Саланг апрель 1984г

Михаил Киселёв 2
               

Посвящается всем водителям,
погибшим и выжавшим.
Тем, кто под обстрелом
С открытыми дверьми.
С пробитыми колёсами и баками.
В ладони вдавливая баранку
Давил на газ!
Проклиная всё и вся!
Был живой мишенью!               
               
                Глава 1 (испытание)
               
                1

    - Киселев! – Крикнул мне наш батальонный зампотех Городецкий
- Я – громко как полагается, ответил я
-Головка от х-я, бегом ко мне – громко сказал он
- Блин! Попался. И зачем это  мне вздумалось?  Средь белого дня, по Баграмскому дивизионному пустырю, возвращаться с бессменного наряда по офицерской столовой в нашу палатку? – думал я про себя,  когда шёл быстром шагом  к колобкообразному усатому майору, который был замом по технической части нашего батальона. И так смешно он выглядел и сколько бы ни хотел стать грозным, все равно душевность из него пёрла.
- Так значит. Ты же у нас числишься механиком-водителем ГТМу (гусеничный тягач медицинский универсальный)? - 
- Ни как нет – ответил я
- Как, это нет? Ты что это мне п-шь?
- Я товарищ майор механик-водитель МТЛБ (многоцелевой тягач лёгкий бронированный)
- А какая х разница. Короче это-то же самое – грозно заявил он мне
- У тебя в военном билете, что стоит? О т м е т к а! -
 Специально растягивая слово, тем самым обозначая мою фактическую обречённость!
-Что ты, в учебном центре городе Кушке прошёл переподготовку на ГТМу и проехал на ней сто километровый марш! – говорил он мне, шевеля своими вертикально торчащими усами, которые напоминали мне тараканьи усы
- Товарищ майор я её в глаза даже не видел – жалобно залепетал я
- Ты чё воин, хочешь сказать, что у нас в штабе Армии дураки сидят. И кому попало в военном билете, ставят штампы?! Короче мне некогда с тобой тут рассусоливаться. Завтра пойдёт колона в Хайратон за новой боевой техникой. И вы втроём из своего взвода обеспечения Пальчик Виктор (кличка Паля), Вася Грабарь и ты поедите туда, получите и перегоните в полк эту технику и она будет за вами закреплена. Беречь её будете как собственную. Понял?! –
- Но я же, товарищ майор...
- А мне по х-й! Если струсил, будь мужчиной, так и скажи! – перебил он
- Есть – опустив нос, сказал я
- Иди сейчас к своему прапорщику Молодцу и получи сухпай, автомат и боеприпасы, да и подгузник не забудь, горе воин!

     Зайдя в нашу палатку увидел, что Вася и Паля уже укладывают свои вещмешки.
- Миха, наш майор приходил и сказал, что мы завтра едем через Саланг в приграничный город Хайратон за новыми ГТМушками. Вот здорово, хоть Афган посмотрим и от работ слиняем! – радостно сказал с украинским акцентом Вася
- Знаю, я уже его видел. Парни, а что это за машина такая ГТМу? – спросил их я
- А ты где  был, когда нас на Дуце (дивизионный учебный центр) переподготавливали? – спросил меня Пальчик Виктор
- Так мы же, вместе же все и были, но нам не чего про неё и не говорили. Какая такая переподготовка одни строительные работы и были, лом лопата и пила наши дружные друзья!?
- В каком хоть месяце вас обкатывали? – спросил их я
- В декабре, когда в Афган первую партию начали отправлять. Нас по взводам возили на ДУЦ и всё показывали. Помнишь? – говорил мне Паля
-Нет, не помню. Когда в Кушке склады взорвались, наш взвод сразу отправили разгребать завалы и всё – оправдываясь, отвечал я им
- А нам с Палей повезло, нас обкатали. И даже немного пострелять из автомата получилось! – сказал Вася

