Н. В. Р. Неслышная Вечности Рапсодия I

Константин Лавр
Н.В.Р.
Неслышная Вечности Рапсодия 1
****************************

КОНСТАНТИН ЛАВР


Минипьеса в одном акте и трех минидействиях



Действующие лица:


1. Надежда Васильевна Резвая – заслуженный Пенсионер, ветеран труда
2. Арнольд Януарьерич Тюбик – старинный друг Надежды Васильевны
3. Дочь
4. Человек для реплики



МОСКВА, ноябрь 2010.



1
Подмосковное 13 ноября, ”пора Дождеочарования”. Огороженная территория элитного дома, вековые сосны и дубы, парковые дорожки, пруд, шумит водопад. Шурша опавшими листьями, неспешно прогуливаются МАМА и ДОЧЬ.

МАМА (Продолжая прерванный рассказ)… А, я и говорю ему, будто не узнала: да, а кто это? А он  “Надя, дорогая, здравствуй!” Нет, ты представляешь, каково оно мне, сто лет не виделись, не общались, а тут позвонил, и на тебе, сразу столько всего предложил…. Нет, сейчас меня истерика хватит!

ДОЧЬ (С желанием чем-то помочь) И дальше что? Что ему ответила?

МАМА (Прикладывая руку к груди) Ой, лихо мне, сердце зашлось, в глазах темно! Сядем, посидим! (Садится на скамейку) Сейчас…. Я – ж его, гада, наизусть выучила, знаю, как облупленного, раз вспомнил, значит что-то срочно потребовалось. А что? 20 лет почти не встречались, в один год и мужа проводила, и любовник, в чём был, удрал!

ДОЧЬ (Стараясь перевести всё в шутку) Мамсик, родной, брось ты, не удрал, ты сама его выставила! Что он себе позволял, вспомни! Он за тебя как бы боролся, пока ему это удовольствие доставляло, по ночам отцу звонил, говорил, жить без тебя не может, просил отдать! Дурачился и всё! А когда папа уехал, сразу интерес потерял, да, просто  испугался, что ты его замуж потащишь. Вот и сбежал! Тебе ли мужиков не знать? За пивом все герои, пока до дела не дошло.

МАМА (С грустным видом, вздыхая) Ты, конечно, всё знаешь, во всём права! А мне-то каково? (Искренне скорбя) Вот посмотри: купила ты мне эту квартиру: Дом элитный, воздух чище, чем на даче, парк, река, Москва рядом, чего ещё желать? Наконец-то после верхних этажей как в детстве, на втором живу, лифтом не пользуюсь, ты же знаешь, боюсь я их, хуже пожара! Соседи не лезут, разве, только, с поклоном: Надежда Васильевна, доброе утро, Надежда Васильевна, добрый вечер! Ты им, что ли про меня рассказала?

ДОЧЬ (Обдумывая, к чему идёт дело) Нет. Не я. Земля тесная, слухи громкие. Мама, у меня мало времени, чего ты хочешь?

МАМА (Вставая, с демонстративной обидой) Эх, когда-нибудь ты начнёшь меня понимать, да поздно будет! Как объяснить, тошно мне здесь, ЗАБЕРИ МЕНЯ ОТСЮДА!

ДОЧЬ Так! Здесь подробнее. Что именно, конкретно не устраивает? Что нужно делать?

МАМА (Эмоционально)  Не знаю! Ну не знаю, я, правда! Только так дальше не могу: всё здесь хорошо, всё великолепно, а чувствую я себя всё хуже и хуже! Вы что, все уморить меня пожелали, что я Вам сделала? (Начинает движение в сторону дома)

ДОЧЬ (Энергично) Ещё раз: что нужно Делать? Санаторий? Круиз? Ты знаешь, как у меня сейчас с деньгами. Но если ты скажешь: “Надо. Дай”. Я найду. Дам. Только потом, когда голодать начнём, уж будь добра, не обижайся! (Весело) Зато все похудеем!

МАМА (Разглядывая дочь, с сожалением) Ну, вот опять, вылитый отец! От меня и нет ничего! Я в тень, ты на солнце! Я – спать, ты – танцевать! Ничего общего! Как тебе меня понять? Трудно мне, тяжело, понимаешь? И гуляю, и молюсь, в церковь хожу, а Душа всё не имеет отдохновения! К тебе приеду – тошно, на даче –  боязливо, здесь – невыносимо! Как быть, что делать? Не живу – маюсь!

