Глава 4. Дурь

Анатолий Аргунов
Лежа в постели, Савва Николаевич не мог отделаться от мыслей о Злате. Вот, пожалуйста, типично женский поступок: никакой логики. Савва Николаевич какое-то время тихо лежал, отгоняя от себя неприятные размышления, но они снова и снова всплывали в мозгу. «И чего я так сильно растревожился?» - не понимал  сам себя Савва Николаевич. - «Наверное, из-за Валеркиной подружки,  Дины. Да-а-а, точно из-за нее». В его усталой голове все завертелось, закружилось, как картинки в анимационном мультике. Савва Николаевич какое-то время пытался понять, что к чему, а потом неожиданно заснул.   Во сне как бы сам по себе возник образ Дины,  будто и не было несколько десятков лет  расставания.
 Они случайно столкнулись в студенческой столовой. Он, высокий худющий блондин с голубыми внимательными глазами, и она, тоже блондинка с роскошной стрижкой «каре», с томным взглядом, от которого у мужчин мурашки бегали по коже.
 - Здравствуй, - сказал Савва и невольно протянул руку.
- Привет, - ответила с улыбкой девушка. - Меня зовут Дина, подавая свою теплую ладонь.
- А меня Савва.
- Значит это о тебе, Валерий  говорил?
- И я тебя знаю, мне он  о тебе тоже рассказывал…
Они замялись, не зная, что еще сказать друг другу.
- Вставай впереди меня -  Савва показал на свободное место в очереди.
Дина улыбнулась и, изящно выгнув спинку, так что грудь слегка коснулась плеча Саввы, прошла  за узкую стойку, отгораживающую раздачу от зала столовой. Студенты, стоящие в длинной очереди, промолчали, хотя обычно не принято среди студенческой братии кого бы то ни было пропускать впереди себя. Так может выстроиться целая группа. Но тут другое дело. Очень уж красивая и эффектная была эта девушка - Дина.
- Что будете брать? - не поднимая головы от кастрюль, спросила полная, розовощекая раздатчица Серафима Поликарповна.
Именно так, а не иначе, она просила себя называть. Этим пользовались шустрые и хитрые  студенты, особенно когда были на мели.
- Серафима Поликарповна, - вежливо говорил кто-нибудь из них,  делая как можно более серьезное лицо. - Что посоветуете взять: плов за шестнадцать копеек или котлету за двенадцать копеек? Если хочется, а денег сами понимаете…
Серафима Поликарповна все происходящее принимала за чистую монету. Она, молча, брала тарелку и накладывала с горкой плова, да так, чтобы непременно попались  кусочки мяса  и со дна, где рис  потеплее, а  масла побольше. Такой тарелкой можно было троих накормить, но Серафима Поликарповна на вежливом и голодном студенте не экономила…
Дина взяла бифштекс с яйцом, жареным картофелем, фирменное блюдо в столовой. Такую роскошь  могли позволить себе  только  состоятельные студенты или преподаватели из числа аспирантов и ординаторов. Шутка ли сказать, порция тянула на тридцать шесть копеек, столько же, как целых три котлеты. Кроме всего,  Дина взяла кусочек бисквитного торта и стакан чая с лимоном. Чай в студенческой столовой стоил  три копейки, а с лимоном десять и всегда был хорошо заварен. Серафима Поликарповна старалась не экономить на студентах, она еще  девчонкой испытала  голод блокадного Ленинграда,  жалела их: студенты должны питаться хорошо, а горячий чай с хорошей заваркой и сахаром - основа здорового питания, считала она. Лимон же был для нее роскошью. Она так и говорила:
- А что лимон? Кислота одна, приятная, но кислота... Не завари  чай, пожалей  заварки, а кинь туда лимон, и что? Пить не будете, - вещала она  товаркам по смене. - Лимон кладут, у кого потребности в кислом есть. Я заметила: беременные и те, кто много курит…
- А почему так? - спрашивал кто-нибудь из них.
- Ну, беременные понятно, их на солененькое и кислое тянет. А вот кто курит - не понимаю, - Серафима Поликарповна мотала головой. - Может, чтобы зубы не чернели,  кислотой налет отмывают... Вот чего не знаю, врать не буду. Только точно заметила: если  курит женщина, всегда час с лимоном заказывает. Хоть и десять копеек, дорого, а заказывает.