     Тут зашёл наш взводный прапорщик с очень не обычной фамилией – Молодец! Повёл нас в оружейную палатку. И каждому под роспись, выдал личный автомат Калашникова. И приказал всем выучить наизусть и запомнить номер своего автомата. Так же велел его почистить и зарядить магазины патронами, аккуратно уложить их в подсумок.
    Для нас это было торжественный момент. Брали в руки, ещё в масле, из оружейного ящика автомат и как любимую девственную девушку, гладили по цевью, стволу и с восхищением смотрели на него. Сила гордости и какой-то мужественности охватывало наши сердца – это был кульминационный момент в нашей службе!
- Беречь его, как зеницу ока. И если не дай бог, где нибудь проеб-те,  дизбат или тюрьма кому как повезёт! - предупредил нас прапорщик Молодец и почему то с сомнением посмотрел на меня.
Прапорщик и не предполагал, что уже стал пророком!
- Да и еще, пристегивая магазин, патрон в патронник не досылать и автомат всегда держать на предохранители, ствол автомата нужно направлять  вниз, знаете, да?? – уходя, напомнил он нам.
     Не знаю как Паля с Васей, а я это знал.
И все благодаря нашему школьному преподавателю военруку Хайрову М.И. Только он, очень строго и добросовестно как полагается майору в отставке, нас еще зеленных, но амбиционных мальчишек, обучал дисциплине и бережному отношению  к оружию.
Заставляя на время, разбирать и собирать автомат, правильно его носить. И умело им пользоваться. Учил на обязательных летних  сборах в учебно-военном лагере, точно стрелять из него.
Я даже там,  получил грамоту за лучшую стрельбу!
     И, он без конца повторял нам.
- Вы мужчины, защитники нашего Отечества-Родины!
И вы обязаны, слышите? Должны уметь пользоваться оружием!! Ведь, в нашем мире, всегда может случиться война и вам каждому придется отдать свой воинский долг! - вспоминал  я
     Он как в воду глядел. По крайне мере для меня.
Большое ему за это, спасибо! Скажу, конечно, если живым, вернусь домой?!
- 283 1319 - повторял я про себя, номер своего автомата, когда сидел на своей койке и чистил автомат.



                2

     Утром следующего дня на огромном Баграмском дивизионном поле выстраивалась колона машин. Уралы, БТР, БМП и другая броне техника.
     Этот выезд на трассу Баграм – Саланг – Хайратон для многих из нас был первым.
     И очень нам всем было интересно посмотреть на афганскую дорожную житуху на афганские дуканы. Ведь каждый из нас мечтал купить себе музыкальные часы, афганские платки, батники и, конечно же, джинсы «Монтана»!
И вот теперь у нас появилась такая возможность, хотя честно сказать для нас молодых это ещё было, только в будущем, но посмотреть на это, было очень охота.

    - Кисель! Сюда иди – крикнул мне водитель со своего Урала старослужащий из нашего взвода Сашка Шнабель
- С кем едешь? Прапор тебе, что нибудь, говорил? Спросил он меня, когда я подошёл к нему
- Нет не чего мне он не говорил. Я даже не знаю с кем? Васёк сел в машину к Щербаку, а Паля к земе хохлу, вот стою, думаю.  Сейчас подойду и спрошу у майора зампотеха в какую мне машину сесть.
- Не надо, я сам тебе скажу. В мою, понял!? Залезай сейчас поедем. – сказал, как полагается деду, строго и вальяжно.
Я сопротивляться не стал, тем более, что он меня как «дедушка» устраивал. Всегда был справедливый и просто так зазря ни когда не обижал. Не смотря, на то, что был немцем по происхождению.
Когда я залез в кабину Урала, то он попросил, что бы я свой броне жилет повесил через открытое окно наперевес.
- чтобы при обстреле хоть как-то защитила - с гордостью сказал он мне, как будто он каждый день ездил под обстрелом.
Все мы были ещё не обстрелянные воробьи. Всё для нас здесь было впервой.
      Я даже и представить себе не мог, что у нас начнется такая не лёгкая и не предсказуемая солдатская жизнь. И, что все насыщенные испытанием события у меня впереди.

     Вот  и выехали на основную трассу. Колона быстро набирала ход в сторону Саланга. Вдалеке виднелись красивые горные хребты, которые поражали своей сказочной красотой.
     Но больше всего меня поразил город Чирикар. Когда проезжали через него, столько там было афганского народа. Множество детей босиком бегали по разогретому асфальту, 
как мухи, облепив наши машины, предлагая различные товары, а все афганские женщины ходили в парандже. Для меня это было в диковину.
Вдоль дороги стояло множество афганских дуканов (магазины-лавки).
И чего, только в них не было, глаза разбегались от разнообразия товаров.
Где продавцы афганцы, увидев колонну с шурави (русский солдат) хватали свой товар с полок в руки и тряся ими наперебой кричали
- сейко, сейко часы сейко, очень хорошие – и  впрямь хорошие надёжные, потому что были упакованы в запаянные пакетики с водой!
-открытки ханум (девушка) , чарс(анаша) – бежав за медленно идущей колоны в надежде, что кто нибудь купит или обменяет на какой нибудь солдатский товар.
     Я сидел и смотрел на всё это, мечтая о том, что когда стану дембелем, то обязательно куплю себе весь стандартный дембельский набор. И поеду упакованный домой!
Но, к сожалению, до этого момента было очень даже далеко.

     Проехав Чирикар, с правой стороны сразу началась зелёнка, которая далеко уходила к подножию гор. Это было просто огромное зелённое море и если бы не горы, то она бы охватила бы весь простирающий горизонт.
     В зелёнке все дувала (афганские дома) от периодических бомбёжек, были полностью разбитыми. И по солдатским слухам говорили  что, не смотря на её обстрелы, она все равно кишит душманами и эту зелёную долину называли «зелённой долиной смерти».


