Бурые пятна истории или сколько стоит воздух

Андрей Бухаров
Субботним утром, 10 апреля 2010 года весь мир облетела страшная и невероятная новость – при подлете к Смоленскому аэропорту, в результате авиакатастрофы, в полном составе погибла польская правительственная делегация во главе с президентом страны Лехом Качиньским.
Расследование причин катастрофы вели лучшие польские и российские специалисты, которые свои выводы изложили в пространном отчете. Тем не менее, внимание к трагедии, несмотря на прошедшее время, не только не ослабевает, оно усиливается.  Польский кинорежиссер Петр Матвейчик, учитывая огромный интерес поляков, снимает художественный фильм об авиакатастрофе под Смоленском. Решение снять такую картину он принял из-за политических распрей, которые развернулась в Польше вокруг этой трагедии. Что касается российско-польских отношений, то определенные силы, пользуясь пробелами в научных знаниях, о которых пойдет речь ниже, пытаются поссорить две соседних республике Беларусь страны.
При этом  многие обстоятельства трагедии остаются без внимания, а тем временем всего за одну  апрельскую неделю 2010 года, произошел целый ряд авиакатастроф от Мексики до Китая. Разбился даже самолет французской национальной пилотажной группы Патруль де Франс, где, как известно,  все летчики асы.
Что же стало истинной причиной ошибки польских пилотов?

Обстоятельство первое – воздух в кабине самолета.
Исследования современных ученых установили, что  даже небольшие изменения в химическом составе и физических свойствах воздуха очень сильно влияют на работоспособность людей, снижая ее, аналогично  алкоголю.
Вот свежий пример: Министр финансов Японии Соити Накагава  появился на недавнем международном саммите Большой семерки  в Риме в состоянии, сильно  напоминающем  алкогольное опьянение, результатом разразившегося скандала стала отставка министра, при этом сообщалось, что японская делегация провела более 15 часов в самолете и прибыла на саммит перед самым его открытием. Данных о том, что министр финансов высокоразвитой страны систематически злоупотреблял алкоголем нет, да и едва ли такое возможно, тем не менее для подтверждения правильности высказанного предположения следует обратиться к истории второй мировой войны, когда в вооруженных силах Японии, в условиях нехватки абсолютно всего, существовало движение «тейсинтай», вошедшее в историю благодаря летчикам-смертникам «камикадзе», заключавшееся в том, что японские военнослужащие, ценой своей жизни должны были уничтожать дорогостоящую военную технику противника: танки, самолеты, корабли. Для этого было разработано специальное  вооружение, в том числе  миниатюрные подводные лодки, обладавшие фантастической для своего времени скоростью и управлявшиеся человеком. Как известно, победы Японии они не принесли и причина здесь не в отсутствии боевого духа у самих смертников, этого у них было с избытком, а в техническом несовершенстве использовавшейся техники. Субмарины того времени, использовавшиеся как носители управляемых людьми торпед, имели весьма слабые системы кондиционирования воздуха,  если добавить к этому полагавшуюся водителям торпед перед последним боем чашку сакэ, то становится понятным причина, по которой эффективность боевого применения человекоторпед, оказалась на уровне обычных, снабженных простейшим автопилотом, изобретенным еще в 19 веке Уайтхедом.
Предвижу законный  вопрос: а при чем здесь японский министр финансов, он же не на подводной лодке добирался в Рим?  Дело в том, что современные самолеты, как и субмарины, имеют герметичную кабину, в которую  во время полета нагнетается воздух, забираемый из компрессорной части двигателей. Перед тем, как попасть в кабину он фильтруется, однако по своему химическому составу и в первую очередь по содержанию в нем углекислого газа, он значительно уступает свежему забортному воздуху, очевидно поэтому,  случаются  аварии воздушных судов,  обусловленные абсолютно нелепыми ошибками пилотов. Что касается польского самолета, он, в отличие от обычных рейсовых самолетов, использовался периодически, поэтому не проветривался, как обычные рейсовые самолеты, при посадке и высадке пассажиров, а стоял с герметично закрытыми дверями достаточно долго, посадка высокопоставленных пассажиров, происходила не из накопителя аэровокзала, а по мере их прибытия, что и могло, в силу вышеуказанных обстоятельств, стать причиной ошибки пилотов и отвечавших за безопасность полета лиц, находившихся на борту.

