Бабушка

Машино
Её звали Фотинья Спиридоновна.
Сегодня, наверно, нет  женщин с таким именем.
Она пришла  женой в дом  моего дедушки.
Это было очень важно в то время – кто к кому приходил в дом. Если мужчина к женщине, то он назывался до конца жизни приёмком, а если женщина к мужчине, то она  становилась хозяйкой. 
Так было в той местности, где жили дедушка и бабушка.
Деревня называется Кекур , там и сейчас  живут люди .
Бабушка рассказывала, что они начинали жить в доме , где топилось по – чёрному и вместо стёкол на окнах были бычьи пузыри, но быстро  пришла мода на окна из стекла.
Дедушка построил новый дом и там уже были десять окон со стёклами.
 Там, где жили дедушка и бабушка, не было никогда крепостного права , и люди были вольные.
 Они жили своим трудом и своим умом.
Бар у них никогда не было.
 Я помню бабушку уже очень старенькой, но  на всю жизнь сохранила её слова о той жизни, которая была до Советской власти. 
Про колхозную жизнь мне уже не надо было рассказывать – я всё видела своими глазами , понимала как могла и чувствовала   сердцем . Что я запомнила как её слова ? Вот эти :
- Вот мы блины-то ели, так у нас масло-то с блинов капало, а у вас и в магазине его нет. ( Это были годы  , когда кукурузу сеяли  все, кому было приказано )
- В церковь –то люди идут нарядные, женщины-то в расшитых полушубках, весёлый народ.. Пьяница-то только один был...
- Деревня-то на ночь закрывалась , чтобы лихие люди сон не потревожили, да и сторож с колотушкой ходил, по очереди строжили.
- Босиком ходили, стёкла-то никто на дорогу не валил.
- Лес все вместе огаивали ( убирали),  каждому работа находилась.
- Возле дома-то перед каждой баней мели, кто чище, да бассяя  ( лучше ) сделает .
- Детей много в деревне было, все вместе играли, хороводы водили на праздники, песни пели...
Если сегодня кто-то  говорит о нищете и необразованности русских людей в царское время, то я невольно вспоминаю бабушку . Она показывала нам кокошник – подарок дедушки, привёзённый им с ярмарки. Этот кокошник  шит золотом. Настоящим. Дедушка мог купить такой подарок, потому что он не был  бедным. Он был обыкновенным мастеровым крестьянином,  с золотыми руками и умной головой.   Бабушка как и дедушка были грамотными людьми. Умели писать и читать, выписывали книги  .
Обнищание  началось при Советской власти.
О ней бабушка говорила только одно : « Мужики –то было восстали, да их быстро угомонили – конница с ружьями прискакала, кого убили, кого в Сибирь...»
Иногда, если речь заходила об односельчанах, она вспоминала тех, кого раскулачивали :
" Кулачить -то ходили с наганами, все ревели, бабы-то в голос."
 На мои детские вопросы о красавице церкви, которая и в руинах была притягательна необыкновенной стройностью и лёгкостью линий , она не хотела и отвечать, только раз горько уронила : " Колокола-то сбивать пьяницу нанимали, народ-то собрался, не дают, так всех лошадью разгоняли".
Я знаю, что иконы из этой церкви люди разобрали по домам, заранее узнав о том, что церковь будут раззорять.
В доме бабушки сохранилась икона из той церкви. 
Её сыновей убили на Великой Отечественной войне, голод  того  времени она вспоминала  до конца жизни .
Бабушка любила жизнь и свой дом, до последних дней она заботилась о нём как о живом человеке.
Всё рано или поздно заканчивается.  Заканчивается жизнь. Остаётся история.



В такой же день 17 февраля у бабушки был день рождения. Мы помним её не только в этот день.