Внимание!

Лейла Сабзали
В прошедшую пятницу в информационном агентстве «Новости-Азербайджан»
прошла прессконференция  по поводу выхода моей книги – «Откровения сакрального Гобустана». После чего на информационном ресурсе этого агенства вышло безобразное интервью  со мной в авторстве журналиста агенства - Кямала Али. Где в мои уста вкладываются тексты, не имеющие ничего общего с тем, что я пыталась изложить в беседе с журналистом по  теме книги. Возможно, это такая трактовка  журналиста, а может  и результат его понимания.

 Словом, «бред сивой кобылы», вложенный в уста  пострадавшего автора книги.  Я попросила удалить это интервью с сайта, и его любезно удалили. Однако,  обнаружилось, что  некоторые ресурсы перепечатали интервью. И потому я  вынуждена сделать заявление, что весь бред, изложенный  в этом злополучном интервью и приписываемый автору, никакого отношения к автору книги не имеет.

Лейла Сабзали.


Вот интервью, данное автором другому изданию





Относительно недавно в информационном агенстве «Новости – Азербайджан» была презентована новая книга писателя, публициста, исследователя - Лейлы Сабзали  – «Откровения сакрального Гобустана». Как написано в аннотации, книга посвящена древнейшему периоду истории Азербайджана, по поводу которого довольно часто употребляется ставшая привычной фраза, - «история Азербайджана полна тайн и загадок». Рассказывает книга об истоках культурных обычаев и традиций азербайджанского народа, о его древнейшей космогонии. О загадочных исторических памятниках на территории Азербайджана и главным образом, о Гобустане. Книга написана в жанре исторической публицистики, где автором предлагается совершенно новый подход  к раскрытию темы истории Азербайджана и рекомендуется рассматривать - изложенное в книге через призму – альтернативной истории.


- Лейла ханум, почему –  историческая тема?

 
- Дело в том, что история моей Родины всегда меня волновала, и эта книга не первый мой опус на исторические темы.

 
- О каком историческом периоде идет речь в книге?


- Полагаю, что на этот вопрос отвечает само название книги. Если принять во внимание, что Гобустанский исторический памятник изначально был отнесен научным мнением к мезолитической культуре, а последние данные, полученные после проведения радиоуглеродного анализа и того больше удревняют его историю. Интересно, что эту книгу я написала до получения этих данных, но, тем не менее, пришла к такому же выводу и без радиоуглеродного анализа.


Вы пользовались какими-то источниками?


- Разумеется, и их очень много. Это труды известных историков, касающиеся истории этого, да и не только этого региона. Археологические материалы по Азербайджану и в частности, по Гобустану. Труды - Джафар-заде, Д.Рустамова, Касимовой и многих других ученых. Этнографические материалы по Азербайджану. А еще  письменные свидетельства древних цивилизаций – Шумера, Аккада, Египта, Ассирии, Вавилона, Персии итдитп. В процессе работы приходилось обращаться и к священным писаниям разных эпох и народов, начиная с писаний самой первой человеческой цивилизации – Шумерской. Затем – Авеста, Веды, тексты двух Эдд, тексты Библии и Корана. При этом я рассматривала писания не столько как памятники ритуально-мифологической культуры человечества, но, прежде всего, как исторические источники. В книге указано более 150 наименований книг, которыми я пользовалась, хоть на самом деле их было значительно больше. Очень многое мне поведал и сам Гобустан.

И что же он Вам поведал?


Гобустан – сакральное место, загадочная мистическая страна. На протяжении долгого времени он был местом паломничества для многих народов того древнего мира. А поведать Гобустан может очень многое, если более пристально в него вглядеться. Но больше всего Гобустан заставляет задумываться, выставляя массу вопросов. Я попыталась через призму наскальных петроглифических изображений  и древнейших памятников на его территориях реконструировать события далекого прошлого этой горной страны. Насколько мне это удалось, – судить читателю.


