Матвей Захарович Борода

Лев Полыковский
       "...Потом мы шли между рядами захоронений, которые относятся к недавнему времени. Я увидел памятник с надписью "Матвей Захарович Борода". И припомнил историю сорокалетней давности.
       Матвей Борода был начальник промкооперации в Толочине. Человек очень деловой, компанейский, Обзавелся связями. И пошел наверх по служебной лестнице. Сначала в Орше, а затем и в области стал начальником системы кооперации.
Дальнейшие события чем-то напоминают историю заведующего знаменитого Елисеевского магазина в Москве. Только тот снабжал московских, союзных начальников. Вероятно, не забывал и о себе. А Я подули чуть-чуть другие политические ветры, его одного выставили виноватым. И чтобы не говорил лишнего, не обливал грязью высоких начальников приговорили к высшей мере и быстренько приговор привели в исполнение.
Борода снабжал областное и республиканское начальство. И тоже не забывал о себе. Когда потерял чувство меры, поступил приказ: "Взять". Это судебное дело тогда называли "Бородинским побоищем". Люди знали, как много известных фамилий может всплыть во время судебного заседания. Но Матвей Захарович на суде не говорил лишних слов. Вероятно, надеялся, что "друзья" не оставят в беде. "Друзья" облегченно вздохнули, когда Матвей Захарович получил то ли двенадцать, то ли пятнадцать лет северных лагерей. Но время пролетело, и Борода должен был выйти на свободу. И здесь приключилась история, о которой я знаю в разных пересказах. Возможно, все это только разговоры. Перед освобождением кто-то из руководства колонии позвал к себе Бороду и сказал "Отсидел ты от звонка до звонка Давай выпьем за твое освобождение". Матвей Захарович выпил рюмку, а ночью умер от сердечной недостаточности. Вероятно, кто-то очень боялся, что Борода выйдет на свободу и заговорит.
— Опасный был человек для своих бывших "друзей", — сказал я.
— Никакой он не опасный, — ответил Леня Лившиц — Вышел бы из колонии и молчал Он же умный был Все понимал.
Родственники ждали Матвея Захаровича домой, а привезли его в цинковом гробу...
     Аркадий Шульман "Последняя Остановка" - "Мишпоха", 2006, № 18, С. 85.

На фото см.: Слева направо: Соня Самуйловна, жена Матвея Бороды, участник Великой Отечественной войны Матвей Захарович Борода, Тося Самуйловна, сестра жены.