Обстоятельство второе – воздух за бортом самолета.
Содержание углекислого газа в земной атмосфере неуклонно растет, за последние сто лет оно выросло более чем вдвое. Подписанный рядом государств Киотский протокол предполагает сокращение промышленных выбросов в атмосферу так называемых «парниковых» газов, в число которых входят углекислый газ и метан, однако эти же газы в атмосферу поступают и из других источников – сельское хозяйство их выбрасывает в атмосферу не меньше чем промышленность. Основным же источником формирования современного состава атмосферы является не человек, а глобальная глубинная дегазация Земли, имеющая  космическую природу. Даже если человечество прекратит всякую хозяйственную деятельность глубинная дегазация Земли все равно даст прирост углекислого газа и метана в атмосфере.
Если еще раз вернуться к аварии под Смоленском, то можно заметить одну весьма важную деталь – время  и место трагедии схожи с другой катастрофой 2008 года, в которой погибли высокопоставленные польские офицеры. Совпадение по месту и по времени заключается в том, что обе аварии произошли вблизи тектонических разломов, где глубинная дегазация Земли особенно интенсивна – в первом случае это долина крупной реки Одра (Одер), а во втором реки Днепр, на берегах которой стоит Смоленск, по времени же обе трагедии приурочены к сейсмическим ударам, если в польской аварии это были относительно небольшие подземные толчки, то в последнем  случае геологические стихии разыгрались не на шутку – сильное землетрясение в Китае, катастрофическое извержение вулкана в Исландии, парализовавшее работу многих европейских аэропортов. Открытие сейсмически обусловленной глубинной дегазации Земли было сделано советскими учеными Уломовым и Султанходжаевым, в результате многолетнего наблюдения за содержанием газов в геотермальных водах и исследования обстоятельств Ташкентского землетрясения 1966 года. Очевидно,  что глубинная дегазация Земли далеко не безобидна для техники, так как даже небольшие количества посторонних газов в воздухе способны замедлять горение топлива, чувствительно снижая при этом мощность двигателей, летчики, по незнанию этой особенности приземного слоя атмосферы,  пытаются дополнительной подачей топлива увеличивать тягу двигателей, что приводит к обратному результату. Даже если потеря мощности небольшая, в отдельных случаях, как например, при посадке польского самолета в условиях ограниченной видимости, это незнание может привести к трагедии.
Еще один факт далекого 1966 года – незадолго до землетрясения, в Ташкенте проходила встреча на уровне глав правительств по урегулированию конфликта в Кашмире, стороны с большим трудом, пришли к мирному соглашению, сразу по завершении переговоров 11 января, премьер министр Индии Лал Бахадур Шастри умер - не выдержало сердце….
О том,  как могут использоваться в политических целях различные природные явления, говорит такой факт: в августе 1572 года, накануне события, известного под названием Варфоломеевской ночи, отдельные, особо бдительные  парижане  заметили на одежде гугенотов, прибывших в Париж для празднования примирения после очередной войны, бурые пятна, которые, как впоследствии выяснилось, были образованы плесенью. Тем не менее, гугеноты были заочно обвинены в убийствах, в результате резни, организованной Екатериной Медичи и Гизами, только в Париже погибло около 3000 человек. Известия о Варфоломеевской ночи были с одобрением встречены в Риме и Мадриде, но вызвали озабоченность в Англии, Германии, Речи Посполитой и даже у царя Ивана Грозного.   Аналогичные события произошли в 1994 году в Руанде, сразу после того как в авиакатастрофе погиб президент страны, началась межэтнические столкновения, унесшие более миллиона человеческих жизней. Видимо смоленская  трагедия не последнее «бурое пятно» в истории….
Что же касается ответа на вопрос «Сколько стоит воздух?...» попытаюсь  ответить кратко: - он стоит ровно столько, сколько мы о нем не знаем, а жизнь польского президента и его спутников,  при всем трагизме случившегося 10 апреля 2010 года,  всего лишь мелкая разменная монета в плате за «бесплатный» воздух….
Нужно ли платить за воздух и где взять денег на это?  Думаю, те 120 миллионов долларов, которые сейчас ряд европейских стран готовы направить на формирование в Беларуси дееспособной политической оппозиции, смогли бы обеспечить материальную основу серьезных исследований, способных  убрать немало потенциальных «бурых пятен» из  будущей истории, да и практическая польза от этих исследований могла бы быть существенной, ведь воздух в качестве окислителя используется  не только в авиации…   

               
Источники информации:
1. Бухаров А.В. и др. О некоторых вопросах обеспечения безопасности полетов в неблагоприятных условиях// Сборник «Известия Белорусской инженерной академии» № 1(15) /3 2003 С. 193-195.
2. Бухаров А.В. Почему так опасен полет?.//Рэспублика 25.09.2004г.
3. Бухаров А.В. и др. О влиянии геологических явлений на работу воздушного транспорта // Сборник «Известия Белорусской инженерной академии» № 1(19) /5 2005 С. 97-100.
4. Ёкота Ю. Субмарины-самоубийцы. — М.: Центрполиграф, 2005
5. Гурина И.В. Кто ответит за духоту в помещении//Химия и жизнь 2010 № 2
6. Сывороткин В.Л. Глубинная дегазация Земли и глобальные катастрофы. М 2002 г.
7.
Об  авторе.
Бухаров Андрей Владимирович, родился 17 октября 1957 в Ташкенте.
Окончил с отличием Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского Союза Конева И.С.,  адъюнктуру при Пензенском высшем артиллерийском инженерном училище им. Главного маршала артиллерии Воронова Н.Н., Центральный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области патентной работы (ЦИПК) в  Москве.
Лауреат Выставки достижений народного хозяйства СССР 1988 года. Имеет правительственные награды СССР.
Автор ряда рационализаторских предложений, изобретений  и  полезных  моделей в Республике Беларусь и Российской Федерации.
Публиковался в журналах «Техника и вооружение» «Изобретатель», сборниках Белорусской Инженерной Академии, газетах «Во славу Родины» и «Рэспублика».
Научный сотрудник Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, научно-производственного предприятия «Станция слежения за приземным слоем атмосферы».