     Доехав до Джабаль-Уст-Сираджа, где по левую сторону от нас была огромная стоянка 177 полка, наша колона стала медленно въезжать  на Саланговскую серпантинную трассу. Дорога была извилистая и километр за километром поднималась всё выше и выше. А серо мрачные горы возвышались и грозно смотре-
ли на проезжающих чужестранцев, с каждым поворотом вырастая всё выше и выше. И от этого казалось, что дорога становиться уже. Асфальт, как ни странно, имел хорошее английское качество с достаточно ровной поверхностью,
без лишних кочек и ухабов.
 
А с правой стороны где-то внизу шумела бурлящая река. И, что бы случайно не съехать вниз, каждая машина инстинктивно прижималась к скалистому левому склону. С правой стороны обочины лежали, подбитые душманами, обгоревшие груды  машины с частично уже покрытой ржавчиной. Не которая техника  находились полностью в реке, только верхушки кабин торчали из воды.
Очень жуткое зрелище.
Сашка сразу замолчал, и было ощущение, что даже двигатели стали работать тише.
- Прямо как на кладбище.
- И  впрямь ведь за каждым таким боем, была чья-то трагедия, – подумалось, мне.
    
     Затем, свыкшись с данной угрожающей обстановкой. Сашка продолжал веселей рулить и рассказывать мне про свой дом, маленького сына и красавицу жену.
Ведь каждый думает, что это случиться с кем угодно, но только не со мной!
Я, молча его,  слушал, но сам думал о другом. О своем доме, о друзьях и родителях и о своей девушке Танюше. От этих мыслей, рука непроизвольна, потянулась к правому внутреннему карману, где лежали её милые и дорогие письма и открытки.



До туннеля доехали без приключений, только ехали очень медленно и перед самым туннелем нам приказали пропустить вперёд нас колону КамАЗов с длинными кузовами.
(в последующем эта колона, обрекая себя на верную гибель, спасёт многим из нас, жизнь!)
Потеряв из-за этого драгоценное время, ведь уже быстро темнело.  На въезде каждому
выдали противогаз,  проехав один километровый туннель, на выезде отдавали их обратно.
     После туннеля, немного продвинулись вниз, по не известным для нас причинам, мы ещё раз остановились. И еще, очень долго простояли, до самой темноты, там же встав впритык,  машина к машине, заночевали. Ночью было очень холодно, дул сильный ветер, гоняя по горным склонам бумажные обёртки от сухого пайка. Нагоняя тем самым жуть на стоявших караульных.

      Сашка спал вытянувшись на сиденьях, а я простоял в карауле возле нашего УРАЛА, за себя и естественно за него. И что бы окончательно не замёрзнуть, прижимался к выхлопной трубе работающей машины, поворачивая, то один бог, то другой, то приставлял руки. И получив хорошую дозу угарного газа, попросился в кабину. Сашка сказал, что для меня места нет, и если я хочу, то могу лечь на пол кабины под работающую автопечку. Что я и сделал. Свернувшись калачиком, моментально уснул.
     Проснувшись от того, что я стал мокрым. И понял, что я опасался. Голова сильно кружилась, было такое ощущения, что я нахожусь на каруселях. Меня тошнило, я то и дело поднимал голову и хотел сказать Сашке, что мне очень плохо, то вдруг резко терял сознание  как, будто снова резко засыпал.
В очередной раз, открыв глаза, попытался открыть дверь кабины. Но руки меня, почему-то не слушались. И я зацепил спящего Санька, он открыл глаза и что-то спросил меня. Не знаю, как, но я оказался на улице возле машины и стоя на четвереньках, блювал. Сашка, что-то снова меня спрашивал, но я его не понимал. Затем видимо нашли медика, напоив меня чем-то, он вынес вердикт - отравление угарно-выхлопными газами.
     Очнулся я, когда  мы уже ехали, голова сильно болела, как будто после похмелья. Сашка стал рассказывать мне, как он увидел мое бледно зелёное лицо, и очень испугался за меня. За шкирку, вытащив меня, побежал за медбратом, который на моё спасение, спал в соседней машине.
     Мне сильно хотелось пить и спать, что я и сделал. Мы проезжали провинции Поли-Хумри, Даши, Таш-курган и как я оказался в  Хайратоне очень смутно помню, видно угарный газ ввёл меня в наркотическое контуженое состояние.

