Дружественная среда 2

Вадим Никодимов
(Опус 2)

 Когда-то в школе, все дети первоклассники, к которым относился и я, пошли в бассейн. Плавать тогда почти никто не умел, и смыслом похода, было как раз - обучение плаванью. Внезапно я сильно  заболел, и с плаванием пришлось на тот момент расстаться. Когда же я поправился,  куда-то  подевался абонемент, да и меня не пустили родители, мол «ребенок, слабенький еще, зима на дворе, потом как-нибудь». В общем, плавать я тогда не научился, потому, что и не учился. Прошел с того момента год, и все дружно, классом, оздоровления ради, опять в бассейн пошли. А там выяснилось, что я один из немногих, кто плавать не умеет, что меня конечно не радовало.
Бассейн был стандартным, двадцать пять метров, шесть дорожек разделенных плавающими поплавками, посередине у бассейна был как бы раздел, на глубокую и неглубокую часть. За поплавковые дорожки, можно было держаться. По двум длинным сторонам имелись нержавеющие поручни чуть выше воды. И четыре нержавеющих лестницы по углам. Самая глубокая часть бассейна, составляла четыре метра, на неглубокой, было примерно ребенку – чуть выше груди. Над местом, где начинался спуск в глубину, примерно посередине, поперек бассейна висела растяжка, с красными флажками. Всех детей  приходивших в бассейн инструктировали, что есть часть мелкая и там  можно, но есть глубокая, там нельзя, что вот флажки висят красные, и чтоб бдительность не теряли, и на флажки постоянно поглядывали. Это конечно касалось больше, плавать не умеющих. Были там еще вышки для ныряния, высотой  метра три,  когда, в нарушения всех норм и правил, допуск на вышку был только для спортсменов, мы с ребятами туда забирались, высота казалась просто безумной, и мы быстро сбегали назад.
После осмотра врачом, на предмет чистоты тела и прочего всего, детей поделили на умеющих и не умеющих плавать. С какой завистью мне приходилось смотреть на группы, которым было разрешено нырять сразу в глубокую часть бассейна, некоторые ныряли даже со стартовых тумбочек, что на тот момент представлялось - верхом совершенства. Ну а когда приходилось видеть ребят уже из сильно старших групп, которые после плавания, ныряли в бассейн с вышек, действо сиё на мой тогдашний взгляд, виделось чем-то нереально-заоблачным.
Много позже, я учил плавать, в этом же самом бассейне, своих детей, да и не своих тоже. Дети всегда рады воде, они тянуться к ней, они с ней играют, какой-то своей частью они чувствуют, дружественную среду. Всегда кричат, и бросают воду вверх, чтоб она разлеталась брызгами, такой водяной салют. Еще зацепившись, например, за плавающую дорожку или поручни, бьют ногами, создавая массу брызг, это их очень веселит.
Столкнувшись с попаданием воды не туда куда нужно,  откашлявшись, начинают опасаться, но тяга все равно остается, сквозь неуменье и страх, среда то - дружественная. Много раз мне приходилось наблюдать детей на море, когда они на безопасной глубине, не умея плавать, но примерно представляя себе, как это выглядит со стороны,  ходят по дну руками. Перебрасывают руки по кругу из воды вверх и обратно. Плывут мол, умеют. В реальности же всегда нуждаются в опоре, за что-то держаться или на чем-то стоять. Чрезвычайно важное умение выдыхать в воду  у некоторых вызывает затруднения, чтоб выдохнуть, надо же с головой погрузиться. Чуть-чуть освоившись, очень любят передвигаться,  держась за поручни или дорожки чуть дальше красных флажков, щекочут себе нервы, там ведь уже глубже, но что-то заставляет, тянет, осваивать новую среду.