ДОЧЬ (Заканчивая этот бесконечный разговор) Ты просила хорошую квартиру – сделали, всё, что могли. Близко, красиво, удобно! Котишка твой, умнее многих мужиков, что ещё нужно? Друзей заведи, подруг, хобби придумай, твоя жизнь, не могу же я за тебя жить! Ты, лучше, скажи, книги, которые даю тебе, читаешь? Там многое может помочь. Читай, Душа откроется новому миру!

МАМА (Обрывая неинтересную тему, зацепившись за нужное слово) Пробовала читать, мне это не близко`. Нас иному и по-иному учили. Кстати, о друге! Что мне с этим старым хреном делать? Обещал приехать на днях! Её богу, видеть не хочу, от ворот отправлю!

Сквозь туман возникает Человек, по виду охрана.

ЧЕЛОВЕК (Узнав, радостно) Надежда Васильевна, как удачно, что это Вы! К Вам господин, с охраной, настаивают пропустить, а мне не позволено! Что ему передать?

МАМА (Всплеснув руками, дочери) Ну вот, ты погляди! Явился! А я же чёрт – те в чём! (Охраннику) Любезненький! Проводите его через 20 минут к моему подъезду! Не раньше!

ДОЧЬ (Озабоченно) Мама, я поехала, не желаю с ним встречаться. Пока! (Расходятся)
 

 
2
Всё резко меняется. Мы внутри квартиры, огромная кухня, рядом ещё большая комната за окном ноябрь, тишина, вечерние фонари. Низкий, но не первый этаж, роскошные деревья. По лестнице сбоку из зала поднимаются ДВОЕ. ОН солидный, держится, подчёркнуто, по-генеральски. ОНА в длинном, голова закрыта капюшоном

ОН (С изумлением и скрытой досадой) Да! Этот дом вполне достоин того Директора, которого я знал!

ОНА (Одёргивая, как в старину) Арнольдик! Дорогой! Уймись ты, только этого не хватало! (Заходят на территорию квартиры) Вот, располагайся, где удобно! На меня не смотри, сам виноват, что не предупредил. (Уходит в дальнее третье помещение, заставляя его говорить громко и потерять официоз и солидность) Выпей, что найдёшь!

ОН (Осматривается, осваивается, немного походил, сел за стол в комнате) Надежда!

ОНА (Издалека) Сейчас! Как доехал? Почему именно сегодня?

ОН (В её сторону, шутливо) Мы не привыкли отступать! Я скучал по тебе. Все годы!

ОНА (Внезапно появляется с другой стороны, изменившись, как это умеют холёные пожилые дамы: мягкие восточные туфли, шелка, на голове бандана) Скучал, значит! Эх, зря партком на тебя не натравила, семью развалил и смылся! Полетели бы твои звёзды, впереди тебя, быстрее ветра!

ОН (Вставая и делая офицерский поклон) Мадам! Мир, который не видит Вас, обречен! Вы великолепны! (В наигранном порыве бросается к ней, пытается поцеловать руку)

ОНА (Величественно уворачиваясь в ритме вальса) Арнольд! Смирно! С чем пожаловал?

ОН (Сконфуженно, не зная, как продолжить)  Пойдём на кухню! Чаем угостишь?

ОНА (Полностью одержав победу в предварительной пикировке) Пойдём, родной, конечно, угощу! Ты надолго? Мальчикам твоим, покушать, не нужно передать? Сколько их там у тебя?

ОН (Переходя на кухню) Трое. Служба, потерпят. У меня разговор, ты права. Полчаса.

ОНА (Задумчиво) Ты не изменился. Когда министр слил тебя ко мне замом, я сначала и не подумала, что стану этапом твоей службы…. Слишком молода и глупа была!

ОН (На секунду снимая маску) Господи! При чём здесь министр?

ОНА (Продолжая лирическую паузу) А знаешь, дорогой, я двадцать лет постоянно возвращаюсь к одной и той же мысли: что это было для тебя – кадровое задание, или и впрямь влюбился! Столько лет вместе! Муж и Жена. Как бы. А потом – раз и пропал! Задание выполнил и всё, перевели, повысили? И на кого переложили? Кто она, жива?

ОН (Отворачиваясь, молчит, после, справившись с собой, продолжает) Ты жестока, но прекрасна, я не обижаюсь. Позволь вернуться к теме визита. Прошлое прошло, но любил я в жизни только тебя. Потому сейчас здесь.

Пауза. Она стоит, смотрит в окно. Он выбирает правильное продолжение. Решился.

ОН Итак. Хочу провести все годы с тобой. Есть деньги, купим хорошее жильё в той стране, которую выберешь. Согласна?

