Христиан. и мифолог. мотивы в творч. Леси Украинки

Василиса Бякина
Драматургия Леси Украинки справедливо считается венцом её творчества. Склонная к философским и общественным спорам, она очень ценила диалектику мысли, и в идейных конфликтах между её героями и героинями чувствуются отголоски событий и явлений, волновавших поэтессу.  Вершиной драматургии Леси Украинки стала драма «Лесная песня». Именно в этом произведении наиболее широко раскрывается талант поэтессы.
Лесная русалка Мавка -  является центральным образом в этом драматическом произведении. Начиная с первых страниц драмы, встречаешь новых героев, которые напоминают  небезызвестных персонажей древнегреческой мифологии. Русалка, Водяной, Тот, кто плотины рвёт, Потерчата, Водяной, Лесовик, Перелесник, Куц сродни духам природы, её живительным и плодоносным, а порой и разрушительным силам. Русалка, например, сродни нимфе, поддерживающей порядок в источнике.

Русалка:

Я расчешу запутанный ситняг. (Вынимает из-за пояса гребёнку из ракушки и расчесывает прибрежные травы.)

Водяной:

Ну, расчеши, я сам люблю порядок.
Чеши, чеши! А я тут подожду,
Пока работу кончишь. Да поправь
Кувшинки, чтобы ровно расстилались:
Ковер из ряски ты зашей, как надо,
Его порвал бродяга.

Образ самой Мавки на первый взгляд сродни дриаде. Матерью её будто является верба:
«…Из тростников слышен голос дудочки, нежный, переливчатый, и по мере того, как он растёт, развивается, - растёт, развивается всё в лесу.  Сначала на вербе и ольхе задрожали серёжки, потом берёза листвой затрепетала. На озере раскрылись белые лилии и зазолотели цветочки на кувшинках. Дикая роза раскрывает нежные бутоны. Из-за ствола старой, полузасохшей, расщепленной вербы выходит Мавка в светло-зелёной одежде, с распущенными чёрными, с зелёным отливом, косами, расправляет руки и проводит ладонью по глазам». 
Есть миф про дриаду Сирингу, которая убегая от козлоногого Пана, превратилась в тростник. По тексту Лукаш срезает тростник и делает из него дудочку, игрой своей привлекая любовь Мавки. Вначале героиня называет берёзу своей сестрицей, что естественно для дриады. В результате страданий из-за любви к человеку, она перерождается и становится бессмертной.
Далее по сюжету Мавка всё больше напоминает Персефону, дочь Деметры, богини земледелия из греческой мифологии. Персефона как подземная богиня ведает плодородием земли и одновременно продолжает управлять подземным миром, проявляя при этом милосердие по отношению к героям и другим мифическим персонажам. По сюжету она помогает крестьянам Лукашу и его матери. Прозерпину,  образ Персефоны в римской мифологии, обычно изображают с серпом в руках. В тексте присутствует момент, когда мать Лукаша даёт Мавке серп, чтобы она сжала ниву, но полевая русалка уговаривает её этого не делать. Даже образ Аида, повелителя мира мёртвых, здесь выражен Тем, кто в скале сидит:

«Я поведу тебя в далёкий край,
В тот край безвестный, к тихим, тёмным водам,
Что спят спокойно, как глаза умерших;
Немые скалы там стоят над ними
Свидетелями всех былых событий.
Спокойно там. Ни дерево, не травы
Не шелестят, мечтами не томят,
Неверными, бессонными мечтами.
Туда и ветер не заносит песен
О недоступной воле; не горит
Огонь палящий; молнии с разлёту
Ломаются о скалы и не могут
В твердыню тьмы и тишины пробиться.
Тебе и жить бы в том краю далёком:
Бледнеешь от огня, в движенье млеешь,
Твоё всё счастье – тень. Ты нежива!»

Параллельно наблюдается перекличка с ещё одним мифом. Некий Эрисихтон приказал срубить дуб в роще Деметры, из него полилась кровь, а ветви стали очень бледными. Это была кровь дриады. Богиня Деметра покарала осквернителя священного дуба Эрисихтона неутолимым голодом.  В тексте же многовековой дуб, который является местом силы для лесных русалок и дриад, губит Килина, жена Лукаша. В конечном итоге, она губит и вербу, в которую превратилась Мавка.

Килина:

Дай-ка я!

(Вырывает у Лукаша топор и широко замахивается на вербу.)
В этот миг с неба огненным змеем-метеором слетает Перелесник и обнимает Вербу.

Перелесник:

Я выручу тебя, моя голубка!

Верба вдруг вспыхивает огнём. Достигнув вершины, огонь перебрасывается на хату; соломенная крыша занимается, пожар быстро охватывает хату. Мать Лукаша и дети Килины выбегают из хаты с криком: «Горит! Горит! Спасайте, ой, пожар!..»
При этом главная героиня подобно Персефоне становится бессмертна.
Такие слова говорит Мавка в конце:

«О, не жалей моё тело!
Ясным огнём засветилось оно,
Чистым и ярким, как будто вино,
Вольными искрами к небу взлетело,
Лёгкою нежной золой
Ляжет, как в землю родную вернётся,
Новою вербою к солнцу пробьётся,
Новым началом конец будет мой…»

В русском народном сознании в связи с древними языческими традициями верба была символом весны. Это представление перекочевало в религиозное поверье. В христианской православной традиции верба отождествляется с пальмовыми ветвями, которыми приветствовал Иисуса Христа народ Иерусалима, и считается символом Его победы. На праздник принято освещать вербу и хранить ее дома весь год в переднем углу за иконами. В Вербное воскресенье был еще обычай стегать вербными ветками скотину, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Верили, что это добавит скоту здоровья и обережет от нечистой силы. Вербу давали съесть скоту перед первым выгоном на поле и веточки освещенной вербы клали в сараи и хлева. Интересно по сюжету, Мавка не раз называет вербу своей мамой и в конце сама превращается в это дерево. Кроме этого, она помогает людям, в данном случае Лукашу и его маме вести хозяйство.

Лукаш:    

Вы говорили,
Когда она пасёт коров, то больше
Дают удоя.

Мать:
       
Колдовское племя!

Лукаш:
   
И кто вам только угодит – не знаю!
Как хату ставили, то не она ли
Деревья приносила? Огород
С кем вы сажали? Кто засеял поле?
Когда-нибудь родило так, как нынче?
А видишь, как украсила цветами
Под окнами – и посмотреть-то любо!

Жертва Христа, совершённая во имя любви к людям и принесшая ему победу и бессмертие, у восточных славян олицетворяется с вербой. Объединяет же образы Христа и Мавки архетип Ребёнка: Иисус называл себя сыном Божьим, Мавка же по сюжету  - дочь вербы, тесно связанной в народном сознании с источником светлых сил, помогающим людям.