Допрос особо не вели

Инесса Завялова
   1
   
 
   Дедушку своего помню отчетливо и ясно. Высокий. (Его рост: метр девяносто,так всегда говорила моя троюродная сестра Лариска.Она знала обо всех все, я же была частенько ведома ею). Так вот, помню,что волосы у дедушки - светлые, соломенные, их цвет оставался таким все время, которое я знала дедушку. Дед был мужик крепкий, здоровый. У него не было лишнего веса - он был тучный в меру.Карие глаза проницательные, немного строгие.
  Все летние каникулы я проводила в маленькой деревеньке Большие Трояны, Кировоградской области. Бабушка с дедушкой жили очень хорошо. Душа в душу, ладно и мирно. Бабушка была маленькая, хрупкая - божий одуванчик.
  Огромное хозяйство, дом светлый, добротный, большой огород.Просторный двор, на котором всегда зеленела травка - был свой, родной и до боли любимый. По вечерам мы сидели на лавочке и слушали, как квакали лягушки и шумел ветер.Кваканье лягушек было не такое как везде,оно было особенное,мягкое доброе мелодичное. Смотрели на звезды.Небо было темным и сверкающим.Такого неба больше не было нигде. Ночи летние теплые,но очень темные.
 Днем дед Николай подолгу засиживался в своем сарайчике - мастерской. Там было много интересных предметов. Но попасть туда было крайне сложно. Детей в мужской мир не пускали. Дед был мастеровой.Он умел все.Он был хороший гончар,один и единственный на селе и сапожник, и ко всему еще и пчеловод.
  У дедушки Николая была смешная особенность - он прятал под подушку витамины, и выдавал их мне по одной в день, боялся, чтобы не дай Бог лишнюю не съела. Чтоб аллергии не было. Еще он пил много лекарств,при том как-то не от болезни, а так на всякий случай,так думали мы с сестрой. Поскольку его крепкая физическая сила порой нас пугала не на шутку.
-Какой же твой дед крепкий и большой,-протяжно замечала Лариса.
   Однажды  мы  с сестрой,  в окошко подсмотрели, куда дедушка прятал деньги.Произошло это случайно.Умысла у нас не было. Мы с троюродной сестрой Лариской немного похулиганничали. Достали спрятанные деньги и разложили их по разным карманам, коробочкам. Себе не взяли ни копейки. Дед поднял на ноги весь дом, и находил с бабушкой деньги в разных местах. Сосчитал их и решил хорошенько подумать, чтобы это могло значить.
  Нас вычислили позже, и не наказали. Допрос особо не вели. Нам было лет девять, не больше. Мы все сами разболтали, похвастались соседским детям,что мы деньги спрятали.Ну,а там уже дело техники,народ в деревне не молчаливый.
  Дедушка был очень трудолюбивый и заботливый. Дедушка и бабушка тихонько посмеивались над нашей проделкой.
-Ишь, какие умные,проказничать решили ,значит не воришки, а хулиганы домашние, ясно,-протяжно щурясь и внимательно рассматривая нас сказал дед Николай.
-Ладно,разберемся,с чего это вы обе такие умные?
Вот и все дедовское замечание.
  Дрова в его сарайчике всегда были порублены и аккуратно сложены. Не было дела, которое бы он не знал и не умел по хозяйству. Везде в доме, даже в подвале и на чердаке был идеальный порядок.
   Дедушку тревожила рана. Ранение на войне. Нога периодически набрякала и не давала покоя.   