ОНА (Спокойно и равнодушно) Арнольд, ты не понял! Мне никто не нужен. Никто. И ничто. Ты опоздал. И зачем? Я и в этой-то квартирке не знаю, чем себя занять! А там, с чужими, что делать? (Переводя в шутку) И тебя, секретного, кто же отпустит! Не верю!

ОН Всё изменилось. Учитывая возраст, я независим. Свободен в выборе.

ОНА Ты что-то не договариваешь, Арнольд, как всегда. Попробуй сказать больше!

ОН (Обречённо и необратимо) Нас учили. Нас хорошо учили. Дураками надо с умом управлять. Нужный Ум дают специальные знания. Это сейчас обо всём только немой не болтает! По телевизору битвы экстрасенсов устраивают! У нас было иначе, это ты должна помнить. Информация была конкретна, адресна и иерархически дозирована. 

ОНА (Взмахивая руками) О чём, ты, Арнольдик, миленький, я женщина, я не понимаю!

ОН Есть Высший Разум. Высшие Элиты. То, что видят все – тень вчерашней луны! Главный проводник и потребитель информации – Душа! И её нужно развивать! Развитие возможно только рядом с родственной Душой, один ничего не может сделать! Один – только задаёт вопросы. И всё. Ответы приходят двум слитым душам, когда они рядом. Вот так! А начать развитие Души можно, только если истинно, самозабвенно покаешься перед тем, кого, безусловно, и незаслуженно обидел! Вот почему я здесь. Теперь ты знаешь всё.

Пауза. Оба присаживаются за стол, посматривая друг на друга

ОНА (Со скрытым кокетством) Арнольд, прости, я уставшая женщина, мне нужен покой…. А как же твоя семья, жена, дочь? У тебя ведь дочь, я не ошиблась? С ними слиться не пробовал?

ОН Их нет. Обоих. Жена ушла давно, (с горестной иронией) в прошлом веке. Дочь похоронил полгода назад. (Опустил голову, не меняя тона) Жива мать, ты должна её помнить. Привет тебе от неё. 

ОНА (С внезапной силой и проницательностью) Так вот, почему ты здесь, Мать заставила! А я всё понять не могу, какая сила тебя сюда забросила…. (Раздумывая) Знаешь,  ты, пожалуй, ошибся. У меня семья! Я не одна. Дочь, умница, сама выросла, пока я мужиков себе выбирала, кормит меня, старушку! Внучка подросла, актриса, каких мало! Мы все нужны друг другу. При чём здесь ТЫ?

ОН (Смотрит на часы, поднимается) Мне пора. Прости. Прошу, подумай!

ОНА (С тайным сожалением, гордость не позволяет просить остаться, а разум не желает отпускать) Нет, конечно, мне многое интересно! В театре давно не была! Большой скоро откроют ….

ОН (Привычно поправляет одежду, уходя) Буду звонить. Спасибо за прием.

За время разговора погода за окном постоянно ухудшалась, это было заметно по качанию фонарей. Уже настоящий ураган: доносится вой ветра и треск деревьев

ОНА (Подходит к балконной двери, открывает её, резкий свист и звук дождя) Надо же! Ничего, перекрещу его на дорожку, (Выходит на балкон)

Резкий разрывающий звук: ломается и падает фонарный столб. По световой дуге ясно, что удар пришёлся на балкон, где стояла и не успела увернуться ОНА. Тревожные световые блики. Молнии, множественные мигания фар. Скорая помощь.



3
Одиночная комфортная палата. Супероборудование, простор, свет. В центре на современной регулируемой больничной кровати ОНА. Полусидя, лицом в зал. На голове белоснежные бинты в форме чалмы, или чалма, похожая на бинты. Критически рассматривает себя в ручное зеркало, поправляет лицо, вздыхает.  Входит ДОЧЬ.

ДОЧЬ  (Бодро и весело) Мамулькин! Приветик! Ты цветешь! Хороша, как никогда!

МАМА (Подчёркнуто слабым голосом) Ну, наконец-то! Бросили меня все, что там, что здесь! А зря! Я этого не заслужила!

ДОЧЬ Мамсик, ну ты же знаешь, работа, командировки, бизнес! Что поделать, если я у тебя такая тупая – сама всё делаю, поручить некому!

МАМА Может всё и к лучшему. Мне многое надо тебе сообщить. (Тихо оглядываясь) Пока они не пришли.

ДОЧЬ ОК, Мамси, сегодня я надолго, всё обсудим. Они – это ты о ком? Доктора достали?

МАМА Тише, тише, это после. Как там у тебя? Все оплатили?

