Последний военный призыв

Людмила Канашева
Последний военный призыв.

Поколение защитников отечества последнего военного призыва - это особая категория людей, которые, едва достигнув семнадцати лет, были призваны в 1944 году в ряды Красной армии и Военно-Морского флота.

25 октября 1944года Государственный комитет обороны(ГКО) объявил призыв на военную службу призывников 1927 года рождения. Тогда призвали 1 миллион 156 тысяч 727 человек. (по материалам Википедии).

И все они, по сути, были несовершеннолетними на день призыва.
Так если в 1915 году "был произведен досрочный призыв молодежи 1895 года рождения и на войну шли юноши еще не достигшие двадцатилетнего возраста"(Г.К. Жуков "Воспоминания и размышления" Изд АПН.М. 1987,том 1,стр. 44,45)то, в 1944 году призванным тоже досрочно юношам едва исполнилось семнадцать лет.

Большинство этих юношей, настойчиво стремились на фронт в действующие воинские части и на боевые корабли. И многим выпало служить в частях действующей армии.Так, например, 1136 Краснознаменный Кенигсбергский полк на 65% состоял из солдат 1926-1927 годов рождения.(Архив МОСССР Ф396 ОП243910, д.2,л.281).

Те, кому из них довелось воевать на фронтах Великой Отечественной, проявили мужество и стойкость, сражаясь с немецко-фашисткими захватчиками. Не все они дожили до Великого Дня Победы.

Другие были направлены в запасные полки и учебные отряды, где осваивали военные специальности  и учились военному делу, готовясь к отправке на фронт.

Особая заслуга этих юношей заключалась в том, что на их плечи легла ответственность за укрепление оборонного могущества и безопасности нашей Родины, когда произошло массовое увольнение старших возрастов рядового, сержантского и старшинского состава после окончания войны.
 
На долю молодых воинов последнего военного призыва выпало немало испытаний и трудностей. Срочная служба для них была продлена до 7 – 9 лет. Не было массовых военных призывов на службу ни  в 1945 году, ни 1946, вплоть до 1949 года в соответствии с постановлением об этом Высшего Военного Совета под председательством Сталина.

Массовый военный призыв в армию и на флот после войны стал производиться только с 1949-50-х гг. И все это время, начиная с 1944 года до 50-х годов, служило поколение последнего военного призыва, обеспечивая укрепление обороноспособности страны. И при этом никто не роптал, не проявлял  недовольство по поводу удлиненной в три раза службы без отпусков.

Да они еще до призыва на войну успели поработать по 2 - 3 года в Народном хозяйстве, где тогда работали только женщины и дети, так как все мужчины были призваны на войну. И работали все также без отпусков, с передачей компенсации за отпуск в фонд обороны и Победы.


На верхнем групповом  черно-белом снимке – красноармейцы последнего военного призыва, призванные на основании постановления ГКО от 25 октября 1944  из Архангельской области.
Этим семнадцатилетним юношам пришлось добираться пешком от села Карпогоры, что на реке Пинеге, до Архангельска   более 360 км. Призывники долго шли пешком по заснеженным, проселочным дорогам при морозе и холодном ветре. Только последние 30-40 км они были подвезены на грузовиках.

Эта большая группа в составе трехсот человек,  наконец-то, добралась до Архангельска, где призывники были окончательно распределены по разным частям.
 Трое из трехсот, среди которых был и мой отец, первоначально были записаны на флот, и все дни своего похода до Архангельска радовались, что, наконец-то, их мечта начала осуществляться.
Но в Архангельске троих будущих моряков неожиданно для них определили в сухопутные войска, а именно в 31 дивизию, а затем в первую дивизию (ОМСДОН), где они и прослужили до 1952г.

Знаменитая ОМСДОН, принимала участие в выполнении многих особых заданий командывания, и, конечно, она принимала участие в грандиозном Параде Победы 24 июня 1945 года на  Красной площади в Москве.

Но все эти радостные события еще были впереди, а в те  зимние месяцы 1944 года направленные на флот эти трое призывников, мечтавших с детства о море, были очень огорчены таким началом службы. Особенно это было обидно Канашеву Н.М., прадед, дед, отец, дядя и даже сестра которого служили на флоте. Как бы, начала  продолжаться и сразу прервалась флотская династия.

