Гранит науки...

Оксана Шелегова
               Есть такая достаточно известная фраза: « Жизнь - это заплыв по быстрой реке против течения, стоит только бросить грести и тебя стремительно относит назад. » Вот и приходится всё время грести по этой реке в попытке выбраться в не менее бурное море.
                Ещё два года назад я и представить себе не могла, что буду учиться в медицинском университете. Несколько раз я пыталась поступить в институт на базе нашего медико-фармацевтического колледжа, куда приезжала комиссия с другого города, но мои попытки, так и не увенчались успехом. Со временем я смирилась со своей участью и ушла с головой в работу.
               И вот сейчас, я стою  первого сентября на линейке возле главного корпуса нашего КрасГМУ и слышу, как с динамиков музыкального центра доносятся обрывки фраз из студенческой песни: « … предстоит учиться мне в университете…» - Боже, неужели это правда?! Я снова студентка!- думаю я, стоя с одухотворённым лицом среди молодых девчонок и мальчишек с разных факультетов. В самом центре на крыльце университета ректор произносит торжественную речь, и я стараюсь вникнуть в каждое сказанное слово. А потом…, что потом? Это трудные студенческие годы. Мне, правда, грех жаловаться. Я всего лишь студентка заочного отделения, но это не даёт мне возможности учиться спустя рукава.
               Начался учебный год. Прошла установочная сессия, и я упорно стала готовиться, делая контрольные работы по заданным темам.  Времени оставалось мало, но я успела всё сделать к сроку. А город тем временем вовсю готовился к празднованию Нового года. Витрины магазинов подмигивали яркими светящимися огоньками гирлянд. Неоновые вывески призывали посетить то или иное заведение, а сверкающая иллюминация поднимала настроение и дарила ощущение приближающего праздника. В такие минуты мне часто вспоминается детство, весёлое и беззаботное. Я вспоминаю, как в доме топится печь, и бабушка с утра суетится на кухне, откуда доносится сладкий аромат испечённых блинчиков с творогом. А дедушка привозит из лесу ёлку, и мы полдня украшаем её игрушками, а затем вешаем сверху серебристый дождик. Как это было давно, но так ярко и незабываемо.
               Пришла пора зимней сессии. Я окончательно потеряла покой. С утра до полудня я была на занятиях в университете. Приехав  домой, я часа два отдыхала, а потом бралась за учебники и тетрадки. Порой так и засыпала с тетрадкой в руках. Организм перестал справляться с таким нагрузками, и я заболела. Временно я устроилась мыть пол в общежитии, пока шла сессия, но заболев, от этой затеи пришлось отказаться. Да, и комендант Елизавета Егоровна, видя моё состояние, взялась мыть пол сама. Мне было как-то неловко перед ней, ведь сама напросилась на уборку полов, а теперь вот, на тебе – заболела.
               На занятия вынуждена была ходить с температурой. Иногда, сидя в аудитории на практических занятиях, у меня начинались приступы кашля. Казалось, что изнутри кто-то долбит в грудную клетку, а в мозгу при этом срывается резьба в основном  механизме и он отказывается напрочь работать. Одногрупницы оборачивались, смотрели с сочувствием, но, увы, ни чем не могли помочь.
               Началась сдача экзаменов. Первый экзамен по химии. Тут вспомнилась школа, когда стоишь перед кабинетом и у тебя мандраж по всему телу и, кажется уже, что учил, что знаешь, то и это от страха не вспомнишь. Пытаешься вступать в беседу с такими же страдальцами, как и ты, но от этого совсем не становится легче, а наоборот, думаешь – вот другие всё знают и только ты, - одна такая тупица!
               Пригласили в аудиторию сразу несколько человек. Зашли, взяли билет и сели готовиться. Взглянув на три вопроса в билете, понимаю, да я же всё знаю. Откуда-то изнутри стала в мозг поступать информация. Ура! Это же элементарно! Окислительно-восстановительные реакции, это же не гидролиз солей и не диссоциация, всё гораздо проще! Хотя, кому как…. Обернулась назад, девчонка сидит с искривившимся лицом и напрягает мозги, но видно, что на ум ей ничего не приходит.
               - Давай помогу, что непонятно?- спрашиваю я и заглядываю в её билет. Потом на черновике пишу ей формулу комплексного соединения, как рассчитать логарифм и подсовываю шпаргалку под билет. Смотрю, с лица её ушло напряжение, и она даже как-то вся засветилась. Такое ощущение бывает, наверное, когда тебе неожиданно преподносят подарок. При этом радуется и тот, кто тебе его подарил, получив небольшую дозу адреналина в крови.