- Дина, садись вон за тот столик у окна, там Женька Вельяминов  мне место держит, - и Савва показал в сторону своего приятеля, который уже поел и терпеливо дожидался друга, сохраняя ему место…
В обеденное время с местами была напряженка. Савва, чтобы не ударить в грязь лицом перед девушкой, взял себе тоже бифштекс, булочку, только чай без лимона: денег не хватило. И так почти на полтинник набрал.
За столиком они разговорились. Оказалось, что Дине уже двадцать пять. Она  училась на врача, но вынуждена была уйти.  Срочно нужны были деньги: мама у нее серьезно заболела.
- Нашли онкологию, прооперировали. Лечение хоть и бесплатное, но хорошие лекарства просто так не достать,  только по блату... А раз блат, значит плати. Денег у матери таких не было. С моим отцом она разошлась еще в молодости… Я его даже не помню… Пошла к декану, тот пожалел меня, оформил медсестрой  в отделение нейрохирургии. Там доплата за вредность, да и вообще на хирургии платят  побольше. Вот так я оказалась медсестрой… Учебу, конечно,  пришлось забросить: дежурства через ночь, не до учебы.
Дина допила свой чай. -  Теперь ты обо мне все знаешь, Савва, из первых уст.
- Дина, а что с мамой?
Дина как-то отрешенно посмотрела на Савву:
- Она умерла, год назад… Метастазы пошли во все органы, не удалось остановить…
- Извини, я не хотел… - начал было оправдываться Савва.
- Да нет, что ты, Савва, все как в жизни... Близкие, к сожалению, уходят, не спросив нас…
Они замолчали на какое-то время, думая каждый о своем. Но студенчество тем и хорошо, что о грустном не дают долго думать друзья или  приятели. Студенчество как единый неделимый организм, живет по своим законам: оно помогает, но оно и отторгает все ненужное, плохое и наносное… Слава студенчеству!
После той встречи Савве никогда больше не довелось поговорить с этой красивой  и умной девушкой, а увидел ее в последний раз уже в гробу. И надо же было так случиться, что через много-много лет Савва узнал о ней почти все…
К Савве Николаевичу, уже известному к тому времени торакальному хирургу, привезли по «Скорой» умирающего от легочного кровотечения худого, изможденного мужчину. По документам он числился Панкратовым Сергеем Константиновичем, сорока семи лет от роду. Диагноз: «фиброзно-кавернозный туберкулез». В графе профессия стоял прочерк. Да собственно никаких письменных подтверждений его профессии опытному доктору Мартынову и не нужно было. Достаточно посмотреть на татуировки пациента: свободного места на коже почти не осталось. А главная - бубновый туз в витиеватой рамочке - располагалась на левом плече, верный признак, что он не просто бывший зек, а серьезный пахан из уголовной элиты.
Так оно  и оказалось. После тяжелой операции по удалению  всего  правого легкого, которую искусно провел Савва Николаевич, Панкратов три дня провел в реанимации. Медсестры уже и не надеялись, что он встанет, но к удивлению всех,  пациент ожил и  пошел на поправку. И почти сразу его стали навещать хорошо одетые в импортные костюмы молодые люди. Однако,наколки на руках  и суровые взгляды выдавали их зековскую принадлежность. Удивительно, но  вел себя бывший заключенный исключительно тихо. Никто не слышал от него плохого слова и уж тем более - мата, что для русского зека вещь весьма нехарактерная. Одним словом, через полтора месяца, больной Панкратов поднялся с койки и стал ходить с помощью медсестры.
Как-то ближе к вечеру в дверь кабинета Саввы Николаевича постучались.
- Войдите, - коротко сказал Савва Николаевич, склонившийся над историями болезней.
Вот работа врача! Мало того, что соперироровал  больного, жизнь спас, так и  еще потом в подробностях все записать, что да как. «Не для себя. Для прокурора», - учил когда-то его, еще начинающего хирурга, более опытный доктор Шмелев Лев Александрович, царство ему небесное.
Хлопнула дверь. Савва Николаевич поднял голову и удивлению его не было предела. Перед ним стоял больной Панкратов, без медсестры, костылей,  один, стоял и держал в руках пакет.
- Можно?
- Проходите, садитесь вот сюда, - и Савва Николаевич показал на стул около стены, напротив него.
Панкратов сел.
- Здравствуйте, доктор.
- Здравствуйте, Сергей Константинович.