Прадед отца служил на знаменитом фрегате «Паллада», его дед тоже на одном  из кораблей Балтийского флота, его отец, мой дед, был комендором первого Балтийского флотского экипажа. Сестра отца, моя тетя, добровольно пошла служить на флот по призыву в мае 1942 года в числе 25-ти тысяч девушек-добровольцев, призванных на флот. Она прослужила всю войну на главной базе Северного флота, а сначала  в учебном отряде Северного флота на Соловецких островах.

В дальнейшем служба в ОМСДОНе несколько сгладила огорчение моего отца от первых дней перераспределения, когда еще ничего не было известно о великой Победе, но все знали и были уверены, что она обязательно скоро будет.

На верхнем групповом черно-белом снимке  слева направо:

Стоят:
Бондаренко Николай Григорьевич, Канашев Николай Михайлович, Малкин Дмитрий Павлович, Урман. Х. Е. (тогда командир отделения, ст. сержант), Агафонов Иван Павлович, Атюнин Максим Егорович, Воробьев Михаил Петрович.
Присевшие:
Попов Сергей Владимир, Лужковский Александр Михайлович, Рыбников Иван Павлович, Кононов Валентин Иосифович, Лобачев Вениамин Степанович, Рябов Николай Константинович.
Лежат:
Зубов Алексей Алексеевич, Шафров Геннадий Иванович.

Черно-белые фото из семейного архива Канашевых.
Цветная фотография знаменосцев у Спасской башни 24.06.1945г взята здесь:
http://www.webpark.ru/comments.php?id=24840
На этом снимке, многократно ранее публиковавшемся  в журналах и газетах СССР,и книгах (например, "Книга Парад Победителей" Г.Дроздов, Е.Рябко. Изд."Планета", Москва,1985, стр.156) первая шеренга особого батальона трофейных знамен на параде Победы, состоящая из красноармейцев и сержантов третьего полка первой дивизии имени Дзержинского.

Кроме представителей фронтов в особый батальон вошла сводная рота солдат и сержантов Мотострелковой ордена Ленина Краснознаменной дивизии имени Ф.Э, Дзержинского. У нее славные боевые традиции. В годы войны дзержинцы сражались под Москвой, у Новгорода, на Украине, успешно выполняя специальные задания. Для участия в параде Победы здесь отбирали самых лучших.

«….Кто командовал на параде особым сводным батальоном?
Во главе бойцов, несущих  опущенные к земле фашистские  знамена и штандарты, фотографии запечатлели молодого офицера с обнаженным клинком. Сохранившиеся в архивах документы называют его имя:
Старший лейтенант Дмитрий Вовк. До службы в армии он работал слесарем-сборщиком в донецком поселке. Призван был в 3-й мотострелковый полк дивизии имени Джержинского, стал командиром. Вовк участвовал в обороне Москвы, замещал командира роты. Сейчас подполковник запаса Дмитрий Григорьевич Вовк военрук средней школы в Свердловске, секретарь первичной партийной организации".! Д. Новоплянский, газета Правда  от 24 июня 1975года, № 175(20779).

«Из двухсот солдат особого батальона, которые на параде Победы под барабанную дробь бросили к подножию Мавзолея знамена разбитых фашистских полчищ, из двухсот его солдат газета «Правда» назвала пятерых, и вот еще шестеро:
Михаил Сергеев, Олег Носвич, Андрей Коновалов, Юрий Хилков (из Архангельской области, прим.авт.), Петр Чернов, Василий Скипенко» Газета правда от 22 июня 1974года №173(20412) «Солдаты особого батальона», Д. Новоплянский.

Из газеты «Правды» статья «200 бросков» 1985год, 2 апреля:
«Мы, дзержинцы, прибыли с фронтов раньше, и наша выправка уже могла служить примером. Однако, и нам теперь пришлось многому учиться. Для занятий всем дали палки длиною примерно 2 метра – это распорки солдатских палаток. …Местом подготовки особого батальона стало Лефортово, где разместился сводный полк этого фронта».
С палками, которые имитировали фашистские знамена, проходили тренировки Парада.(Прим.авт.)

На одиночном черно-белом снимке  1945 года  красноармеец Канашев Н.М., служивший в третьем полку, в который он был переведен из 112 стрелкового полка 31 дивизии в марте 1945 года.