Далекий берег

Николай Тернавский
                Далекий берег
- Вот вы говорите: “Бог… Бог” -  и все немеет и цепенеет перед этим словом. Как будто оно страшилище какое-то…
- Нет, Бог – это Вселенная, живая, дающая законы. Это – благость, милосердие… - Говорит Александр, поднимая вверх голову. - Любовь… Любовь всепрощающая.
Мы стоим перед воротами, кругом тишина. Вдаль к расплющенному горизонту уходит линия берега. Все молчит, озабоченное великой благоговейной тайной, мыслью непостижимой – “Что есть Бог ?..”- повторяет Саня.
Твердь небесная, усеянная барашками облачков, окрасилась в медь, пурпур и золото. Я стою под этим необъятным куполом и думаю – “Стучать или пройти мимо?” Временами я ощущаю единение с его душой, говорю себе: «Это и есть церковь духовная». И так легко, спокойно и радостно становится.
-Бог – это душевный покой в хаосе и смятении суетной жизни. Это – сила и воля, неподдающаяся осознанию. Это милость бессмертного существа к муравью.
Он смолкает, а небеса продолжают согласно внимать ему.
- А может быть, Бог – это высший разум, установивший законы природные и душевные, и ему нет никакого дела до человека, его страданий, души?.. Ведь сколько людей страдают без всякой вины. – Говорю я, и небо отвечает холодным медным блеском.
- Нет, нет… Бог, Христос. Он всегда рядом с человеком, он любит нас и всегда готов по молитве помочь.
- Хорошо тебе, Саня, что ты веришь в это, я не могу…
- Но почему?.. Да, Христос предостерегал от ереси фарисейской. От нее до поклонения Сатане всего лишь шаг. Даже меньше… А ты веришь в существование Сатаны ?
- Хм…- я не мог скрыть усмешки. – Не знаю.
- А зря ты об этом не думал. Он есть, он вездесущ. Я знал о нем с детства. И ты знаешь, к чему я пришел?.. Он способен принимать любой образ, превращаться в брата, сестру, мать… О нем надо помнить всегда и не идти на искус.
Прощаемся и расходимся по домам, но в душе спустя много лет отзывается теплым воспоминанием тот вечер, когда мы говорили с Александром о Боге и небо внимало нам.