Так вот, с чего начинают, обучая плаванью детей, да вообще-то и взрослых,  после инструктажа по безопасному поведению на воде. Ну конечно, с дыхания в воду. Например, все из группы начинающих, выстраиваются в ряд, берутся за поручни. Далее должны вдохнуть, присесть в воду с головой и там выдохнуть, потом подняться на поверхность и вдохнуть. Все просто, и среда дружественная, но получается сразу, далеко не у всех. Барьер психологический от инстинкта сохранения жизни, вода - среда то дружественная, но другая. Далее необходимо освоить следующее упражнение. Встать в готовности поплыть, руки вместе, ладонями друг к другу, на уровне груди. Далее они выкидываются  вперед, вслед за ним все тело, обучающийся должен скользнуть по воде, почти проплыть уже. Положение тела при этом, должно быть плоским как доска. Когда сила толчка заканчивается, необходимо встать на ноги. Тоже теоретически не сложно, но «доска» чаще напоминает корягу, и процесс у многих обучающихся не идет. Надо же от толчка плыть, а руки до дна не достают, держаться то не за что. Упражнения еще есть разные, типа побить ногами, или погрести руками, но из основополагающих, далее идет упражнение – поплавок. Вдыхаете, группируетесь прижимая колени к груди, а голову к коленям … ну и в общем то все, плаваете как поплавок «горбатой» спиной к верху и головой чуть вниз, пока хватает вдоха. Следующее упражнение называется - звездочка.  Это как раз тот случай, когда дружественность воды ощущаешь - прямо, понимаешь, что с ней вполне можно дружить. С поплавком все же как то не так, но это были мои ощущения. Суть в следующем, необходимо глубоко вдохнуть, и лечь на воду спиной, растопырив конечности в виде звезды. Вот тут то и понимаешь, что все правда, преподаватель говорит правду – на воде можно лежать, вот так просто и не тонуть. Встречаются, конечно, различные телосложения, как у детей так и у взрослых, и задняя часть все же бывает тонет, но это отдельная тема для разговора. Выполняя эту «звездочку», можно открыть глаза и смотреть в потолок, и даже немного по сторонам, ощущая всем телом что пока не умея плавать – ты все таки уже плаваешь. Когда эта «звезда» у меня наконец получилась, дела по научению плавать пошли заметно быстрее. И через некоторое время, если учесть что в бассейн мы ходили 2 раза в неделю, то через месяц, я стал потихоньку приближаться к красным флажкам. В начале конечно для «проверить себя», пощекотать нервы. Там я вспоминал что когда-то, года 3 назад, чуть не утонул. И все же тянуло. Держась за поплавковую дорожку, и улучив момент когда обучатели не бдят, я пробовал щупать ногой кафельный пол, там где но начинал уходить вниз, было это уже га красными флажками, они висели, понятно, немного с запасом. Невероятное ощущение когда реальная опасность – рядом. Вроде и нет опасности, можно держаться, но под ногами дна уже нет. Насладившись новым ощущением или звонким свистком преподавателя, быстренько по дорожке руками назад. Вот оно дно, как хорошо… А потом, чуть погодя  вновь и вновь, к этому заветному краю…
Существуют четыре основных вида спортивного плавания. Самый быстрый и ресурсоемкий – баттерфляй. Баттерфляй с английского – бабочка, человек в плавании несведущий, вряд ли  поймет почему. Ведь бабочка скорее боится воды. Оно так, но название такое от похожести (весьма условной правда) движения пловца и крыльев бабочки. Вы как бы ныряете чуть в глубь, с руками вперед, и сделав телом небольшой полукруг под водой, выныриваете на поверхность, перенося перед выныриванием руки назад. При выныривании руки перекидываются по воздуху вперед над водой, (именно этот момент и похож на взмахи бабочки) и вы сильно вынырнув, вновь ныряете, тело при этом  совершает волнообразные движения. При обучении этому виду плавания существуют специальные упражнения, которые так и называются – волна.  Когда я учился плавать баттерфляем, он назывался – дельфин, не то потому что «слово супостатское», не то потому, что это была детская секция. То есть у взрослых был - баттерфляй, а у детей – дельфин. Надо же как-то отличать, кто есть кто.  Для плавания баттерфляем необходима определенная физическая подготовка, иначе полноценно получаться не будет, а будут жалкие некрасивые попытки. Правда ничего страшного в этом нет, все полноценное, а возможно и великое, всегда с чего-то начинается, пусть даже  с «жалких попыток». Стиль конечно очень красивый ! Когда немного позже на черном море, выйдешь так к воде, прыгнешь  и проплывешь метров пятьдесят в умеренном темпе, то при возвращении назад на пляж, люди на берегу, причем не только некоторые женщины, но и некоторые мужчины -  смотрят с уважением.
Самый широко известный и распространенный, чуть менее быстрый чем баттерфляй стиль, называется кроль. Еще его называют «вольный стиль». Пиктограммы, обозначающие плавание, стилизовано обозначают именно этот стиль, с легко узнаваемым гребком. Тело на воде прямо, бьете прямыми ногами, руки работают попеременно, с каждой стороны, гребут, то есть вперед. Кроль мне всегда не нравился тем, что ты не видишь куда плывешь. В бассейне, по дну, вдоль каждой дорожки, по середине, проложена полоса из кафельной плитки другого цвета. Это для того, что бы пловец мог, посмотрев в воду, определить,  не сбился ли он с пути. Для кроля это особенно актуально. Следующий стиль, который я почему-то, всегда воспринимал как кроль на спине, так и называется  «на спине». Правда движения рук несколько другие. Человек лежит на воде спиной, прямые руки попеременно заводятся назад, гребок производится вверху-вниз по кругу. Не смотря на то, что вода иногда заливает лицо, мне нравилось плавать на спине. Можно было при движении разглядывать потолок, растяжки, большие рисунки на стенах бассейна, дышать можно не в воду, а как обычно, в такт гребкам.