                3


     Забравшись на кабину Урала, Санёк громко мне крикнул
   - Кисель, во-он там Союз! – указывая пальцем в сторону речки
   - Там дом! Понял? Хотя тебе ещё рано об этом думать..
И молча сел в позу лотоса, глядя вдаль, думая о чем-то, о своём
     Я, качаясь, под ярким весенним солнцем, побрёл к началу колоны. И смотрел на совершенно пустынною местность, где кроме нашей техники ни чего не было, песок, камни и железо.
Майор построил всех солдат, которые должны были получать новую технику. И колонной повёл к огромному парку, где были совершенно новые БМП-2, БТРы МТЛБ,  и конечно же наши ГТМу! Перед тем как подпустить к техники, он ещё раз нас проинструктировал.
   - Так! Воины, слушай сюда! Каждый из вас сейчас получит по назначению свою броню! Проверить всю комплектацию, в движке масло, наличие аккумулятора и прочее. Всем понятно? -
Громко спросил наш тех.майор
   - И, что бы потом не было вопросов «товарищ майор, а у меня аккумулятор не сосает, маховик земля бросает» - процитировал он какого-то туркменского писателя.
Все захихикали.
   - А ну разговорчики! – грозно он крикнул
   -Разбрелись по машинам, через полчаса выстираемся в колону и выдвигаемся на основную стоянку
И ждём команды, ясно?! Приступить к выполнению! – приказал он
-  Да, Пальчик и покажи товарищу Киселёву как выглядит ГТМу! – продолжил майор, косо посмотрев на меня
Все опять поймали хи-хи. А мы пошли в сторону своих машин. В моей душе было неловкое смятение, как мне придётся ехать, что это за машина? Думал я про себя.
Паля, как будто слышал меня.
   - Не ссы Миха, всё будет хубасти (по афг.хорошо), разберёмся, если чё поможем – подбодрил он меня
Подойдя к броне, я заметил, что она очень уж, похоже на МТЛБ, только более, миниатюрна.
К нам подошёл какой-то прапорщик и своим четырёхгранным ключом открыл люк машин. И молча, ушёл. Я через открытый люк, залез на место механика водителя, открыл брони лючок переднего смотрового окна, сел по удобнее осмотрелся. Мне в нутрии понравилась, пахло синтетикой и маслом.
   - Навьё, целяк! – наглаживая руками салон, сказал я 
Начал регулировать сиденье, вытянул ноги и вдруг обнаружил, что не хватает одной педали.
   - Сука! Опять мне не повезло, бракованная машина попалась, а ещё говорят, что для армии самое лучшее и качественное! – негодовал я
     В это время к нам подходил наш майор.
   - Ну чё, как у вас, всё в порядке? Спросил он  нас
   - Товарищ майор, а у меня брак, педали одной не хватает, чё мне делать? – выглядывая из люка, залепетал я
   - Сам ты, Киселёв бракованный, а ну ка вылезай, сейчас посмотрим – говоря и кряхтя, залезая на броню моей машины
А я смотрел на него и думал, а как это он со своим огромным пузом залезет в люк?
И, что он там вообще сможет увидеть, ведь в салоне очень тесно?
Быстро поняв, что он не сможет без труда, залезть в люк, а если и залезет то, будет выглядеть как в мультфильме виннипух в гостях у кролика, застрявшей в его норе. Встал в позу под названием зю, при этом со звуком выпустив злой дух желудка, опустив в люк голову, внимательном взглядом стал изучать внутренности салона.
     - М да – задумчиво сказал он
     -А а, чё ты мне Киселёв мозги опять паришь, всё у неё здесь нормально газ сцепление, а тормозить будешь, выжав сцепления и два рычага на себя, понял? – спросил он меня
     -Пальчик, бегом ко мне! Покажи Киселеву, как пользоваться управлением – крикнул он ему, при этом сползая с брони, грозно шевеля торчащими усами, которые периодический их наглаживал рукой, с каждым разом думая, что они перестанут торчать щекоча при этом его нос.
И быстром шагом, на ходу поправляя свою портупею, удалился.

    Паля мне,  вкратце объяснил суть управления и ушёл к своей машине.
Осмотрев всё, что можно я обнаружил книжку пособие и руководство эксплуатация ГТМу стал внимательно её читать и понял, что я попал!
     Во первых, движок бензиновый, а не дизель на который меня учили, во вторых тормозные колодки выполнены из пропитанного специальным раствором асбестоцементные и рассчитанные на 200-400км, а что такое эти км. для Афгана тьфу! Для сравнения у МТЛБ они металлокерамические!
     И их замена, представляет  очень не простую процедуру, нужно иметь не руки, а щупальце. Подлезть мужскими руками просто не возможно! Единственным моим успокоением было то, что в десантном отсеке было столько ЗИПа, что можно было снабдить не одну такую машину.
     Открыв спереди машины маленький люк, где и находился тормозной барабан, убедившись в его наличии и своей беспомощности на случай замены тормозных колодок.
-  Хотелось бы верить, что в ближайшее время не придётся их менять – про себя подумал я
Я даже и предполагал, как ошибаюсь!
     Тут заревели движки, и машина за машиной стали покидать стоянку.