Какие памятники Вы имеете в виду?


-Помимо гобустанских петроглифов, которые могут очень многое рассказать, на территории Гобустана  много и других интереснейших памятников. Например, капище древней богини – Ан-аны (Небесной матери), которой  в глубокой древности поклонялись на территориях Азербайджана. Находится капище в древнейшем поселении – Анна-зага. Тем, кто знаком с шумерологией, имя этой богини хорошо известно, как, впрочем, и название поселения – Анна-зага. Это название обозначено в древних шумерских откровениях как - «чистое место Ананны». В текстах шумеров оно так и называется – «Анна3-зага». Мистическая Джингир-даг, название которой уж очень созвучно шумерскому  – «Дин-гир», что на языке шумеров означает…, а впрочем, не буду раскрывать этого названия, а то будет неинтересно читать книгу.  Да и сам ландшафт Гобустана немного нереальный, с разноцветными горами и возвышенностями, с разбросанными по всему плато мегалитическими памятниками, которые я описала в своей книге, тоже может многое поведать. Есть в Гобустана две горы – Кичик-даш и Беюк-даш. Почему – «даш», а не «даг», например, если речь идет о горах? Но еще более интересно, что горы эти составлены из камней правильной геометрической формы. А может это и не горы вовсе, а древнейшие строения? А так называемые «столовые» горы? С огромными площадками, сложенными из многотонных ровных каменных плит? Кто водружал эти плиты на горы, каким техническим приспособлением и главное, - для чего? В Гобустане много интересного. Что же касается гобустанской художественной коллекции…. Многие ли знают, что наиболее значительные из экспонатов этого каменного музея - барельефные полотна с идеальной прорисовкой персонажей, с точными пропорциями и сюжетно-композиционной составляющей, на самом деле, самые древние экспонаты гобустанской коллекции? Они были обнаружены в самых нижних культурных слоях Гобустана.

 -В вашей книге говорится о рунах обнаруженных в Гобустане. Это руны или тамги?


-В Гобустане есть и руны, и тамги, и более древние письмена, некоторые из них мне не удалось идентифицировать. Часть рун мне удалось расшифровать, и знаете, много интересного поведали эти руны. Тамги же археологами были отнесены к более позднему периоду, к периоду бронзового века.

- Вы пишете, что  Вам удалось расшифровать некоторые топонимы на территории Абшерона и других территориях Азербайджана. Которые, якобы, совпадают с топонимикой, отображенной в древнейших откровениях шумерской цивилизации. А какими языками Вы пользовались?

- Прежде всего, шумерским языком, авестийским, от которого сегодня осталось не так много слов, древнетюркским и нашим – азербайджанским. В азербайджанском, правда, значения некоторых слов сегодня несколько изменились, что неудивительно. Язык с течением времени  имеет обыкновение видоизменяться. Первоначальное значение некоторых слов запечатленных в топонимике Азербайджана, сегодня и вовсе утрачено. Но, указанные мною языки помогли мне раскрыть изначальный смысл этих топонимов. Расшифровала я и названия древних государств на территориях Азербайджана, да и само название – «Азарбайджан» - тоже.

-Выходит, шумерский и азербайджанский языки похожи?


- Праязык человечества - шумерский язык – аглютативный. Еще отец ассирологии - сэр Генри Раулинсон причислил его к «скифским или тюркским» языкам. О близости шумерского к тюркским языкам писал и Самюэль Крамер.

-А есть в Вашей книге открытия?
 
-Не знаю, можно ли считать это открытием, но мне удалось найти на территории Азербайджана названия местностей, описанных у шумеров. Которые указывают на Эриду называемого в более поздних текстах – Аратой - места прародины человечества. Локализацией этих исторических  местностей вот уже долгое время заняты многие археологи и историки мира.

-Вы имеете в виду Атлантиду? Рай?