У Саввы Николаевича было правило - всех своих больных он называл по имени-отчеству и обязательно на «вы». Во-первых, показать всем окружающим и самим пациентам, что они для него равны; а во-вторых, это знак  уважения  и доверия. Ну, а в-третьих, между ним и пациентом всегда есть дистанция, которую не следует нарушать. Никакого панибратства. Вот, если конкретно сформулировать, принципы врачебной этики доктора Мартынова.
- Уже на ногах? Я рад, что пошли, но рановато, рановато, Сергей Константинович, - первым начал разговор Савва Николаевич.
- Лежать долго - пролежни получишь, - попытался отшутиться пациент.
Они оба улыбнулись.
- И то верно.
Савва Николаевич любил эти неожиданные экспромтные знакомства и общения  с людьми, когда ты не зашорен на заранее предусмотренную протоколом беседу и, следовательно,  всегда есть возможность импровизации… В таких разговорах человек становится искренним, открывает себя, иногда столь широко, что удивляешься собеседнику. Надо бы поменьше, может и прекратить рассказ о себе, но человека уже понес поток откровенности, и пока он не выговорится - останавливать бесполезно. В таких  разговорах  доктор Мартынов старался быть до конца открытым, не прятаться за  известной формулировкой: «Больной должен знать о своей болезни столько, сколько нужно, вернее то, что хочет доктор». Савва Николаевич относил себя к сторонникам  школы древних эскулапов:  хороший врач должен привлечь на свою сторону больного, вдвоем легче побеждать болезнь. Поэтому Савва Николаевич не скрывал от пациента правду о заболевании, но делал так, чтобы она не навредила, а настраивала на лечение. Уныние, пессимизм - самые плохие помощники врачу, считал доктор Мартынов.
- Вот  пришел к вам, Савва Николаевич, чтобы поблагодарить зато, что вы не отказались меня оперировать. Результат вы видите сами - я на ногах…
- Это моя работа, - коротко ответил Савва Николаевич.
- Э-э-э, нет, - усмехнулся больной. - Работают многие, Савва Николаевич, а вы исцеляете. Вы - талант. Другой сколько ни работает, а результат нулевой. В общем, вот…
Панкратов  достал из пакета  бутылку дорого марочного коньяка, поставил на стол.
- Это вам от  меня, в знак благодарности.
- Но я же не беру подношений -  ответил Савва Николаевич.
- А это не подношение, это  коньяк. Его пьют и закусывают лимоном или шоколадом.
Тут Панкратов, пошарив в пакете, достал плитку шоколада и лимон.
- Можно начинать, - пошутил Савва Николаевич.
- Если есть стаканы, - оценив юмор, в тон ему ответил пациент.
- Отчего же, найдутся.
Савва Николаевич, не вставая, открыл дверцу стоящего рядом шкафчика и достал две  мензурки.
- Можно из них, они стерильные. Наливайте, а я пока скальпелем лимон порежу.
Там же в шкафчике нашлась чашка Петри.  Савва Николаевич положил в нее лимон, который ловкими  и выверенными движениями хирурга разрезал  на тончайшие ломтики.
- Да вы, Савва Николаевич, специалист не только в хирургии, - удивился Панкратов.
- Жизнь всему научит – усмехнувшись, ответил доктор Мартынов.
- Верно!
Разлив ароматный коньяк по мензуркам, Панкратов коротко произнес: - За ваши золотые руки!
- За моих учителей! – в тон ответил Савва Николаевич.
Они чокнулись, улыбнулись друг другу, как старые знакомые, и дружно выпили. Савва Николаевич взял тонкий ломтик лимона и с удовольствием отправил его в рот, наслаждаясь контрастом вкусов выдержанного коньяка и лимона. Приятное тепло медленно разливалось по всему телу.
- Ляпота! - произнес он коротко, давая понять, что коньяк очень хороший, а ему очень приятно это импровизированное застолье.
Панкратов   развернул обертку шоколадной плитки, с трудом  отломил кусочек твердого, как уголь, шоколада и положил его на язык.
- Вы, смотрю, лимон любите?
- Со студенчества. Одна моя знакомая всегда пила чай с лимоном. Я сперва не понимал, зачем, а потом распробовал, оказалось это так вкусно. С тех пор пристрастился к лимонам.
- И у меня была знакомая, она тоже любила лимоны. Ее звали Дина. Красивая была женщина!
- Извините, Сергей Константинович, Дина, Вы сказали?
- Да, Дина. А что вас смутило?