     Повернув ключ зажигания, движок приятно заурчал, немного по газовав, включил первую передачу, и мой кораблик поплыл, стуча гусеницами об пыльную афганскую землю.
Ещё не освоившись, забывая переключать на повышенную передачу, и с большим отрывом догонял колону.
               

                4


     Сказать, что я чувствовал себя не уверено – лукавство.  Было ощущения, что сижу, в консервной банке и только высунув голову из люка, как суслик из норы, воспринимал окружающую среду. И понимания, что я еду по дороге, а не в грузовом вагоне без окон и дверей. Наверное, по этой причине я и оказался в хвосте нашей колонны.
     Выехав из Хайратона, и двигаясь по своей правой полосе по более, менее хорошей узкой асфальтированной дороге наткнулся на стоявшую колонну Афганских КамАЗов шаланд, которые преграждали движения по нашей полосе.
     Я естественно остановился и в нерешительности, высунувшись по пояс, стал оглядываться назад, на нашу замыкающую броне технику. И увидев на броне нашего любимого майора, который мне помахал кулаком, показав тем самым, как он меня сильно любит. Нагнав на меня очередную порцию не уверенности и страха.
    Я стал объезжать по встречной полосе, стоявший передо мной КамАЗ.
     Но, вдруг увидел, что прямо на меня со скоростью реактивного самолёта едет, нет, летит комендантский БТР,  с большой белой надписью ВАИ и моргает мне фарами, а сидящие на нём солдаты и офицеры махали руками, показывая мне, что бы я их пропустил.
   
     Вспомнив  фрагмент из военного фильма, про Отечественную войну, где Советские лётчики таранили  лоб в лоб немецкие мистер-шмидты, а также вспомнил подвиг Гастело и Александра Матросова. И мне так сильно захотелось домой очень, очень, прямо сейчас в эту секунду оказаться, где нибудь дома, но только не здесь. 
     Посмотрев ещё раз, как смерти в глаза, на летящий на меня БТР,  от растерянного испуга забыв, что с права от меня стоит КамАЗ, зажмурив глаза выжал на себя правый рычаг и дав максимально газу я уверенно и точно стал заезжать на заднее колесо стоявшей на моем пути преграды. Моя ГТМу прямо как в цирке на манеже по каскадерский,  встала ребром. И  поехала по левому борту КамАЗа. Всё как положено одна гусеница на асфальте другая, практический  в воздухе.
    Ощущая, дискомфортный крен я открыл глаза и не поверил своему мастерству.
А в это время, мимо меня со свистом и смехом промчался,  зло полученный  комендантский БТР.
И как только он проехал, передо мной выскочил, с автоматом в руках, афганский водитель. Он явно был не доволен и, похоже, очень. По своему,  по дари,  матерному ругаясь,  наверное, желая мне «добра и благополучия».
Размахивая при этом своими, как мне показалось, ну очень уж длинными руками. Как мой афганский «друг» громко кричал, из-за рокота мотора,  я  конечно же не слышал, но предполагал. Увидев, что путь свободен, я попытался вернуться в исходное положение, но это оказалось ещё сложней!
    Выжав левый рычаг,  как это положено, дав ещё раз газу, почувствовал, что правая гусеница пробуксовывая  со скрежетом, раздирает при этом борт КамАЗа.
Лязг железа и удары гусеничных траков, навели на меня и на окружающих, столько жути, что все естественно, испугавшись, обратили на моё присутствие!
    Сразу вспомнилась, школьная фраза - «Цирк уехал, клоуны остались»!

     Чувство детского стыда и желание побыстрей скрыться с места ДТП взяло вверх и моя таблетка с грохотом хлопнулась на асфальт, повредив при этом газовую педаль, которая от удара слетела с ограничительной пружины, движок гудел как пылесос из-за всех сил. Держа ногу на педали сцепления, оглянувшись назад, увидел обворожительные лица солдат с очень круглыми глазами. Они круговыми движениями руками показывали мне, что «Миха, надо смываться как можно быстрей!».  Ну, или то, что я больной на голову? 
На майора я не смотрел, наверное, от стыда.
    Согнувшись калачиком, выдернув рукой газовую педаль обратно, сбросив тем самым газ, не знаю как, но я зацепил пружину, устранив неполадку, за доли секунд! 
    Если повторить это ещё раз, точно не получиться! С лицом хладнокровного Будды я смотрел вперед и набирая скорость равнодушно переключал рычаг скоростей.
     - Первая, вторая, третья так четвёртая, пятая ..седьмая, восьмая, почему не взлетаю, почему так медленно еду? Ну, быстрей, быстрее же, ну родимая, давай, давай же, нет 55км и не более того, да?
-   Спокойствие, только спокойствие.  Ай, будет, что будет! – думал я про себя

