Бригада четыре нуля

Александр Воронин-Филолог
                Мой сосед по частной квартире Витя Грибов любил помечтать о чём-то хорошем. Это было его любимое занятие. Никто из нас с ним в этом сравниться не мог. Просто не было  ему  равных. Мечтать он мог в любое время и в любом положении. Он закатывал вверх большие голубые глаза с мохнатыми ресницами и выдавал нам такое, что даже я, к тому времени отпетый  прагматик и  циник, не мог устоять перед его гипнотическим внушением. Он постоянно втягивал нас всех в какие-то аферы и сомнительные начинания. Один раз я даже выступал лжесвидетелем в суде, когда он прогулял казённые деньги районного спорткомитета. За два года совместной жизни он так нас всех достал, что после его  внезапного  отъезда в неизвестном направлении, мы ещё долго вздрагивали по ночам от каждого стука и  прислушивались, не  он ли опять  вернулся.
                У Вити было много талантов во всех областях жизни, но был один недостаток, который перечёркивал все его достоинства. Витя был неудачник по жизни. На роду ему было написано, что все его дела и задумки пойдут прахом. Но он об этом не знал в то время и развивал бурную деятельность во всех направлениях. Карьеру свою он начал у нас председателем районного спортивного  комитета, а  закончил  простым   шабашником.
Витя был прирождённым артистом разговорного жанра. Он мог уговорить и заговорить любого до такой степени, что тот был готов отдать ему последнюю рубаху, лишь бы Витя отстал от него. Когда наша квартирная хозяйка   робко просила у него плату  за снимаемый угол, которую он не платил по полгода, то Витя возмущённо вскидывал вверх руки и обиженным голосом восклицал: "- Бабушка! Не мешайте мне жить! Отдам я вам за квартиру ваши несчастные деньги! Вы же видите, в каком я сейчас  трудном положении!" И дальше всё в таком же духе. Хозяйке и всем нам, её квартирантам, кто слышал этого артиста, становилось мучительно стыдно - действительно, чего пристали к  человеку  из-за  каких-то  десяти  рублей   в  месяц.
                В личной жизни Витя был очень  скрытным человеком. Мы не знали, откуда он родом, где жил, чем занимался раньше, сколько у него родных. Всем он врал по-разному. Сколько у него жён и детей, мы тоже не знали. Лично я видел двух. Одна жена несколько раз приезжала за алиментами вместе с маленьким сыном. Каждый раз Витя пудрил ей мозги и отправлял обратно, набив ей карманы и сумки обещаниями. Вторая жена жила с ним полгода у нас на квартире, чуть не умерла с голоду, так как денег он ей не давал, а затем удрала с одноклассником  куда-то на комсомольскую стройку в Сибирь, оставив Вите трёхмесячную дочку. Дочь Витя сдал в дом малютки в Кострому и каждый месяц ездил ее навещать, а нянечкам в подарок возил по коробке шоколадных  конфет  или  зефира.
                Примерно в это же время бригада шабашников из Костромы строила у нас в посёлке двухэтажные кирпичные дома. По окончании им выплачивали зарплату 10000 рублей на всех. По тем временам это были огромные деньги, если  учесть,   что дом  они строили  за  два месяца  из  материалов заказчика.
                Витя    выпил    пива с шабашниками, узнал у них всё    необходимое и загорелся новой идеей - построить такой же дом и получить 10000 рублей. Вечерами он сидел за столом, рисовал  на  листочке  эту цифру с четырьмя нулями и делил её на количество работников. Он быстро договорился с заказчиками, заключил все договора на себя и начал собирать бригаду.
                Первым появился его дружок и собутыльник из местных - Миша Баталов, готовый на любую работу. (Чтобы не путать его с известным артистом, мы ударение в его фамилии ставили на первый слог. В общении получалось короче и звучнее.) Но для кладки кирпича им нужен был специалист и они у кого-то переманили шабашника-хохла Васю Белю, который несколько лет ошивался в наших местах, забыв про свою родную Западную Украину. Вечерами они сидели у нас в избе, пили водку, строили планы и мечтали, на что каждый потратит свою долю зарплаты. Последним членом бригады стал Володя-гинеколог. Его они нашли в пивбаре у вокзала и привели жить к нам. Володя пропил всё что мог и скитался по области, ночуя на вокзалах. Гинекологом он никогда не был, но в молодости закончил медицинское училище, пристрастился  к  бесплатному спиртишку и покатился под откос. Когда он рассказал, что работал в больнице санитаром, то ему тут же со смехом приклеили кличку - Гинеколог. Сколько он ни стучал себя в грудь, доказывая, что и рядом с гинекологией не ходил, кличку менять не стали, так она  всем  понравилась.
                По законам физики тела с одинаковыми зарядами отталкиваются, а с разными - притягиваются. В человеческих отношениях законы физики не действуют. Все эти четыре афериста, не любившие работать, привыкшие жить за чужой счёт и получать даром деньги, сошлись вместе и на два месяца решили стать бригадой. Бригаду Витя торжественно назвал по количеству нулей в сумме, которую они хотели получить - "Бригада четыре нуля!" Но так как в детстве он мало читал  хороших  книжек и редко ходил в кино, то не знал сказок, пословиц и поговорок про труд. А зря, потому что одна поговорка очень подходила к ним - "Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт!" Народная мудрость оказалась права: раз они назвали нулями свою бригаду, то в итоге и получили  каждый  по  одному  своему  нулю.
                Но перед этим они сами намучились на этой стройке и нас, друзей и квартирантов, замучили субботниками на подсобных работах. Витя стал заманивать нас на разовые работы, щедро обещая на словах после сдачи дома всех озолотить. И вот мы в своё свободное время батрачили на эту бригаду - замешивали раствор в бетономешалке, таскали кирпичи с земли на стены по тонким деревянным настилам, пилили доски, подсыпали грунт в подвал.  В  начале строительства Витя лично воодушевлял нас своим примером, а через месяц перестал появляться на доме, свалив всё руководство на опытного шабашника Васю. Когда уставшая бригада приходила вечером домой,  Витя  встречал  их  лёжа на кровати и требовал  отчёта, сколько сделали за день. Сам он весь день бегал по посёлку,  пил   пиво в    буфете на вокзале  и  решал  свои  личные  дела.
                В конце концов, бригада развалилась. Стройматериалы закончились,  оставшиеся деньги от аванса Витя все потратил на себя. Вася Беля психанул и уехал с другой бригадой в соседний район, Миша Баталов пошёл домой, а Володя-гинеколог  запил и каждый день  валялся на привокзальной площади.
                Мрачный бригадир Витя появлялся дома только под вечер, лежал на своей кровати, тяжело  вздыхал  и  ни с кем не разговаривал. А  через неделю и вообще тихо исчез из нашей жизни, так  и не  заплатив  бабушке  квартплату  за  полгода.