  Отец моей мамы  был гончаром.Гордость деревни. Единственный мастер в округе,он вместе с братом Семеном лепил горшки и кувшины из глины,к нему стекались толпы людей. Николай был хорошим ремесленником, гончаром, сапожником,а также портным -  шил заячьи шапки и держал ульи,знал пчеловодство. Имел восьмерых детей и прошел всю войну.
 В деревне никто и никогда не мог сказать о нем ничего плохого,говорили только хорошее.Юрченко Николай был хорошим отцом и хорошим дедом.Когда моим родителям понадобилась помощь,он сразу же приехал в Закарпатье со своим сыном Василием и помог строить дом.Моя мама Евгения обожала своего отца.Мой отец Андрей очень уважал дедушку,они часто вдвоем засиживались до темна на лавочке,во дворе,в Троянах и говорили о всяком, разном,о секретном, о войне и о тяжелых жизненных временах.Нас детей-внуков в эти разговоры не пускали.И, наверное, это было правильно.Я будучи ребенком никогда не слышала бранной речи с уст дедушки или бабушки,да и позже, во взрослой жизни знала,что семья мамы и семья моего отца Андрея не сильна на крепкие, грязные слова.И слава Богу!Ведь словесная чистота- это тоже важно и нужно.
 Ушел дед Николай из жизни при странных обстоятельствах.Зимой провалился в пруд и не смог выбраться из -за огромного веса своего тучного тела.Его рост был 1м.90см. Карабкался долго и напористо, исцарапал все руки. Нашли замерзнувшего. Шел пешком в другое село,  решил сократить дорогу,пошел через пруд. Стояла крепкая зима с морозами и вьюгой,ставок был покрыт толстым слоем льда. Никто не мог понять,почему  в тот день,  он странно оделся: костюм, ордена, и снял все деньги со сберкнижки - все было при нем.
-Хотел купить скотинку на весну,- говорила бабушка. А вот почему был при таком параде одет, было  непонятно. 
-Да давно никуда  в люди не выходил, все дома, да дома, по хозяйству. Шел ведь на другое село. Вот и при параде,-объясняла тетя Ксеня,сестра дедушки.   
   Бабушка долго горевала, была очень перепугана таким уходом дедушки.Долго молилась. И приняла странное решение -  бабушка не водила нас внуков на кладбище к могилке дедушки. Бабушка считала, что детям ушедшие ни к чему,вернее не ушедшие, а момент кладбища,момент конечного.
-Дедушку нужно хранить в сердце своем, - живого. Детей должна интересовать жизнь и все, что с ней связано. И не погружаться в события прошлого, в события ухода человека из жизни,-так она сказала своим детям и нам внукам.
Тему эту никто не поднимал.Бабушку слушали все беспрекословно.

  Дед  был человеком спокойным, молчаливым,твердым и глубоко  верующим. Он не курил и пил крайне редко. Пьяным его никто никогда не видел. С женой никогда не ругался.Домосед,дедушка не любил без надобности по селу ходить.Но дом его всегда был открыт для гостей. Все его дети выбились в люди.У всех высшее образование.
   Мой дед категорически запрещал мне любую физическую работу. В доме деда  за все время летних каникул, я не прикасалась ни к какому физическому труду. Запрещал брать ножницы, иголки, любые острые предметы,работать в огороде: сапать, копать и так далее,готовить кушать. Все знали об этом запрете деда, но никто не спрашивал почему. Единственное утешение - я могла выпасать коровку вместе со своими двоюродными,троюродными сестрами.И то, мне пришлось умолять дедушку, разрешить  быть пастухом,ну хотя бы на время. Я была первой внучкой Мастера гончарных дел - Николая. Мне было пятнадцать, когда дедушки Николая не стало.

  Я часто казнила себя за проделку с деньгами,но позже,будучи взрослой,стала понимать,что без денег никак.И считают деньги все,и возможно,хранят деньги в потаенных местах.Правда,у всех понятие денег разное.Одни рады крохам и бережно к ним относятся,другие... сколько ни есть - все мало.Ну... какие могли быть деньги у сельских стариков,да еще... и в советское сложное время? 
 
 

    2
 
  Все летние каникулы, каждый год, я проводила в селе. Большой стол, дед  режет огромный хлеб, который бабушка только что испекла,борщ вынутый из печи, запах парного молока,и самое главное, вдоволь меда - во всем этом жизнь, что-то важное и настоящее.
  Это было давным - давно теперь все иное.