«Не может быть. Хотя парность случаев в теории вероятностей рядовое явление», - пронеслось в мозгу  Саввы Николаевича.
 - Дело в том, что мою  знакомую, которая очень любила чай с лимоном, тоже звали Диной, - ответил Савва Николаевич, как-то странно улыбаясь при этом. - Вот я и подумал о совпадении… Надо же, как вышло!
- Постойте, постойте, доктор! Вы же учились в Питерском меде?
- Да, ну и что?
- А в каком году? - не отвечая на вопрос доктора Мартынова, продолжал допытываться  Панкратов.
- С шестьдесят шестого по семьдесят второй.
- Так-так… А как фамилия вашей знакомой Дины? Вы не вспомните?
- Нет. Но кажется какая-то прибалтийская: не то Каустайтис, не то Канданакис… - не совсем уверенно ответил Савва Николаевич.
- Может, Кайдунате? - с каким-то внутренним напряжением спросил  Панкратов.
- Верно, Кайдунате! Из Литвы.
- Вот оно что… - удивленно протянул посетитель, а потом неожиданно предложил, - Может, еще по одной? Как у нас русских принято говорить: «На одной ноге не ходят»?
- Верно, верно. А еще есть присказка, ее любил повторять мой хороший знакомый:  что самое долгое ожидание, это ожидание между первой и второй рюмкой.
Они снова чокнулись и выпили. Савва Николаевич  только  часть мензурки: он все же при исполнении. Гость же  лихо опрокинул свою, и опять отломил кусочек шоколада.
- Неужели такой жесткий? - спросил Савва Николаевич, видя, с каким трудом ломается плитка.
- Это шоколад особый, настоящий, для летного состава. Мне друзья несколько плиток привезли, чтобы быстрее поправлялся…
- А-а-а, а, то-то я смотрю - обертка странная…
- Значит так, Савва Николаевич, мы говорим об одной и той же  Дине - Дине Кайдунате!
Савва Николаевич встал, прошелся по тесноватому кабинету, подошел к окну и стал смотреть на улицу, словно там он мог найти подсказку, что ему делать:
- А вы знаете, Сергей Константинович, что Дина погибла?
- Да, знаю.
- И как погибла?
Савва Николаевич резко повернул голову и посмотрел в глаза больному. Тот не опустил, выдержал взгляд:
- Что об этом сейчас говорить, доктор? Стоит ли ворошить прошлое?
- А когда? Когда время узнать, как погибают друзья?
- Она была вашей любовницей? - спросил Панкратов.
- Нет, не была... Но это не имеет значения... Она была девушкой  моего друга...
Панкратов какое-то время сидел молча, опустив голову. Потом поднялся,  налил до краев мензурку и выпил коньяк, на этот раз не закусывая.
- Доктор, а теперь послушай меня, - перешел вдруг на «ты» Панкратов. - Только не перебивай, прошу как человека!
Савва Николаевич ничего не ответил, так и остался стоять у окна.
- Мы с Диной родились в маленьком литовском городке Лида, учились в одной школе. Я старше ее на три года, но из-за болезни отстал и оказался с ней в одном классе. Влюбился почти сразу. В общем, не давал ей прохода. Она, понятное дело, сначала не замечала ни меня, ни моих ухаживаний. В то время это было  не принято. А потом она как-то даже подружилась со мной, оценив, видно, мою настырность. Так или иначе, мы стали встречаться, ходить на танцы. Я к тому времени уже стал настоящим лидером местной шпаны. Меня боялись, если что не так - бил беспощадно. Бог силу дал не мерянную. Это я сейчас доходяга, от ветра шатает, а тогда мог голыми руками гвозди гнуть. Дальше - больше. Втянулся в темные дела, потом случайно в драке убил одну сволочь. По малолетству осудили только на шесть лет, четыре отсидел - выпустили. Вышел с зоны, приехал домой, а Дины нет. Говорят, уехала в Ленинград, в мединститут поступила. Я с зоны не писал, думал, не навредить бы. Время такое было: кто из родственников или знакомых в тюрьме - и тебе хода не дают. В общем, поехал я в Питер, нашел Дину, но отношения не налаживались. Она мне как-то говорит: «Не порти мне жизнь. Ничего у нас с тобой не получится. Ты не бросишь своих друзей, а я не хочу такой жизни». Поссорились, одним словом, и сильно. Я обиделся, но виду не подал. Думаю, погоди, сама приползешь, на коленях.