     Благополучно проехав стоявшую на обочине афганскую колону и бегавших, явно растерянных не чего не понимавших афганских водителей, выдохнул – Уф! -
     Впереди показался хвост нашей колоны. И тут, я только заметил, как вокруг всё красиво. По обе стороны дороги было пустынно как в степи. Весеннее солнце светило ласково, покрывая своим теплом всходящие первые цветы,  афганские тюльпаны, маки и подснежники. Они напоминали разноцветное покрывало, которое расстилалось, далеко уходя к подножиям гор.
     Меня догнала одна из бронемашин охранявшую нашу колону, на которой сверху брони сидел тех.майор. Поравнявшись со мной, она пошла на обгон, тем более, что это не составляла большого труда.
     Майор смотрел на меня очень испытывающим взглядом. А усы у него от ярости приобрели вертикальное положение. И он, что-то говорил мне, наверное, слова «доброго напутствия и умения водить»? Но из-за гулов мотора я его не слышал. Поняв это, он громко во все своё горло, крикнул.
     - Т А Т А Р И Н! –
     Не знаю, откуда у меня взялось столько храбрости, но я ему в ответ, со злостью крикнул.
     - Х А Х О Л!-
Но к моему счастью, он меня уже не слышал. А смотрел вперёд,  на приближающую колону, которую мы уже догоняли.
      Взяв пример, я тоже смотрел вдаль и не желал его видеть и слышать.
 - Наконец-то догнал наших – сказал я, про себя, заняв в хвосте своё последние место.
Колона приближалась к грозным горам, которые сменяли пустынный ландшафт.
 А как, только колона останавливалась. Я имел наглость обгонять впереди стоящие машины, что бы быть по ближе к своим парням Пали и Васи. И, что бы быть подальше от усатого майора, который ехал в тех.замыкании. Не без труда, конечно, но мне это удалось.

                5

     Солнце пекло накаляя броню,  и от этого становилось ещё жарче, очень хотелось пить.
Пот капельками стекал со лба, попадая в глаза, создавая дополнительные не удобства.
Мы доехали до селения Таш-кургана, где текла не большая горная речка.  И колона встала. Все повылазили на броню и в нарушении устава стали раздеваться по пояс. Несмотря на апрель, было очень жарко.
     Я увидел, что Вася взял ключи из зипа, открыв лючок, где находились тормозные колодки, стал их подтягивать.
Подойдя, к нему спросил
- чё Вася случилось? –
- да шо, не чего, малость подтянуть надо, а то таблетка шото слушаться на поворотах перестала-
Круча натяжную гайку тормозной колодки, и держа в зубах сигарету «Охотничье», ответил мне.

    Вася был простым украинским деревенским парнем и по его большим мозолисто натруженным рукам, можно было сказать, что он не боится работы и хорошо знает технику.
     Вернувшись к своей машине я, почесав затылок, посмотрел на впереди находящийся лючок тормозных колодок, хотел было открыть его и тоже попробовать, но испытав не уверенность и подумав, а в друг колона тронется, и я опять отстану. Передумал, потом об этом, конечно же, пожалел.

 Рядом с моим тягачом стояла БМП -2 и сверху на ней сидел, обливаясь потом, в танковом шлеме и по пояс раздетый, пьяный прапорщик.
Он надрывая глотку, пытаясь перекричать ревущий двигатель БМП напрягал все свои жевалки, хриплым сухожильным истошным голосом кричал и что-то передавал по рации.
 Отрывками я услышал, что наша колонна должна пропустить вперед, другую колонну машин с каким то спец грузом? Которая должна была успеть к вечеру проехать туннель Саланга.
 Мне пришлось залезть сверху на свою "любимую" ГТМушку и встать во весь рост, прикрывая ладонью глаза щурясь от яркого безжалостного афганского солнца, увидел приближающую к нам колонну бортовых Камазов длинномеров (шаланд).
Она на большой скорости в сопровождении брони охраны,  проезжала мимо нас.
Я сразу узнал эту колонну, её мы пропускали сутки назад, прямо перед Салангом.
Но сейчас она уже была гружёная авиа бомбами.
Такое я видел впервые! Стоял и провожал, каждую машину изумленным взглядом, смотрел пораженный таким объемным грузом, все бомбы для меня новичка новобранца, казались очень огромными.
Каждая смертоносная бомба, была запакованная в деревянную, зеленного цвета обрешетку и стянутая на паллетах стропами.
Колонна проехала довольно быстро, оставляя после себя клубы дорожной пыли.

