Калатрава - испанский архитектор

Юрий Прокуратов
Калатрава, Сантьяго (1951, Валенсия), испанский архитектор, мастерская в Цюрихе. Образование: Политехнический институт в Валенсии (Universitat Polit;cnica de Val;ncia), Цюрихский технологический институт (ETH Zurich). Защитил кандидатскую диссертацию «О складываемости объемных конструкций». Романтический хай-тек (био-тек).

Я начинал с очень маленьких заказов. Я проектировал балконы, автобусные остановки, навесы. Я также придумывал стаканы, столовые приборы, столы, стулья — просто для себя, для своей семьи.

Через архитектуру я вдруг выяснил, что меня страшно интересуют математика, физика, механика и подобные дисциплины.

Мало – это скучно.

Мне больше нравится слово «личный», чем слово «стиль».

Чтобы выразить себя, у вас должно быть что сказать.

Платон говорил, что красота — результат больших усилий, что «прекрасное — трудно».

Красивым может быть и изображение уродливого.

Что бы мы ни строили, красиво это или уродливо — это станет памятником для следующего поколения.

То, что мы строим сегодня, — это наше послание в будущее, нашим детям, внукам, правнукам.

Каждый проект покоится на трех основаниях — клиент, строитель и архитектор. Любой клиент хочет, чтобы его дом хорошо выглядел — это его лицо, это его вклад в общество. Строитель тоже хочет гордиться результатом. Но архитектор должен оставаться независимым от всех.

Не люди должны вами командовать — вы должны слушать само здание.

Для архитектуры есть критический возраст — 30–45 лет должно пройти, чтобы люди смогли понять, с чем именно они имеют дело.

Художник работает во вселенной света и цвета, а архитектор — во вселенной массы и веса. Логика сооружения под действием силы всемирного притяжения или же логика противодействия ей.

Сила — это масса, помноженная на ускорение. Масса — это всем понятно, это универсальная величина. Но ускорение — это изменение в скорости, деленное на время. Тут внутри силы возникает время! Даже в самом неподвижном объекте уже заложено время. А время — оно ведь как? Попробуйте поймать момент — и вот он уже ушел. Время есть движение. Пусть это даже гора: миллионы лет назад она была огромной — теперь она обрушилась, просела, уменьшилась. Нет ничего постоянного, все меняется. Идея движения заложена в нас самих и во всем, что нас окружает. Даже самая обычная архитектура уже подвижна — и не только потому, что вы можете открыть дверь или захлопнуть окно. Любое здание медленно обрушивается, превращаясь в руину.

В жизни здания должен быть противоречивый период.

Я хотел, чтобы объект производил сильное впечатление не только на пешеходов, но и с воздуха.

Проектирование мостов следует точным правилам. Эти правила отражают уровень знаний о структурной инженерии и конструктивных методах соответствующей эпохи. Сегодня мы должны снова открыть потенциал мостов. Мост очень продуктивен, так как он нужен каждому. Даже безграмотный человек может наслаждаться мостом.

Каждый новый мост – словно математическая задача, которую надо решить не самым простым, но самым красивым способом.

Пластичная архитектура непоколебима, хотя и кажется хрупкой.

Я верю, что архитектура и инженерная мысль являются органическими и соотносятся с формой человеческого тела.

Сам человек меньше всего осознает то впечатление, которое он производит на других.

Архитектура делается для человека и (…) человек тут всегда в центре, в сердцевине, как самая маленькая матрешка внутри всех огромных.

* * *

Сантьяго Калатрава проектирует выразительные скелетные формы, призванные гипнотизировать зрителя своей утонченностью, особенно во время солнечного заката… Его архитектура слишком стерильная и очищенная. (Чарльз Дженкс)