Аманда Глумская если птице отрезать руки

Открытый Текст
…………….Если птице отрезать руки
…………….Если ноги отрезать тоже
…………….Эта птица умрёт со скуки
…………….Потому что сидеть не сможет.
…………………………………………А. Арканов

Александра Прокофьева. "Словно бескрылая птица" http://www.proza.ru/2008/12/07/11

Во первЫх строках своего письма спешу сообщить, что рассказ Александры Прокофьевой меня порадовал. И в дальнейшем (если удастся преодолеть детскую болезнь левизны) она вполне может стать бумажным писателем.

Для этого у неё есть все предпосылки – умение увидеть в обыденном драматическое; стремление литературным языком описать свои впечатления; понимание того, что житейский случай нуждается в тщательной огранке и трансформации, прежде чем превратится в рассказ. И вполне осознанные попытки выстроить из череды эпизодов не просто линейную последовательность пересказа, а  некий сюжет, смонтированный по принципу «рассказ в рассказе».

Обрамляющий рассказ – о Мишке, у которого вроде бы руки-ноги-голова целы, но что-то «в нутре» сломано, и от того он ползёт по своей никчёмной жизни,  только иногда, в минуты сильной опасности, приподнимаясь над землёй и тут же бухаясь обратно, в грязь. Образ до боли знакомый и родной, можно сказать шукшинский. Да, полно на Руси таких вот спивающихся Илья-муромцев,  так и не слезших с печи. И жалко их до злых безнадёжных слёз.

Вложенный рассказ – о Вадиме Константиновиче, у которого, наоборот, вроде бы и крыло сломано, - а всё одно – летает. Падает конечно, не без этого, но каждый раз поднимается и не даёт поглотить себя  трясине безнадёги. И этот образ тоже жизненный, узнаваемый, хотя и встречается в глубинке  гораздо реже, чем Мишки.

И контраст имеется: при единстве места и времени – два противоположных способа поведения в схожих обстоятельствах…

А как же детская болезнь левизны? – спросите вы. И я отвечу: да, есть такая. Поражает всех без исключения начинающих авторов. В чем проявляется? – в деталях. Вернее – в неумелом с ними обращении: чрезмерных подробностях, забалтывании основной мысли, широком использовании заимствованных описаний, штампованных образов, недостаточная сочлененность, взаимосвязанность отдельных элементов повествования. Покажу это на примерах из текста Александры.

1. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. Не ясно, кто же главный герой этого коротенького рассказа. Претендентов три: Саня, Мишка и Вадим Константинович.  Мишка – тот, о ком, на первый взгляд, написан рассказ – со встречи с ним начинается и его бессмысленной смертью заканчивается. Мишка вызывает наиболее сильные чувства. Вадим Константинович – антагонист Мишки, иллюстрация того, что даже при самом низком старте можно прожить достойную жизнь. Саня – рассказчик, через её восприятие даны два остальных героя. Казалось бы, ответ очевиден – Мишка. Ан нет. Кусок текста, касающийся Вадима Константиновича гораздо больше Мишкиного. Кроме того, Саня, которая по всем канонам как рассказчик не должна выпячиваться, лезет изо всех щелей повествования -  размышления на отвлеченные темы, многословные пейзажные зарисовки, неоправданно подробное описание ремонта машины (чтобы показать что?), морализаторство... В общем, Саня делает за читателя его работу, не оставляя ему пространства для домысливания.

Предложение – безжалостно сокращать Саню. Ремонт Запорожца, который может уложиться в 2-3 предложения, занимает в совокупности 3 больших абзаца. Мечты умчаться по трассе – тоже лишнее… Всё это размывает и уводит в сторону внимание читателя. В общем, внимательно  пройтись по тексту и от Сани оставить только абсолютно необходимое для развития основного сюжета.


2. ПЕЙЗАЖНЫЕ ЗАРИСОВКИ. Идут отдельными вставными номерами, не связанными с предыдущими и последующим текстом. Существуют  сами по себе, не "из глаз" литературных героев. Кроме того, избыточно подробны – то, что можно было дать одним-двумя предложениями, размазано на целый абзац многословных заимствованных описаний. Непозволительная роскошь для короткого рассказа. Все эти заезженные штампы: «погожее и ясное» утро», «животворящий свет», «недавно проклюнувшиеся нежные жёлто-зелёных листья берёз», «далёкий безбрежный простор», «вдали, в голубоватом тумане, словно часовые, виднелись тёмные силуэты высоких елей»,  «с пронзительными криками парят белоснежные волжские чайки», «тёплый солнечный свет водопадом стекал с поникших берёзовых ветвей»,  «берёзка на крыше старой полуразрушенной церквушки, как бы приветствуя нас, помахивала тонкими ветвями», «уходило за линию горизонта багряное солнце» - не вызывают ничего, кроме зевоты.

Предложение – что-то безжалостно чистить, что-то «резать к чёртовой матери» (С). Долой описание трассы, сократить описание поселка и т.д.

3. МОРАЛИЗАТОРСТВО. В тексте многовато банальных оценочных сентенций: «одуряющее однообразие череды бесцветных дней обывательского существования», «я вдруг заметила, что стараюсь не думать, по ком звонит колокол», «На какую же ерунду люди зачастую тратят всю свою жизнь, - подумала я. А счастье рядом – достаточно лишь взглянуть в неопровержимо свободное небо»

Предложение – сказать можно то же самое, но слова желательно подбирать не такие избитые.

****************

Но, несмотря на все неровности и шероховатости, потенциал у текста есть, так же, как и у автора. В одиннадцатой сессии, на мой взгляд, это – самое яркое произведение.