 Они мчались навстречу своей смерти!
А мы даже и не предполагали, что эту колонну Камазов в кабинах которой, выполняя свой солдатский долг крутить истёртую баранку, смотря во все глаза на извилистую не предсказуемую дорогу смерти, сидели с каменными лицами и давили на газ, ни в чем не повинные молодые еще совсем юные парни.
Видим её живой в последний раз!

Когда шаланды проехали к прапорщику качаясь, подошёл ещё один, пьяны и очень крупного телосложения офицер, при виде которого, хочется сказать, ну и Мамонт-(Дмитриев Н.Ф.) и похоже, в звании капитана, ранее я их не знал.
И махнув рукой,  громко крикнув
- айда купаться!-
      Подавая всем пример, прапорщик стал спускаться к речке. Найдя более  пологое место,  с разбегу нырнул в немного грязноватую, бурлящую воду. Капитан, увидев это, как задорный мальчишка, тоже последовал за ним.  Ныряя прямо в одежде, которая все равно была уже мокрая от пота.
Они хохотали и брызгались, не обращая внимание на других. Ныряя под воду на время, а когда выныривали, то жадно заглатывали воздух. И громко смеялись. Мы, сидя на корточках с берега, в не решительности и с завистью улыбаясь, наблюдали, за их непринуждённым ребячеством.
Тут они увидели, что мы ещё не в воде, и в два голоса крикнули
- всем купаться, быстро в воду, кому говорим!-

     Уговаривать нас не надо было. И мы быстро спускались в низ. И тоже, кто в одежде, кто без неё, ныряли в афганскую речку и по детский радовались, столь редким  моментом в нашей не лёгкой и суровой службе!  Для многих это была последняя радость. Но ни кто об этом не задумывался, мы просто ловили миг удачи и с наслаждением принимали крещенское омывание,  правоверной афганской водой.
     Но наше барахтанье продолжалось не долго, подошёл мой «любимый» майор.
И грозно крикнув
- вы чё охуели?! Прапор ты чё, совсем без башенный? А ну бегом все из воды!
Кругом тиф, желтуха! Духи мины ставят для вас олухов! А вы тут разслабуху затеяли?! Расценю как вредительство! Ясно?! Капитан!  а ты-то куда?!
По возвращение оба, рапорта мне на стол!!- побагровев от ярости, закончил он.

    Капитан с прапорщиком стали медленно, склонив мокрую голову и стыдливо пряча глаза, закрывая лицо руками, делая вид, что стряхивают капельки воды, нехотя вылезать из воды. При этом падая, спотыкаясь, цепляясь за каменистый берег руками,  вставали и извозившись в земле, выползали на дорогу.
А мы все как мухи спорхнули из воды. И каждый пытался спрятаться за своей машиной, выжимая  своё х\б.
Но было все равно классно и каждый, радуясь в своей душе, зауважал прапора и капитана.
     Майор ещё раз посмотрел на них и увидев, что с ними с пьяными нравоучительный диалог бесполезен. Махнув рукой в их сторону, сплюнув при этом, пошёл назад к своей машине.

     Пьяные офицеры увидя, что их грозный наставник удалился, стали хихикать и смеяться.
За тем дав команду «к машинам» забрались на броню бмп-2 и скомандовали вперёд!
Колона  тронулась. Настроение у всех поднялось. Из люков и кабин были видны обворожительные лица солдат, с сияющими глазами. На мгновение, забыв об опасности и бдительности. И что мы все служим в Афганистане и что в любую минуту с нами может случиться беда!
 

    Но на этом их ребячество не закончилось. Они опять остановили колону машин. И развернув башню своей БМП-2 в сторону противоположенных горных хребтов, которые были у нас с левой стороны. Прапор занял место стрелка, а капитан наводчика.
    
     И очередью ударили по склонам гор. Незамедлительно на противоположенной стороне разрывным эхом раздались выстрелы по всему ущелью. Было очень эффективно красиво!  Все солдаты искренно ещё раз порадовались этим событиям.
Убедившись в хорошей скорострельности этой брони техники, тем самым оставив в покое мрачно грозные и ни в чём не повинные горы,  колона тронулись дальше в направлении Пули-Хумри.
     Подъезжая  к большой стоянке где, судя по всему, мы должны были заночевать. Моя ГТМу стала  плохо слушаться на поворотах. И если ранее я, только слегка выжимал рычаги, то теперь мне приходилось это делать с большим усилием и применять чуть ли ни весь свой бараний вес. Держа рычаг двумя руками.
     Также, я видел, что и у Пали с Васей были тоже теже проблемы с управлением. С большим усилием мы кое-как заехали на стоянку, корячась на поворотах и вызывая смех и улыбку у окружающих ранее прибывших солдат. Ведь ни кто не понимал, да и не знал, что у этой неизвестно кем придуманной машины, нет стоящих тормозов!