               Сажусь к преподавателю отвечать. Она мне делает небольшие замечания и в зачётку ставит сокращённо хор., что означает четыре. Схватив зачётку, выскакиваю с аудитории, где ждёт меня подруга Сашка.
               - Ну, что поставили?
               - Четыыыре! А тебе?
               - Мне тоже…
               - Молодец!!! Теперь можно спокойно жить до следующего экзамена, - говорю я, запихивая зачётку в свою сумочку.
               Следующий экзамен был по биологии. Боже мой, и как я его буду сдавать?!- думала я, поднимаясь по лестничной площадке на третий этаж. В холле уже сидели студенты нескольких групп. В этот день сдавали экзамен четыре группы заочного фармацевтического отделения. Я подошла, поздоровавшись со своей группой и села тихонечко в сторонку. Моя подруга Сашка отвечала всем на вопросы, которые сыпались со всех сторон: « Какие этапы размножения ты знаешь? Кто является основным хозяином у трипаносомы? В каких случаях мы пишем буквенное обозначение, а в каких Х-хромосомы и т.д.?» Она направо и налево раздавала всем консультации. Я со стороны наблюдала за ней и думала, – какая же она умная, однако! Хотя, она лаборант и с этим постоянно сталкивается в работе. Ей ли не знать биологию?!
               Из-за двери выскочил весь взъерошенный и радостный студент с криками:
               - Ура-а-а! Я ничего не знал, но сдал на четыре! При этом он прыгал на месте как сайгак и не мог угомониться:
               - Всё, всё кончено! Теперь можно придти домой и спокойно завалиться спать! Глаза у него, действительно, были красные, словно налитые кровью, что было следствием явных бессонных ночей.
               Увидев, что наши девчонки стали подбираться поближе к дверям кафедры, я тоже двинулась следом за ними. Подошла моя очередь, меня попросили зайти. Я мысленно перекрестилась и пошла в кабинет следом, за ведущей меня девушкой. Она  предложила мне вытянуть билет на столике, который стоял сразу же у входа. Ага, номер 27, это число всегда было удачным для меня! Читаю билет и как гора с плеч…. Попадается тема, которую я как раз прочитала накануне перед сном. И тут Бог услышал мои молитвы!
               Хотите верьте, хотите нет…, но за неделю до экзамена мы зашли с Сашкой в наш храм при университете. Зашли вроде бы просто так, чтобы посмотреть, где покоятся мощи Святого Луки, о которых нам мимоходом сказали на истории. У смотрительницы храма мы купили церковные свечи, и подошли к лампадке. Затем помолились и зажгли свечи. Постояв немного и не решаясь спросить, где покоятся мощи, мы всё же набрались храбрости и спросили. Смотрительница безотказно нам не просто показала, но и рассказала небольшую историю с предисловием. А потом продемонстрировала, как нужно помолиться и приложить лоб к иконе, чтобы Святые услышали твои молитвы. Мы всё сделали, как полагалось и уже, покидая храм, мы услышали благословение этой женщины-смотрительницы, которая провожала нас добродушной и светлой улыбкой.
               Сашка ловко отвечала на вопросы, а я ждала своей очереди. Потом слышу, как ей говорят: « Молодец! Вы ответили на все вопросы, ставлю вам пять!» Я порадовалась в душе за Сашку, видно не зря мы ходили с ней в храм. Своей пятёркой она придала уверенности и мне. Когда подошла моя очередь отвечать, то я была абсолютно спокойной. Быстро справилась с первым вопросом, вот только во втором запутавшись, растерялась. Забыла личинку бычьего цепня – эхинококк. А когда мне её показали, то я сразу всё вспомнила и дополнила свой ответ. Мне поставили четыре, но для меня и это было выше крыши, учитывая мои познания в биологии.
               Домой я ехала на седьмом небе от счастья! В эту минуту я любила всё, что меня окружало: и этот, медленно плетущийся троллейбус, и этих, вечно озабоченных в нём чем-то людей, и этот город, который был для меня чужим, а теперь стал таким до боли родным и бесконечно любимым! А ещё мне вспомнились слова из недавнего фильма «Гаттака» и если меня кто-то спросит, как мне удалось в столь позднем возрасте пойти учиться, то я отвечу словами героя этого фильма Уинстона: « Ты хочешь знать, как мне это удалось? Я не оставлял силы на обратный путь.»