ДОЧЬ (Отмахиваясь) Все никогда всё не оплачивают, но это не важно. Как ты? Ушибы беспокоят? Доктор сказал – тебе повезло! Волосы подняла, это и спасло. (Серьёзно) Могло быть иначе….

МАМА А знаешь, я ничего и не почувствовала! Только свет яркий и запах какой-то… технический…. Свет был удивительный! Знаешь, что я представила? Как будто выступаю перед большой аудиторией, как раньше, прожекторы, лица, лица… везде…. Странные!

ДОЧЬ Ты стала впечатлительной. Как ты себя чувствуешь? (Достаёт пакеты) Здесь твои любимые! Поправляйся!

МАМА (Сбивчиво, торопливо) Девочка моя, послушай, это очень, очень важно! Я так изменилась, ты не поверишь! Не ем. Совсем. Правда! Сначала доктор удивлялся, спрашивал, потом привык. Стала имитировать, что ем. Откушу и… выброшу. Но нет, что я, это разве главное? Родная, выслушай меня, очень прошу, тебе будет полезно!

ДОЧЬ (Смотрит на часы, озабоченно) Да, конечно, не волнуйся! (Присаживается рядом)
Что он тебе успел рассказать?  Он сильно тебя расстроил? Ты об этом?

МАМА (Пытаясь что-то вспомнить) Кто рассказать? Нет! Это я тебе хочу рассказать о моём состоянии после этого вечера…. Так интересно! Так необычно! Что-то из твоих книг! Похоже, всё это существует! И пришло ко мне!

ДОЧЬ Мама, ты в форме? Тебе не вредно?!

МАМА (Легко меняя позу, сбрасывая ноги с кровати, весело и по-детски громко) Как же надоело! Я здоровее всех Вас, всех докторов! И тебя, ребёночек мой, крошечный! Слушай! И запоминай! Правы твои книжки! Знаешь, что мне сказали? 
МЕНЯ БЕРУТ В ШЕСТУЮ РАСУ!!!

ДОЧЬ Мама, это круто! Ты что, стала во всём этом разбираться?

МАМА А чего тут сложного? Я же говорю, свет, софиты, телевидение будто приехало…. Это я сначала вспомнила, как наши конференции снимали. Стоишь на трибуне, как дура, свет в глаза, тушь щиплет, ужас как страшно, не дай Бог  глаз тронуть – ручьём потечёт…. А в зале толпа завистников, пригнанных для массы! И полсотни мужиков, которые мечтают только об одном: вырвать тебя из трибуны, увезти, раздеть…

ДОЧЬ Мамуля, ты явно выздоравливаешь!

МАМА (Явно в ударе, энергично)…  Потом, как со стороны на себя гляжу: мокро, ураган,  рядом никого, думаю, куда это меня? Назад смотрю, там зал Бесконечный!!! И лица Нелюдские! Цвета другие, нездешние, нет таких на Земле…. Глаза закрываю, а закрыть не могу! Всё вижу! И думаю, а вот хрен Вам! Не боюсь! Буду смотреть кино до конца!
(Встаёт с кровати, совсем другая, пластика молодой, радостной женщины)   

ДОЧЬ (Не сдерживая радостного изумления) И дальше?

МАМА (Кружится снежинкой, как в детстве) Всё удивительно! Там было много-много бесконечных залов. Как будто один над другим. Как стоэтажный зрительный зал и таких залов много-много, тысячи…. Все смотрят на меня, и ждут чего-то от меня! И тогда я поняла: ВСЕ ОНИ ЖЕЛАЮТ МНЕ ДОБРА. И ясно, что я дам правильный ответ. Не помню, что дальше…. Но я теперь с ними! Просто, почувствовала, что я с ними! А Они здесь, со мной!!!

ДОЧЬ (Обеспокоено встаёт, обнимает мать, потихоньку трогает её лоб) Мамулька, ты совсем здорова! Что ты делаешь здесь, в этой комнатушке? Я забираю тебя с собой!

МАМА (Гордо и весело) Рано! Мне нужно приготовиться! Я должна научиться новой жизни! Хочу кое-что записать. Для тебя! Вот, смотри: (Достаёт тетрадку)

ДОЧЬ (Подходит с интересом смотрит, читает название на обложке):   
 
ИСТИНА, ВЕРА, ЧЕЛОВЕК. Путь Шестой Расы.

(Открывает, видит пустые страницы)  …. Но здесь пусто!

МАМА (С подъёмом, таинственно) Пока – да! Всё только начинается! Я слышу!


Долго смотрят друг на друга


ЗАНАВЕС