Пасха

Ольга Мульченко
Чистый четверг... В печи весело играл огонь, облизывая только что подброшенные дрова. Я сидела у стола, на котором в полном рабочем беспорядке лежали разные листья (из березы, смородины, агруса, вишни и еще каких-то деревьев, которых я не знала), шелуха из лука, воск, кисточки, нитки... Тут же в тарелке лежали белые куриные яйца.
Мы с бабушкой как раз перебирали листья, когда она рассказала мне легенду, почему же на Пасху люди красят яйца.

...- И решила тогда Мария Магдалина пойти к самому императору римскому, Тиберию, рассказать о том, что Христос воскрес. По обычаю тех времен к императору без подарка не пускали, поэтому и взяла Мария с собой простое куриное яйцо – жила она бедно, больше ничего у нее не было.
- Император! – сказала она, поклонившись Тиберию. – Благую весть я принесла тебе! Учитель, Иисус Христос, воскрес, как и обещал, на третий день после своей смерти. Так как цыпленок разбивает скорлупу яйца, так и Он разрушил оковы смерти. Я своими глазами видела Его!
- Глупая женщина, не гневи меня. По моему приказу Он был убит, я видел, как задвигали камнем вход в пещеру, где Он лежал в гробу. Не может человек воскреснуть, этого не может быть! – ответил император. – Равно как и белое куриное яйцо в твоих руках не может мгновенно стать красным!
О чудо! Не успел Тиберий сказать эти слова, как яйцо в руках Марии стало цвета алой крови, и на нем горели золотом буквы «Х.В.», то есть Христос Воскрес!

- Бабушка, вот наверное, поэтому ты всегда на каждом пасхальном яйце пишешь сверху эти буквы!
- И не только я. Так все люди делают.
- А что мы будем делать с этими листьями?
- Мы сделаем «ленивые крашанки». – ответила бабушка, улыбаясь.
- Как это – «ленивые»?
- Так делают те, кто ленится рисовать узоры на яйцах. Мы привяжем  листья к нашим будущим крашанкам, потом сварим их шелухе лука. Яйца получатся рыжие, а на месте листочка останется белое пятно его формы.
- Баб, а давай не будем лентяйничать и раскрасим какое-то яйцо?
- Обязательно. У нас будут и крашанки, и крапанки, и писанки. Хочешь, и драпанки сделаем…
- Ой, а что это такое?
Бабушка обняла меня, погладила по голове и начала объяснять. Всегда удивляюсь, где у нее берется  столько терпения, чтобы мне так много рассказывать.
- Крашанки – это яйца, покрашенные в один цвет. Вот у нас будут с тобой рыжие «луковые» крашанки с узором – листочком, будут бордовые «свекольные» и желтые «апельсинные».  Их мы просто проварим в воде или с шелухой лука, или с кусочками и кожурой свеклы, или с коркой мандарина и апельсина.
Крапанки – это яйца с узором «в горошек». Смотри.
Бабушка приготовила два маленьких ведерка с купленной магазинной краской – желтой и красной. Потом отварила яйца, и еще горячими окунула половину в красную краску, половину – в желтую. Когда яйца обсохли, я под бабушкиным руководством начала капать на них где попало капли горячего воска, который она уже успела растопить. После этого «желтые» яйца пошли в «красное» ведерко, «красные» – в «желтое». А когда потом мы сняли с них воск, у нас получились такие интересные «веснушастые», «крапистые» яйца! Загляденье!
- Вот это и есть крапанки. – сказала бабушка.
- Ух ты! Смешные такие получились… Вон у этого яйца три точечки так стоят, словно два глазика и ротик….
- Вот теперь мы сделаем несколько драпанок… их не так легко делать, и для этого мне нужна дубовая кора.
Я быстро сбегала на гору и принесла бабушке коры. Яйца, которые варились вместе с ней, получились насыщенного коричневого цвета.
- А теперь, золото мое, бери большую иглу и будем «драпать», то есть выцарапывать узоры. Яйца у нас белые, и узор получится соответственного цвета. Белый – цвет чистоты, цвет божественности… Драпанки у нас получатся нарядные и празничные.
- А что мне нацарапать на яйце? – я хотела, чтобы мое яйцо было красивое-красивое.
- На пасхальном яйце можно выцарапать что угодно, но у каждого рисунка есть свое значение.  На носике яйца, как ты уже знаешь, нужно написать буквы «Х.В.». – Бабушка не теряла времени зря, и начала тут же выцарапывать их на своем яйце. Я старалась не отставать.  – Дальше уже – что твое душа пожелает… Можешь выцарапать голубя – это знак души. Ягодки, веточки, лоза, виноград – знаки плодородия… Дуб или его листок – знак силы и справедливости. Цветочки – знаки девичества. Вот на своем можешь их и выцарапать, кстати. А рядом сливку нарисуй – это знак любви, чтобы в паре была…
- Бабушка, а зачем ты сеточку царапаешь?
- А это знак судьбы… Я хочу, чтобы у того, кому это яйцо попадет, судьба хорошая была…
- А это что?
- Это хмель. Он обозначает изобилие и богатый урожай.
На своем втором яйце-драпанке я решила сделать геометрический рисунок. Нацарапала круг на «носике» яйца, а на другом конце -  треугольник. По окружности пустила квадраты и спиральки. Бабушка посмотрела на мою работу, улыбнулась и сказала:
- Вон какое у тебя яйцо символическое получилось! Прямо оберег.
- Правда? А какие же тут символы? Это же фигурки просто…
- Просто, да не очень. Вон круг – знак солнца, основы всего живого. Треугольник – бессмертие, квадрат – земля, спираль – плодородие. Еще бы рыбку сюда – она жизнь, воду обозначает – и настоящий тебе оберег.
Не прошло и пяти минут, как на моем яйце «заплавали» рыбки…
- Бабушка, а я вот подумала… наши крапанки – тоже символические?
- Да. Точечки – это знаки плодородия и хорошего урожая. Вот видишь, какая ты у меня умница, уже все знаешь…

***

- Ну что, внученька, устала? – спросила меня бабушка, вытирая руки полотенцем.
- Нет, что ты, баб! С тобой так интересно!
- Ну тогда сделаем самое трудное и ответственное дело – раскрасим писанки. Именно их мы и понесем освятить в церковь.
До самого вечера мы сидели с бабушкой на кухне, раскрашивая писаночки. Покрывали яйца воском, наносили узор, опускали яйцо в краску… Потом опять воск, узор, краска другого цвета… Казалось бы, это очень долго, утомительно и нудно. Но у меня на сердце было радостно от того, что я сейчас делаю такое яйцо, подобные которому показывают в музеях…

В пятницу по дому разнесся вкусный сладкий дух… На столе в кухне стали вряд паски, все как одна румяные и душистые, украшенные белыми косами из пресного теста и тем же знаком «Х.В.».
А на следующий день вечером мы с бабулей приготовили корзину – положили туда наши красивущие писанки, самую большую паску  и пошли в церковь… Я думала, что не смогу выстоять на службе всю ночь, но сна не было ни в одном глазу, так же как и усталости… А когда все люди вышли с храма, чтобы освятить паски, солнце подымалось, озаряя небо красным цветом, и  начали вдруг звонко петь птицы, приветствуя светлый праздник. Мы с бабушкой переглянулись, поприветствовали друг друга улыбкой и промолвили в унисон:
- Христос Воскрес!