Золотые крылья

Евгений Габелев
«Ум создает этот мир, а потом утверждает, что он тут ни при чем»
Дэвид Бом

Мечта рождает мир. Способность мечтать, а не труд, сделала нас людьми. У мечты золотые крылья. Мир принадлежит тем, кто способен на них летать. Какова природа сил, движущих мечтами? Чем приходится платить за их исполнение? Как неявные соглашения о ценности вещей управляют жизнью? И насколько высока их цена?

Эра бесконечности
«Выбор бесконечен. Но не бесплатен»
К. Нордстрем

Мир создан мечтой. Каждая из наших вещей была когда-то проектом. Любой социальный институт и обычай рождались в мечтах о лучшем мире. О месте, где мы будем счастливы. Мы давно уже в сказке. В реальности, сотворенной мыслью. Жизнь далеко ушла от первозданной простоты. Обратного пути нет. Вселенная, окружавшая наших пращуров, имела природное происхождение. Отношения определялись инстинктами и чувством родства. Сейчас все иначе.

Мы живем в ситуации безграничного выбора. Открыто все. Нет непреодолимых социальных и географических барьеров. Не висят на ногах кандалы условностей и догм. Свободна мысль и доступна информация. Но это очень странный мир. Мир, в котором за все надо платить. Где денег не хватает не только бедным, но и богатым. Несмотря на то, что сегодняшний средний класс богаче древних царей. А доход владельца корпорации превосходит все сокровища Римской империи.

Это мир, где хозяева работают больше подчиненных. Рабочий день топ-менеджера может превышать восемнадцать часов. Его далекий предшественник наслаждался праздностью в окружении слуг. Вальяжно созерцая из под балдахина старания трудяг. Сегодня работник, расположившись на диване после восьмичасового рабочего дня, наблюдает по телевизору за суетой богатых и знаменитых. При этом, что бы оставаться богатым, надо чувствовать себя бедным. То есть непрерывно желать большего.

Философы воспевали скромность. Но что бы быть бедным, не нужно обладать особыми моральными качествами. Достаточно ничего не делать. Либо родиться не в то время и не в том месте. В неподходящей семье, стране или эпохе. Однако, в каждой из них находились люди, поднявшие себя с самого дна. А во всякой благополучной стране были неудачники. Значит причина не во внешнем. И если над силами истории и местом рождения человек не властен, то собственный ум в его руках.

Сегодня умение с ним обращаться определяет не только глубину понимания, но и качество доступного. Право выбирать имеет смысл лишь при возможности оплатить выбор. Ее обеспечивает способ приложения сил. Неудачник изберет дело в соответствии с модой. Победитель следует зову души. Чем гнаться за другими в том, в чем слаб, лучше найти свои сильные места. И достигать совершенства в профессии, которой стал заниматься, если бы даже пришлось за это доплачивать.

Интеллект не создает мир напрямую. У него для того есть руки. Это деньги и власть. Точность и сила движений задают масштаб результата. Идея о связи ума и богатства оказалась не верна. Эйнштейн и Норберт Винер не были миллиардерами. Но мы живем в мире их детищ. Великие поэты и писатели, философы и основатели мировах религий вряд ли были глупцами. Хотя и не скопили богатств. Ум это не механизм, но генератор, энергия которого может передаваться разным устройствам. Мощность и сфера применения — не одно и то же. Время отбирает среди них лучшие варианты.

Приключения символов
«Исполнители привязаны к постоянству, лидеры подвижны»
М. Кастельс

История есть место перемен. Меняются ценности и средства их обрести. Племена охотников сменяются скотоводами и земледельцами. Их свою очередь вытесняет индустриальная цивилизация. Сегодня она рушится под напором нового информационного общества. Успевает ли за переменами наш ум? Успешный человек это тот кто успевает. Время безжалостно к нерасторопным.

В архаике все решает сила и умение ее применять. Охота и война создают богатство. Ценны лишь победы. Но рассказ о них может оказаться ложью. Нужны доказательства. Клык побежденного льва. Шкура тигра. Скальп врага. Это первые деньги мира. Они не обмениваются и не передаются, но своим наличием подтверждают право обладателя на почет, женщин и лучшую часть добычи.

Охота сменяется скотоводством. Корова становится источником благ и платежным средством. Цена вещей считается в головах скота. Комплект вооружения стоит десять голов. Юная невеста — сотню. Слово капитал происходит от латинского «капитис» - голова коровы. С ростом расстояний скот в качестве денег заменяется символом. Им оказывается раковина каури. Ее название означает «корова». Она отождествляется с женским лоном, рождающим жизнь. Это первая общемировая валюта.

