Вопрос 85 - что есть героизм?

Андрей Гнедюк
- Мастер, - спросил ученик, - Что есть героизм?
- Маска для трусости и глупости.
- Маска?
- Зачем тебе ответ на этот вопрос?
- Мои родственники были героями, о них есть легенды и песни.
- Твои родственники были трусами и глупцами.
- Не совсем ясно.
- Они живы?
- Нет, они погибли.
- Их трусость заставила совершить подвиг. Чья-то трусость заставила их совершить подвиг во имя чего-то. Чья-то трусость прославляет их маску трусости и глупости. Трусы прославляют трусов. Глупцы славят глупцов.
- Но ведь героизм – это храбрость?
- Храбрость – это жить. Жить в принятии, жить в благодарности. Жить в доверии. Жить в прощении. Жить в любви. Только такая жизнь есть храбрость. Погибнуть вопреки трусости, это не храбрость, это героизм. Скажи мне, как-то я подошёл со своими солдатами к врагу и увидев их значительное преимущество отступил – это трусость?
- Нет, это мудрость.
- Когда я пустил на врага диких быков, а они гибли, но стояли, пока их не осталось так мало, что я наконец–то напал и добил их, это героизм?
- Ну если так, то как-то глупо с их стороны.
- Это было героически, стоять на пути смерти, зная о том, что, не уйдя с её пути, останешься на дороге?
- Глупо, могли и переждать быков.
- Весь героизм глуп и труслив. Поверь, когда воины гибли, им было страшно, но они гибли вопреки страху. Страх, это инструмент ума, и ум кричал про опасность для жизни. В героизме нет ума, героизм безумен и глуп. Храбрость, это остаться жить, невзирая на котящийся вал смертие. Принять этот вал, поблагодарить, довериться и отпустить его. Так уж всё устроено, приняв смерть, позволяешь жить. Пока смерть не принята в жизнь, остается её бояться и противостоять смерти глупостью непринятия, противостоять героизмом. Но знаешь, в чём дело?
- В чём?
- Человек с рождения проиграл смерти и даже если он умер героически, он всё равно проиграл смерти.
- А если не погиб?
- Тогда смерть пощадила труса, так как его урок не завершён. Его непринятие смерти осталось и вряд ли герой сможет повторить свой подвиг, предпочитая его просто вспоминать и всё равно проиграть смерти.
- Что же меняет принятие?
- Принятие не знает страха. Как может быть опасно для тебя то, что есть ты. Всё пространство вокруг, это ты. Зачем глупость противостояния самому себе? Героизм не нужен в принятии. Противостоять своему уму и смерти, что может быть глупее? Никогда не сможешь жить полной жизнью без ума, никогда не сможешь победить смерть борьбой. Её можно только принять в жизнь, так как  смерть, это тоже ты. И став частью тебя, её больше нет. Нечему противостоять.
- То есть героизм не нужен?
- Героизм имеет массу уроков. Но познать героизм и остаться при этом живым, суждено далеко не всем и те кто познали его оставшись живыми, не хотели бы вновь совершать подвиг. Так уж устроено, что принявшие войну, смерть, боль, стихию стают очень гармоничны и уверены. Им больше не нужно совершать подвиги. Они храбры и мудры, оставаясь живыми. Им не нужно совершать подвиг для победы над страхом и смертью. Зачем играть в проигранную игру? Они приняли проигрыш в этой игре и потому нет смысла в героизме. Есть смысл научиться жить. Учиться умирать не нужно, живущие это умеют.
- В героизме нет никакого героизма?
- В героизме есть страх и глупость в одном лице. Страх – инструмент ума, предупреждающий об опасности, глупость, это отсутствие ума. Героизм, это поступок, основанный на отсутствии ума, но присутствии его инструмента страха. Возможно ли кистью без вдохновения нарисовать шедевр? Разве что пытаться красить забор.
- Но красить забор кисточками художника глупо.
- Героизм и есть покраска забора кисточками художника. И забор не покрашен, и кисточки поломаны. Таков результат героизма. 
- Но ведь есть много героев оставшихся в живых?
- Называют ли сами герои поступок подвигом? Возможно то, что героизм для других, это мудрость и принятие для совершившего подвиг. Он слушал и слышал сердце разрешая происходящему происходить протекая по нему. Неважен исход происходящего, неважно, почему происходящее происходит. Важно только то, что ты участник происходящего, а значит это нужно для твоей жизни. Даже смерть есть обязательным условием жизни. Принятие, настоящий подвиг. Всё остальное суета иллюзий.
- Значит героизм это то, что основано на трусости и глупости участника или трусости и глупости тех, кто называет героями текущих по жизни? 
- Есть ли героизм в настоящем?
- Этого я не знаю.
- Ум – иллюзия бытия, страх – иллюзия ума, героизм – иллюзия страха. Иллюзии рождённые иллюзиями могут похоронить настоящее под пеленой иллюзий и превратить жизнь из настоящей в иллюзию жизни. Научись видеть иллюзии и не оценивать их. Они всего лишь плод твоего ума, а твой ум, самый сильный источник иллюзий. Закрой глаза и побудь в настоящем. Ничто так не очищает от иллюзий, как неподвижность и внимание к происходящему. Наблюдай своё дыхание, наблюдай свой свет, наблюдай своё тело. Наблюдай за всем, что происходит. Позволь происходящему происходить без твоего участия и тогда иллюзии отступят и сможешь прикоснуться к настоящему. Это и есть то, ради чего мы приходим. Вспомнить кто мы и зачем мы здесь, но для этого нужно научиться уходить из мира иллюзий и быть настоящим. Возвращаясь, не забывать, где иллюзии, а где настоящее.
Мастер закрыл глаза и умолк, позволяя ветру трепать его распущенные волосы, а каплям начинающегося дождя касаться лица и рук  …