     Остановившись наискосок, по отношению к другим машинам. Я сразу же пошёл к своим ребятам.
-Паля, Васек, ну ваще писец! У вас тоже, да? Совсем не поворачивает?!  Что делать- то будем? Завтра на Саланг поедим, а с такими тормозами далеко не уедешь!- говорил я, пытаясь вызвать сочувствие по отношению к себе.
- да ладно, не гони, вся ночь впереди, сделаем! – ответил мне Паля
-Михон, у нас же в десантном салоне зипа до х! вот сейчас его вскроем, найдём новые колодки и перекинем, не кони, если чё поможем!- подхватил его Васёк
Но, пацаны лукавили, хохляцкую натуру я ещё не знал, но предчувствовал нутром, что кроме себя самого мне ни кто не поможет.
И только я собрался заняться, для начала своим бытом, а потом таблеткой, как ко мне подошли наши деды и озадачили меня своей бытовухой.
     Воды найди, сухпай получи, огонь разведи и т.д. Летая,  как и положено душаре, я искоса видел, что деды по своему землячеству не трогали и не припахивали  Пальчика и Васю.
И от этого мне становилось ещё обидней.
А когда я попросил их о помощи, то они сказали так.
- тебя Миха задействовали, вот ты отдувайся, а мы здесь не причём.-
Во мне сразу затаилась национальная злоба. Искоренить которую, я не могу до сих пор.
Ублажив дедов, начал было заниматься собой, как только что заметил, что уже совсем стемнело.
-Мда, и как я буду в темноте разбираться с этой чёртовой техникой? – сидя на своей броне, думал я.
Мимо меня в это время проходил Сашка Шнабель и спросил
- Кисель. чё мрачно как туча сидишь и угрожающей смотришь на свою машину?
- перед Салангом хочешь её напугать?-
-так она же железная, чё ей будет!- не искренно улыбаясь, отвечал я
И про себя подумал сейчас и этот припашет, чё ему-то надо, я вроде бы всё же сделал??
Потом добавил
- у меня тормоза совсем хреновые, вот сижу и думаю, как я их в темноте менять то буду, тем более, раньше я этого совсем не делал?? –
- да, я уже наслышан, в курсе. Сейчас решим - сказал он и пошёл к своему УРАЛУ.
Честно сказать такое я от него и не ожидал он вытащил из своей машины и подойдя ко мне снова, сказал
- вот тебе переноска, потом отдашь-
-спасибо Саша – беря  в руки добротную переноску, удивленно и искренно, поблагодарил я его.
-Спасибо не красиво, с двенадцати до часу за меня  сегодня в карауле отстоишь! Здесь хоть и своя полковая охрана есть, но чтоб бензин не слили и не разграбили там, по охранять надо, понял? - Ехидно улыбаясь, смотря мне в глаза, спросил он.
- понял - ответил я
-сука, а я ещё мля, ему спасибо, тоже мне расчувствовался, душара, лучше бы не чего и не говорил, может и пронесло бы и ночью хоть выспался – корил я себя.
     Сразу вспомнился дом и старшие пацаны, которые уже отсидели по малолетки. И вечерами собираясь возле турника, учили нас уму разуму. Особенно покойный «скугар»
 ( был убит в Казани,при попытки взятия в плен, в бандитских клановых разборках) любил приговаривать.
- «ни когда и некого не проси, не чего не бойся, ни кому не верь  и не от кого не убегай!» запомните детвора!-
Теперь-то я точно буду соблюдать эту истину, про себя пообещав, сам себе я.
 
                Глава 2
                Судный день!(22.04.1984)
                Пролог
   
   В жизни каждого человека обязательно случаются события судного дня.
И не всегда человек может как то повлиять или изменить судьбоносный час или день, даже если бы он очень сильно этого захотел. Напрягался бы из-за всех сил и по пытался изменить, все равно бы не чего не получилось!
Попадая под жернова не управляемых тобою событий остаётся надеяться, только на то, что тебе генетический передали твои предки, то что не заметно для тебя на каком-то молекулярном уровне течет в твоей крови. Вложили именно в тебя!
 Заложили все свои навыки, жизненный опыт, талант, накопленное терпение, видение и все молитвы, что бы именно ты в этот день смог использовать всё данное тебе от куда-то свыше..
Ты даже не управляешь своим телом, своим духом и не всегда успеваешь переварить скоротечные смертоносные эпизоды, потому что они мчатся с огромной скоростью и как снежный ком, как каток смерти  переламливает тебя, но ты не умираешь и даже не чувствуешь боли, а только ее предполагаешь- ощущение такое, что это не твое тело и вообще это происходит не с тобой, а с кем другим! Но ты всё видишь, чувствуешь, помнишь!
И главное находишься в не с кончаемом жизненном водовороте, несомого течением перипетии.

   
          

                Продолжение следует.