Больше всего мне почему-то нравилось плавать брасом. Это еще один из четырех стилей плавания. Самый энергосберегающий стиль. По крайней мере для моего телосложения. Можно и кролем плавать медленно, и на спине, баттерфляем сложнее, но тоже можно. Но при плавании брассом, всегда смотришь вперед, туда куда плывешь, а еще если не куда не спешишь, можно плыть в удовольствие. Брасс мне представлялся  очень гармоничным стилем, с естественными движениями. Не буду сравнивать брасс с игрой на органе. При игре на органе, работают еще и ноги, имеется специальные клавиши для ног, для особо низких регистров. Так вот, при плавании брассом гребут еще и ноги, не просто помогают рукам, а полноценно гребут. Руки вперед под водой, разводятся в стороны с гребком немного под себя, сводятся у груди, и опять вперед. А вот ноги, напоминают движение лягушки, сгибаются в коленях, и загребают ступнями. При классическом брассе, необходимо погружать голову в воду и выдыхать там, приподнимая её при после гребка для вдоха. Но если никто некуда не торопится, можно держать голову и над водой, всегда осознавая, что происходит вокруг… Есть еще один прогулочный стиль, или стиль  для отдыха на воде, который я условно называю кальмаром. Вы лежите немного на спине, руки вдоль тела , они почти не работают, хотя немного подруливать могут. Работают только ноги, гребут примерно, как и брассом, но все равно несколько иначе. Вы как бы сжимаетесь как кальмар, а потом  распрямляетесь – это момент ускорения, и все с начала. Плыть можно очень медленно в удовольствие. Хотя в удовольствие конечно можно и с напряжением. Например, плыть баттерфляем, во всю мощь, на пределе физических возможностей, тоже может быть в удовольствие. Грести кролем, ощущая и подбирая положение ладони так, чтобы гребок вышел максимально эффективным и мощным, когда чувствуешь «силу в руках» тоже может быть удовольствием. Плыть быстро и с напряжением можно и на спине, это тоже нравилось…
Тогда в начальной школе, научившись плавать, я стал ходить в спортивную секцию. Иногда приходилось вставать в шесть утра, что бы успеть в семи на тренировку. Ночь, темно, зима, холодно, а ты идешь в бассейн, через лес (такой сосновый парк небольшой там был), тащишь сумку с принадлежностями. Пока не разогрелся, вода температурой, пляс семнадцать, казалось очень холодной. А тренер задание дает, восемьсот метров комплекс! Комплекс, это когда двести метров баттерфляем, двести метров брассом, двести метров на спине и двести метров кролем. Для детского тела, серьезная нагрузка. Даже сейчас, я помню эти моменты, когда плыть уже не можешь! Все! Сил нет!!!.. Но плывешь! Именно тогда я понял что такое второе дыхание, и даже третье и последующее… Именно тогда рождались, появлялись, крепли силы. Приходило чувство, я это могу, и я это смогу. А потом, чуть позже, можно было подурачится в душе, и поподсматривать за девчонками…  Да шучу, шучу ;
Иногда после заплывов, теории, и «обзора политической информации» начинающим спортсменам, можно было попрыгать с вышки. Высота правда всего три метра, но для ребенка – ВЫСОТА ! Прыгнуть солдатиком, было совсем не страшно, я спрыгнул практически сразу. А вот прыгнуть головой вниз…, не мог довольно долго. Хотя у других ребят это было как-то, попроще. Даже несколько раз спускался вниз по ступенькам, назад, негодуя что не могу. Кстати именно чувство, что мне это надо, именно самому, самому для себя, и помогло прыгнуть. И когда я это сделал, а потом и еще и еще, наверное всю неделю потом, ходил и улыбался. Был чертовски горд за себя. Какое сладостное чувство, чувство успеха. Оно было еще потом, но то… То было первое !
Все эти чудесные и разные ощущения, так необходимые для полноты жизни, происходили в воде. В той самой в которой я когда-то не утонул, и которой безумно за это благодарен. И кто теперь оспорит, что вода – это весьма дружественная человеку среда…