-Ну, можно и так назвать. Шумеры называли это место – Тил-Мун, и по их описаниям располагался он на территории Эриду. Платон назвал это место Атлантидой, его называли – Парадиз, Агана, Рай, Джаннят Багы итд итп. Надо сказать, что землю Азербайджана издревле называют – «Святая земля». А - почему? – никто не задумывался.

-Какие территории Вам удалось найти?

 
Ну, прежде всего – Аб-су, упоминаемый во всех древних святых писаниях, некий  первозданный водный бассейн, на побережье которого и возникла жизнь. Но что интересно, Аб-су в древних текстах описывается как место, где в воде горел «первозданный огненный источник». «Аб» – на шумерском, древнетюркском и скорее всего и на староазербайджанском – «отец». Надо сказать, что кое-где на территориях Азербайджана еще сохранилось употребление этого слова в данном контексте. «Су» – «вода». Затем - «Маган», «Кур», Арали  и многие другие территории, но обо всем - в книге.


-Аб-су… – Абшерон?


- Абшерон, и название свое этот полуостров по моему убеждению, получил от древнейшего названия Каспия, который во многих дастанах азербайджанского народа называется – «Аб-су-Гей».


-Вам пришлось провести серьезные исследования, что двигало Вами в этой работе?

 
- Знаете, с одной стороны надоела недосказанность и историческая неясность, с другой – самой было безумно интересно. А когда стали открываться интереснейшие факты, то работа захватила меня полностью, иногда даже присутствовала некоторая доля фанатизма. Приходилось ведь не только перелопачивать огромный пласт материалов, в процессе работы я еще и поездила по некоторым интересующим меня регионам республики. Не говоря уж о самом Гобустане. Надо сказать, что это пока первая книга из предполагаемой трилогии, и начинала я свои исследования с другой темы. Меня интересовали наши далекие предки – к-Асы или как назвали их греческие историографы – каспии. Те самые каспии, что в глубокой древности создали на территориях Азербайджана страну Каспиану.


-А хазары имеют отношение к каспиям?


-Думаю, что имеют, но Хазарское царство это  уже значительно более поздняя эпоха.

 - Сможет ли это открытие каким-либо образом повлиять на наш спор с соседями? Я имею в виду армян.

 
-Не знаю, сможет ли что-либо переубедить зомбированного на ложных истинах оппонента, я не ставила перед собой такой задачи. Но думаю, что предложенное мною исследование сможет стать интересным многим историкам и археологам мира.

 
- В аннотации к Вашей книге встречается определение – «альтернативная история». Что означает это понятие?

Понятие это появилось относительно недавно, кстати, не следует путать  его с литературным жанром, который называется так же. Возникло оно не так давно, в связи с появлением новых технологий, и прежде всего, с появлением Интернета и радиоуглеродного анализа. А еще и других технических возможностей для идентификации древних артефактов. С помощью которых выяснилось, что многие из артефактов на несколько тысячелетий древнее, чем было принято считать раньше. Что говорит о том, что и история человечества намного древнее. К тому же сегодня делается много археологических открытий, есть и старые открытия, о которых долгое время замалчивалось из-за невозможности объяснить их с точки зрения академической исторической науки. Для академических историков исторический факт - своеобразный «символ веры», хоть истина, что «историю писали победители», тем не менее, всегда оставалась актуальной. Поначалу попытки историков - альтернативщиков - ставить новые вопросы встречали жестокое сопротивление со стороны академистов. И понятно, почему. Ведь тогда пришлось бы многое пересматривать в академической истории, а это зачастую – крушение авторитетов, имен, званий, ученых степеней. Сегодня альтернативная история завоёвывает всё больше популярности в мире, заставляя менять привычный взгляд на события далекого прошлого. И возможно потому сегодня делается так много открытий, и по большей части теми, кто не боится ставить перед историей столь неудобные вопросы. И обо всем этом тоже можно прочитать в моей новой  книге.