Цикл Голова садовая Гном Гоша

Людмила Самойленко
               
               
       Почти у каждого садовода по окончании учебного года в сад съезжались дети или внуки. После городской суеты, холодной зимы и весеннего авитаминоза детвора выезжала набираться сил, здоровья, вдохнуть воздух свободы, покупаться в местном водоеме.

Но были и осложнения этого свободного пребывания: детвора ела всё, что напоминало ягоды и фрукты, не дожидаясь их полного созревания. Лето набирало сил: утренники уже не были холодными, прогрелась вода в озере, иногда проливался тёплый дождь.

Однажды я заметила под кустом движение, подумала, что это ёжик. Заглянув под куст, вскрикнула от удивления, увидев там гнома. Я наклонилась, чтобы рассмотреть его получше и расспросить, как он здесь оказался. Гном не разговаривал, но его просьбы, пожелания, рассказы о себе возникали в моём сознание не постижимым образом.

Он жил среди своих собратьев в горах Швеции и попал в сад случайно: заблудился в подземных лабиринтах. Гном не мог несколько месяцев найти выход. Питался корешками, пил чистую,прозрачную воду. Шёл под землей и пришел на Уральские горы. На Урале много шахт, старательских закопушек, пещер и он, наконец, выбрался через них на Свет Божий. Он брел, не зная куда. У него был измученный вид. 

Я принесла его в дом и накормила. Затем отнесла в баню. Процедура помывки ему очень понравилась. Мы постирали ему штанишки, курточку, гольфы и колпачок. Помытый и одетый в чистое бельё гном выбрал для жительства в предбаннике шкафчик с полотенцами,  где я освободила ему нижнюю полку.

Внукам я рассказала, что из Швеции по тайным ходам к нам пришел гном. Я стала называть его Гоша. Внук Ваня 3-х и внучка Юля 10 лет  с недоверием выслушали мой рассказ. Им хотелось верить в эту сказку, но они были дети большого города, асфальтированных дорог, метро, многоэтажных домов. Гномов они видели в фильмах Диснея и знали, что это фантазии художников и сказочников.

И всё-таки им было интересно слушать мои сказки о гноме Гоше, которые я придумывала и рассказывала им на ночь. Они попросили меня познакомить их с гномом. Я ответила отказом:   

– Во-первых, Гоша побаивается вашего шумного поведения, а во-вторых,  вы едите зеленые ягоды, у него от вашего непослушания постоянно болит живот. 
– Не он же ест не зрелые ягоды, почему живот-то у него болит?
С сомнением спросила внучка.
– Он Вас полюбил, поэтому берёт Вашу боль на себя.
Был мой ответ.
– Мама тоже иногда говорит, что у неё за нас болит сердце.
Задумчиво произнесла Юля.


Я очень убедительно и серьезно говорила о моем новом друге-подопечном. Внуки с интересом слушали новости о Гоше, его путешествии по поземным  ходам и пещерам, болезни, из-за съеденных ими незрелых ягод и фруктов, о  сложности его излечения. Я обратила внимание, что дети прекратили поедание не зрелых плодов. Гошу им было жалко. В августе стало прохладно, и я поселила Гошу в доме.

Он снова выбрал для проживания шкафчик для белья, в котором верхняя полка стала его комнаткой. Дети тайно проникли в баню, но Гоши там  уже не было. Его нового места проживания я им не называла. Ваня  стал упрекать сестрёнку, чем выдал её.


– Ты вчера ела  не спелые яблоки. Гоша, может быть, попал в больницу из-за тебя! А я не ем их, поэтому Гоша скоро со мной познакомится.                Юля стала смеяться над  братишкой и его объяснением по поводу исчезновения Гоши. А братик был уверен в том, что Гоша существует. Юля, самую малость, тоже верила. Я наблюдала, как она не раз заглядывала под кусты смородины и крыжовника в поисках сказочного существа.


Однажды ночью я с удивлением услышала  два голоса, они доносились из кухни. Разговаривали кот  Петя и гном Гоша. Кот говорил Гоше, что ему повезло, он попал в гости к добрым людям.
      

– Но они скоро уедут в город, потому что Юле надо ходить в школу, а бабушке на работу. Меня они возьмут с собой, я зимой живу в квартире. А что ты будешь делать? Оставаться здесь нельзя: зимой будет холодно.


Гоша и Петя сидели на теплой печке, прижавшись  друг к другу. Им  спокойно и сытно жилось  в этом доме. Я слышала, как Гоша тяжело вздыхал. Или это дом отзывался на перемену погоды? Перед нашим отъездом в город я решила познакомить внуков с гномом,потому что хотела предложить ему ухать с нами, но Гоша исчез. Я и внуки искали его в доме, бане и саду. Мы уехали так и не найдя Гошеньку, так ласково называл гнома внучок.
      

В городе у всех началась другая жизнь: быстрая, суетная, с массой забот, редкими встречами с родными, проживающими  в другом районе города. Но при встрече с внуками у нас обязательно возникал разговор о Гоше: где он живет, не замерз ли, не голодно ли ему? Продуктов мы ему оставили. Ванечка щедро отсыпал  в коробку своего любимого печенья, которое уже, наверняка, отведали мышки.               

Не задолго до Нового Года я решила съездить за город, посмотреть, как дела в моём "имении". Войдя в дом, я ощутила себя готовым к любым чудесам ребёнком. Но чуда не произошло. Чудеса случаются редко.

Жаль было покидать дом и сад под белами одеждами-подарками Снежной Королевы.  Приехав в город, с ощущением потери от закончившейся сказки, я решила воссоздать её.

Я сделала маленькую куколку-гномика, связала ему зеленые штанишки, красную курточку, желтый колпачок, синие гольфы. Нарисовала лицо, из пряжи сделала кудряшки русого цвета. Нарядив куколку-гномика, я снова обрела ощущение детства и сказки. Куколка надевалась, как перчатка: шевелила ручками и наклоняла головку, разговаривала моим измененным голосом.
      

Я пошла в гости, поздравить внуков с наступающим Новым Годом. В подъезде сняла с правой руки рукав, посадила Гошу под шубу,  закрепив  на  пальцах, спрятанной под шубой же руки, куколку. Под шубой  придерживала два подарка. Зайдя в квартиру, я не стала сразу снимать её. Из-под неё «высунулся» Гоша.

У внука изумленно расширились глаза. Гоша «достал» подарок и вручил Ване. Внук с опаской взял его. Затем гномик одарил Юлю, которая тоже была удивлена. Гоша кланялся, махал ручками, приветствуя  всех.

Родители, как и дети, были довольны маленьким представлением. Затем Гоша сообщил, что уйдет в Швецию по горным ходам, но оставит детям куколку-гнома, похожую на него, как напоминание о встрече.
       

– Гномика-мою копию нужно посадить на самый высокий шкаф. Его нельзя трогать, на него можно только смотреть. Не ешьте незрелые ягоды и яблоки, чтобы у меня  в далекой Швеции не болел живот. С Новым Годом!

Я сделала пасы и манипуляции руками наподобие фокусника и достала куколку из рукава. Сказочную игрушку папа посадил на шкаф, под самый потолок.


Не заметно внуки  стали взрослыми. А Гоша сидит на шкафу, продолжает  следить, чтобы никто не употреблял незрелых ягод и чего-нибудь ещё,более вредного для здоровья. Взрослым тоже иногда нужна сказка.