих незнакомых друг с другом индийских друзей обменяться телефонами и познакомиться на случай, если я потеряюсь или со мной что-нибудь случится и не противоречит  ли это их законам, на что он мне очень серьезно ответил:
 –  Пожалуй, по телефону можно поговорить, чтобы помочь тебе.

 Первый раз Хана сам  отвез меня в семью  Джайсинга, познакомился лично (я догадываюсь, только с целью моей безопасности, ведь я была его гостьей), а затем  скромно подождал в машине, когда я выйду, и на приглашение   «посидеть вместе»  ответил вежливым отказом.

Говорят, кастовость разрушается, но  неписаные законы чтят и мужчины и женщины. Это очень жизненно, и я иногда сомневаюсь, что в ближайшем будущем мы увидим американизированную Индию. И это радует. Сильная нация.
Я не знакома с мусульманскими обществами, только  сейчас начинаю знакомиться с индийским, но что-то мне говорит – это два совершенно разных мира. Влияние мусульман (в истории Индии – несколько веков) несомненно, сейчас - Америка, но это так похоже на миф. ( Скорее  мусульмане Индии с веками стали больше индийцами, и возможно Америке нужно задуматься.) Я не говорю о естественном взаимопроникновении культур, а только о силе и стойкости этой нации.
 Хотя с другой стороны глобализация и стандартизация  не обошла стороной и Индию. Посмотрите телевизор.. Те же кто хочет стать миллионером, высокие технологии, прокладки - полный мировой набор.

 Кстати, именно здесь я реально увидела, что многие знакомые и «расхожие»  мысли и сентенции являются  не предметом философских   диспутов   (ну хотя бы, например: лучше следовать пусть плохо, но своей карме…),  -  а  способом существования,   их дыханием, походкой.
 Много, очень много я увидела здесь, что знала только понаслышке или из книг.

Мне помогло понять и почувствовать многие вещи тесное общение с семьей Джайсинга (жена Випин, сын Вине, дочь Манси и жена сына Видхи).. Хана говорит, что они хорошие люди. Сказать хорошие - сказать ничего. Каждый из них индивидуален, внутренне свободен и независим, и при этом несет в себе глубочайшее чувство семьи! Особенно меня поразили женщины!

Сейчас я говорю только об одной семье. Мне нужно рассказать о Сантош и ее дочери Аджун, о ее маленькой служанке Гите, о тех, кого я сразу, в течение недели, встретила, о Шереде и ее дочери в Бомбее, о маленькой женщине, католичке Мерседес из далекого восточного штата, об Уше из Непала и о многих других.  И  я надеюсь, что никого не забуду, что для всех найду добрые и правильные слова.
Недавно я позвонила Светлане, с которой познакомилась в аэропорту, она где то на юге Индии. Возвращается постепенно в Дели через Бомбей.  На ее вопрос, где я и что посмотрела,  вдруг поняла, что я в Индии уже неделю и ничего не видела кроме индийцев. И не волнуюсь не потому, что у меня есть три месяца впереди, а потому что действительно хотела увидеть Индию не из окна туристического автобуса. Это был не просто мой каприз, а очень сильное, осознанное желание – узнать, что такое индийцы.

Продолжение:
http://www.proza.ru/2011/02/18/1328