В аграрной цивилизации жизнью правит земля. Она источник всякого блага. Теперь войны ведутся не за скот и женщин, но за территорию. Ее собирают и завещают по наследству, но она неудобна как платежный инструмент. Появляются новые ценности. Ими становятся самые красивые вещи. Обладатель может любоваться ими вечно. Или обменять на все необходимое. Таковы золото, янтарь и сверкающие камни. Но первые золотые монеты были имитациями все тех же раковин каури.

В индустриальной цивилизации успех обеспечивают производственные мощности и источники сырья. Они становятся главным товаром и объектом борьбы. Место земли, приносящей ренту, занимает финансовый капитал. Он подобен плодоносному древу, дающему ежегодные плоды в виде процентов без приложения труда. Возникают коллизии меж интересами промышленной и финансовой элит, заканчивающиеся их слиянием. Расплачивается за это приходится всем.

С ростом товарного оборота появляется потребность в новых финансовых инструментах. Ими становятся ценные бумаги. Сначала это долговые расписки. Они подобны древней «шкуре тигра», подтверждающей статус и права предъявителя. Постепенно развивается их обмен. Долговые обязательства частных лиц становятся акциями, государственные объявляются полноценными деньгами.

С этого момента их ценность все больше определяет психологическая составляющая. Степень доверия к эмитенту. Раскрученность бренда. Пик виртуализации наступает с приходом информационных технологий. Место реальных объектов занимают базы данных и потоки информации. Производство переносится в страны третьего мира. Золотой миллиард переселяется в киберпространство.

Там его поджидают новые хищники. В древности неурожай нес смерть. В индустриальную эру дисбаланс меж денежной массой и объемом товаров порождал кризисы. Новая эпоха, отменив старые проблемы, создала новые. Подъемы и спады экономики носят характер психических эпидемий. Увлечение переходит в всеобщую эйфорию, раздувающую мыльный пузырь мнимого роста. Случайность вызывает панику, оканчивающуюся коллапсом. Деньги, словно живые, проявляют характер и восстают против своих хозяев.

Дух солнца
«Все что мы не знаем о самих себе, является нам как судьба»
К. Г. Юнг

Понимание души невозможно без понимания денег, а понимания денег нет без знания души. В прошлом считалось, что деньги это вещь-в-себе. Субстанция, не зависящая от наших представлений. Для Адама Смита финансы были чем-то вроде земной атмосферы, а стремление к обогащению казалось естественным как дыхание. Человек считался существом логичным и способным поступать в соответствии с собственными интересами. Двадцатый век опроверг иллюзии.

Марксизм превратил капитал в злой дух. Подобно демону, тот искушает людей, побуждая продать душу. Старинный сюжет повторяется, и новоявленный Мефистофель оказывается обманщиком. Обретенное богатство не приносит радости. При том в погоне за ним человек теряет все лучшее, превращаясь в дикого зверя. Психологический анализ подменяется моральным осуждением, а рецептом счастья становится истребление преуспевающей части общества.

Экспериментальная проверка доказала ошибочность теорий. Неэффективны оказались и методы математического моделирования. Полученные разработчиками нобелевские премии не предотвратили ни один кризис. Точность экономического прогноза меньше, чем у предсказаний погоды. Некоторые модели используют подходы, более свойственные традиционной астрологии. Однако расчет орбит и циклов столь же мало помогает что либо понять. Зато хорошо объясняет то, что уже случилось.

Мистика правит бал. Виртуальные деньги напоминают призраков. Их нельзя потрогать, но они заправляют всем. Мы вернулись в мир древних магов. Тогда золото считалось не только воплощением богатства, но и символом духа. Алхимики искали не одних лишь земных благ. Превращение свинца в золото символизировало преображение души в божественную сущность. Золото отождествлялось с солнцем, с дающим жизнь тайным богом. Ему поклонялись и приносили жертвы.

Эта древняя часть психики по прежнему управляет отношением к богатству. Деньги - одна из самых иррациональных сторон жизни. На подсознательном уровне богатство аналогично материнству. Оно священно и порочно. Кормит и защищает, дает жизнь и угрожает смертью. Мы любим и ненавидим его. Стремимся обрести любой ценой. А получив, хотим избавиться от его объятий... Человек много больше, чем его разум. Алчность и любовь правят миром. При ближайшем рассмотрении может оказаться, что это две стороны одной и той же монеты. А часто, одна и та же.