Тут мне подстатило: в стране возникла потребность в наркоте. Иностранцы зачастили в Питер, особенно из Скандинавии, а там давно молодежь «села» на наркоту. Изобрели новую дурь, «ЛД» называлось. Ну, и наши, из продвинутых, стали пробовать... Появился спрос... А где взять? Старые марафетчики поумирали, новых еще не было... Вот я и встал во главе питерского дела по дури. Сначала трафик шел из Швеции, потом круг расширился  - Англия, Франция, другие страны втянулись. Сам понимаешь, не всегда удачно дело ладилось... Погранцы не дремали, перехватывали партии и тогда в городе наступал кризис... Где взять? Стали решать через знакомых фармацевтов, больницы, «Скорую помощь». Медленно, но верно налаживали поставку морфий через врачей, медсестер. Вот тут-то и представилась возможность проучить Дину. По моему заданию фарцовщики  привлекли ее как эксперта. Не помню, что они там втюхивали по тем временам  народу:  то ли юбки польские, то ли косметику, а может еще что… Дина охотно согласилась: приработок не мешал студентам… Приняла все за чистую монету, мол, земляки, и все такое. Потом незаметно подсадили ее на наркоту, сперва на «колеса», потом и на морфий перевели. Процесс, что называется, пошел... Дина стала наркоманкой, мне  же хотелось, чтобы она на коленях приползла ко мне и стала умолять меня  о дозе... Но не дождался... Сильной оказалась... А когда полюбила какого-то студента, извини, док, подумал о тебе... В общем, как подменили. -  Все - говорит моим подручным - бросаю наркоту; ваши товары и деньги мне не нужны,  оставьте меня... Но раньше, чем она нас решила  бросила, мы мать ее навестили, лично я  сам  приехал в Лиду…
Тут Панкратов сделал паузу, налил новую мензурку коньяка и, не предлагая Савве Николаевичу, молча выпил.
- Мать Дины взял в обработку, заставил письмо написать, что она тяжело заболела и ей нужны деньги на лечение. Для верности справку в больнице достал, диагноз рака пищевода состряпали, печать для верности  пришлепнули, и отправили Дине. Через неделю братва передала, что Дина сама пришла, просит денег - пять тысяч. Машина по тем временам столько стоила, если помнишь? Я распорядился дать, ну, а потом дело техники: перешли на шантаж... В итоге Дина сломалась:  стала для нас морфий воровать с работы, там у них на нейрохирургии клондайк был. Вот тут-то мы с ней и встретились. Назначил ей встречу в Пушкине, на квартире одного моего подельника, Сержа Хромого, любителя поэзии, отличного гитариста и певца. А как он стихи читал! Особенно Есенина представляешь. Плакала ко всему привычная братва, для которых человека убить, что комара прихлопнуть. В общем, приехала: красивая, статная, похорошела за эти годы так, что глаз не отвести. Сергей, отпетый бабник и наркоман, и тот оробел: необычайной красоты, неземной, Земфира какая-то, так и сказал мне, когда встретил Дину. Я приказал нас двоих оставить  в квартире, для разговора без свидетелей. Вхожу, Дина меня как увидела, побледнела жутко и говорит: «Понятно, откуда ветер дует». «Главное - в чьи паруса», - отвечаю. А она: «Но только не в твои». Я говорю: «Посмотрим». И к ней бросился, стал раздевать... Думаю, тоже мне, недотрога, а студенту недоноску за просто так отдаешься. А она ни в какую. Раза два так меня ногой саданула, искры из глаз. Женщина, когда  не захочет, ее невозможно  изнасиловать. И тут надо же такому случиться умудрилось:  схватила вазу с комода, огромную такую, хрустальную, и что было  силы, ударила меня по голове. Я на какое-то время отключился, а когда пришел в себя, Дина уже у двери пытается открыть и убежать. В ярость я впал неимоверную. Как дернул ее за руку, она головой, прямо виском, об острый угол комода ударилась. Ойкнула и медленно  сползла на пол. Я подскочил, смотрю, а у нее зрачки сузились, и вся она как-то обмякла. Я скорее искусственное дыхание делать, растирать грудную клетку - ничего не помогло. Умерла. Заплакал… Последний раз в жизни плакал в тот день, верно никогда уж  больше не заплачу. А тогда…
Он взял бутылку с коньяком и, запрокинув голову, припал к горлышку. Савва Николаевич все так же неподвижно стоял у окна, не проронив ни слова. Он словно окаменел от услышанного. Как теперь поступить с этим человеком, которому он еще недавно спас жизнь? Схватить! Тряхнуть так, чтобы разошлись швы в легких, и он захлебнулся бы собственной кровью? «Бесы, это бесы во мне говорят. Это они, проклятые, меня искушают», - почему-то подумалось ему в ту минуту.
