Обзор Последнего приказа Владислава Лозы

Гуйван Богдан
«Последний приказ» Владислава Лозы можно прочесть здесь: http://www.proza.ru/2011/02/07/960

Поскольку произведение, которое я сегодня буду обозревать очень стебное и бояническое, то и рецензия моя будет тоже стебная и бояническая. А поскольку произведение очень короткое и не очень содержательное в смысле событий, персонажей и технологий, то и писать я буду много не по теме.

Давно я ждал, когда Молоха-рецензента, живущего во мне, наконец-то накормят серьезной идейной фантастикой. Придется ждать дальше. Потому что «Последний приказ» (в дальнейшем ПП) не имеет к перечисленным выше пафосным эпитетам ни малейшего отношения. Всем, кого этот обзор не сможет окончательно отбить желание обратится к сетевым критикам за рецензией, я бы хотел посоветовать тщательнее выбирать произведение для рецензирования. Потому что ПП оставил у меня впечатление, что автор умеет делать что-то хорошо, да только почему-то на растерзание мне отдал произведение, в котором пытается делать как раз то, что у него получается неважно.

Пародия – это не такой простой жанр, как многим кажется. Написать хорошую пародию порой сложнее, чем «серьезное и бла-бла-бла» произведение. Необходимо балансировать между клоунадой и скукой, между горьким сарказмом и излишней толерантностью, между оскорблением образа и поиском в нем ярких деталей, которые прямо напрашиваются к осмеянию. И лучший способ убедится, что написать хороший стеб и вправду непросто – это попытаться сочинить хотя бы небольшой рассказ в этом жанре.

Этим Владислав и занялся. Насколько удачно, читайте дальше. Предупреждение: личностям, проповедующим против настоящей, бескомпромиссной и беспристрастной критики, читать дальше воспрещается! Это может исправить ваш мозг! И, конечно же, затронет вашу «чувствительную творческую душу».

Начну с начала. А любое произведение начинается… нет, не с рюмки, а с названия. Я считаю, что оно подобрано совершенно неудачно (блин, теперь придется и свой стеб к чертям переименовывать!). «Последний приказ». Где же «Автостоп по галактике» или, в конце концов, «Обыкновенная история», ну «Очень страшное кино» на худой конец. Пародия должна говорить за себя. Зачем обманывать читателя «серьезным» названием? Все равно он оценивает не заголовок, а содержание (не считая субъектов, которые рецензии копипастом штампуют).

Что я могу сказать о сюжете произведения? Автор решил спародировать классиков фантастики, и это, думаю, вызовет у кого-то ностальгию по тем временам, когда Солнечная система не казалась фантастам жалкой клеткой, а слово «подпространство» не было обязательным в лексиконе любого писателя, решившего опробовать свои силы в этом жанре. Сюжет разворачивается буквально на крыльце Земли – не дальше орбиты Юпитера. Солнце осмелилось погаснуть раньше срока, и людям осталось полагаться на некий «Светильник» (отсылка к одному советскому мечтателю, который наивно предполагал, что в будущем у нас не будет социальных сетей, смартфонов, MMORPG и прочих дьявольских искушений:). Светильник, видимо делали в Китае, потому что он, прослужив двести столетий, собрался погасать. Люди решили завоевать некую вымышленную планету на орбите Юпитера. Почему они решили завоевывать именно ее, а не, скажем, болтающийся под боком у охладевшего Солнца Меркурий, мне не дано понять. Ведь, по логике, если кто-то вырубит Солнце, то холодно будет всем, и особенно в районе Юпитера. Может, просто «Светильник» там стоял немецкий?..

Но вымышленную планету занимала раса юпитерцев, о которых читатель мало что узнает. Земляне собирают супер-мега-вендетто-апокалиптический флот, покруче, чем тот, на котором Брэд Питт захватил Трою в голливудском издевательстве над Гомером. Цитирую: «первый крейсер взмыл в небо. И второй… И третий… И пятьдесят восьмой. Двести миллионов крейсеров взмыли в небо». При первом прочтении эта фраза просто уложила меня на пол. Вообще, в ПП присутствуют и удачные выражения: «Купи будущее по низкой цене! Стань солдатом уже сейчас» (сразу видно, во что оценивают политики жизнь электората); «безнадежно мертвы», «они использовали против нас какую-то супер-мега хреновину».

Но, тем не менее, главные герои (их английские имена оставляют неоднозначное впечатление на фоне слов «товарищ генерал» и «военкомат») ничем не примечательны. А это и в стебе плохо. Даже, наоборот, в пародии персонажи образы должны быть яркими, пусть со съехавшей крышей, но яркими! А здесь «ярким» с натяжкой является лишь имя «Опиус».

Стиль не самый гладкий. Есть, за что зацепится мысли в отрицательном смысле этого слова. Но на фоне остального он смотрится не так и ужасно.

Нельзя назвать ПП плохим. Он скорее никакой. Похоже на неудачную попытку написать пародию на космическую оперу. Да только стеб с космической оперы, давно уже немыслим, пожалуй, без фразы: «Я твой отец», и без робота с перегоревшими микросхемами, отвечающими за здравый смысл… Один из главных критериев здесь – это самоочевидность. Кто после первых пяти минут «Голого пистолета», засомневается, что перед ним бессовестный стеб? А в случае с ПП я далеко не сразу с этим определился. Да и смешно как-то не было. Может, у меня плохое настроение было во время прочтения, но перечитывать желания почему-то нет. Вообще, конкретно это произведение автора Владислава Лозы не оставляет приятных впечатлений. Ни в коем случае не советую ему навсегда отворачиваться от пародийного жанра. Но эта попытка однозначно не удалась.

И, конечно, ни один из моих обзоров не может обойтись без оценок (а вот без странных цитат обойтись он вполне может).

Сюжет: 4,5/10

Персонажи: 3,5/10

Стиль: 6,5/10

Общее впечатление: 4,5/10

Итоговая оценка: 5/10