Один летний день -прошёл...

Любовь Бухтуева
  Тува, Пий - Хемский  район, город Туран.1968-или 1969 год
  Мы дружим втроём: я, Ольга и Танька. Я  старше Ольги
  на два года, она старше Таньки на год. Дружим потому,
  что ровесниц- подруг ни у одной из нас нет.
  Есть одноклассницы, но они живут в других районах  города,
  а мы – рядом,  соседи. Встречаемся или у меня,  или у Ольги.
  У меня дом – небольшой, разделен на две половины: комната,
  кухня. У Ольги – две спальни, огромный зал, столовая и кухня.
  У нее – большая семья: трое старших братьев и мать с отцом.
  Я живу с бабушкой. Танька:  с отцом, матерью и младшим братом.
  У Таньки – в доме три комнаты.
  К чему я это расписываю,  скоро  поймёте. Летом у каждой
  из нас троих куча обязанностей. Родители на работе, мы
  должны, убрать в доме, полить огород, или прополоть или
  натаскать воды в бочки, фляги и прочую тару. Только потом,
  мы можем встретиться и заняться своими  делами.  Сначала,
  мы убирались каждая в своём доме, потом Ольга предложила:
  давайте, тянуть жребий и убирать все вместе. Какой дом
  первый выпадет -  тот вперёд и убираем.
  Так и повелось!  Почему – то Ольге везло, её дом попадал
  всегда – первым! В результате, её мама, приходя на обед
  – не могла нахвалиться!
  Нам же с Танькой – попадало по полной программе! Её мама,
  приходя на обед, и видя, что в доме не убрано, вечером её
  не выпускала на улицу.
   Надо что- то менять решили мы. Будем убирать каждый в своём
  доме, кто первый освободиться приходит на помощь – остальным.
  Вроде стало получаться, но возникла проблема у меня, так как
  основная моя нагрузка была вода. У девчонок в домах были
  колонки, мне же воду нужно было таскать и в баню – это
  с реки и много  – двенадцать  ведер,  две  4-х ведерных
  фляги и чан туда входило тоже 4 ведра воды.  В сенях стояла
  фляга, туда  надо было принести  4 ведра с колодца, питьевой
  воды. И еще две больших кастрюли, для свиньи и куриц, 2 ведра
  воды с колодца, должны были стоять в доме.  Оставалась ещё
  огромная бочка (я в неё входила в полный рост) в огороде,
  она должна была быть всегда наполненной, бабушка поливала
  с неё - овощи.  Девчонки придумали, как мне помочь, каждый
  вечер, возле моего дома собиралась детвора от 5 лет и старше,
  я рассказывала,  мной же придуманные  сказки.
   И потому, все ждали, когда же я выйду. Ольга, собрала малышню
   и объяснила, что если я не буду успевать наносить воду, бабушка
  не будет отпускать меня вечером.И вот, стоило только бабушке
  уйти, как малышня прибегала с ведёрками и начиналась беготня
  на речку и обратно. Они наполняли  бочку в огороде и две  кастрюли,
  я носила воду в дом, потом в баню. Всё это делалось быстро,
  ведь в любой момент могла вернуться бабуля. Ребятишки исчезали,
  я, падая от усталости, начинала заниматься домом. Мыла посуду,
  пол, застилала кровати, убирала раскиданные вещи.  Чуть отдохнув,
  бежала на улицу, растапливала железную печку,  ставила варить
  мелкую картошку для свиньи.
  Благо, картошку мне  ребятня достала с подпола и помыла. Теперь,
  надо было  нарвать  для свиньи крапивы, я надевала резиновые сапоги
  и перчатки и шла в огород.  Нарвав и прополоскав траву, бросала её
  свинье и шла на улицу, подмести возле дома. Почти всегда  к этому
  времени подходила бабушка, она  ходила в магазин за продуктами.
  Еду готовить она мне не доверяла, я была на подхвате, почистить
  картошку, покрошить лук.
  Если это была пятница, значит, меня ждало ещё и полоскание белья
  на речке. А в субботу – глажка его.
  Но, вот вроде всё сделано, я прошусь: Бабуля, можно мы пойдём,
  ягоды поищем.
  Бабушка, отпускала, я брала  З-х литровый  бидон, кусок хлеба,
  или булочку, что было в доме,  и бежала к подругам, и мы шли
  в лога, далеко, через степь, покрытую  ковром из трав. Стрекотали
  кузнечики, порхали бабочки, ярко светило солнце,мы шли быстро,
  не останавливаясь, ягоду ещё надо было найти! Обычно нас
  было человек пять. И вот первый ложок, и клубника, её немного,
  но она есть!
  И так мы ходили,  пока наша тара не была заполнена, тогда мы
  усаживались, высыпали ягоду   на припасённую тряпицу и перебирали
  её, закончив переборку, добирали битоны доверху, и шли обратно,
  теперь можно было и за кузнечиками побегать и цветы нарвать.
  Девчонки, те рвали все цветы подряд, я же собирала лечебные
  травы – тут были и белоголовник, и зверобой продырявленный,
  и пустырник, и ещё много трав, которые всегда были у нас
  в доме.  Домой  мы,  приходили уставшие, но  довольные,
  и погуляли, и ягоды поели, да и домой не с пустыми руками
  пришли.
  Расходясь по домам, договаривались, куда пойдём – завтра.
  И  конечно же прощались до вечера. Вечер, лавка возле дома
  и моя очередная сказка на ночь и открытые рты детворы.
  В  десять вечера родители начинали кричать, звать своих
  детей по домам.
   Ещё один летний день – прошёл! Сколько их впереди….

 
  Фото из Интернета, спасибо Автору.