- Что дальше? - просипел Савва Николаевич, едва сдерживая себя. - Ну, говори, говори! Не тяни!
- А все. Заметать следы начали, увезли ее на машине Сержа в парк, закопали в низине под опавшими листьями. Не стало Дины. Вот и все, док, можешь теперь меня убить. Я готов и прощения просить не буду… - Панкратов опустил голову на стол. - На, режь. Хочешь, нож свой дам? Он всегда со мной.
Савва Николаевич наконец очнулся и вышел из ступора.
- Вам пора в палату, больной. Вы сильно переутомились. Я сейчас позову санитарочку, она вас проводит.
- Нет, док, я сам. Скажи, что было дальше  с ее парнем?
Возникшая было у Саввы Николаевича неприязнь к человеку, погубившему Дину, стала понемногу утихать. Да и то, что с него теперь взять? Живет, может, последние дни. «После таких операций, какую перенес этот Панкратов, обычно вообще не выживают. Ему повезло, да и я постарался. А может зря? Господи, не дай мне во мщение войти!» -  мысленно успокаивал себя Савва Николаевич. Наконец он полностью овладел собой.
- Что стало с ее парнем? - переспросил он. – По твоей вине три человека оказались вычеркнутыми из жизни. Нет, Валерий, мой друг  жив, здоров, мы с ним видимся. Работает, а вот семью не создал, живет один. Гулял как-то с ним по набережной Невы,  он мне и говорит: «Выхожу из дома, брожу по улицам, народ толкается туда-сюда, а у меня впечатление такое, словно я один одинешенек, на всем Васильевском острове». Вот так и живет, с болью в сердце.
- Извини и прости, если можешь, док…
Панкратов тихо развернулся, медленно побрел  к выходу, не оборачиваясь, открыл дверь и вышел.
Через неделю больного Панкратова выписали. За ним приехали на роскошной иномарке с московскими номерами все тех же двое молодых бравых ребят. Они уверенно, как хозяева,  вошли в больницу в своих длинных черных пальто, нагруженные кучей коробок. Остановились около поста медсестры:
- Мы за Панкратовым. Он выписывается сегодня.
- Здесь, в семнадцатой палате, ждет вас с утра. Сейчас позову.
- Нет, мы сами. А это вам от нас подарки: печенье, конфеты, кофе.
Положив коробки на стол, они направились  в семнадцатую палату.  Через какое-то время оттуда вышли уже трое, вместе с ним. Проходя мимо поста, Панкратов остановился.
- Савва Николаевич, где?
- На операции.
- А-а-а. Ну, вот, тогда передайте ему это, - он протянул медсестре тонкий конверт. - Спасибо всем за все... А Савве Николаевичу поклон отдельный…
И компания  медленно зашагала вниз по лестнице.
В конверте оказался кусочек бумаги,  оторванный от сигаретной пачки. На ней карандашом было написано: «Если понадоблюсь - позвони». И стоял номер телефона. «Для блатных я - вор в законе, по кличке «Адмирал».  Запомни, может, пригодится. Панкратов».
Савва Николаевич повертел в руках  послание бывшего пациента - зека и кинул обрывок  в корзину с мусором. Не мог он принимать никакие преференции от блатного, тем более - искалечившего жизнь его друга, Валерки Маркасова.
К середине дня, когда солнце ярко светило в окна, Савва  Николаевич проснулся, посмотрел на часы и удивился: проспал аж целых семь часов. Давно со мной такого не происходило, удивился сам себе Савва Николаевич.
Вечером уже сидя в поезде, Новороссийск-Санкт-Петербург и перебирая в памяти все, что с ним случилось за эту неделю, Савва Николаевич, невольно перенесся мыслями к своему внуку, Дениске. Как-то он там? Что-то молчит. Сессию не сдал, пошел работать на кафедру внутренних болезней, санитаром – это хорошо, послушался деда. А дальше, что же с ним будет? Как бы не натворил бед, и Савва Николаевич опять стал думать о внуке…