Стальная опора глава 12

Валерий Афанасьев
                12.

Разбудил меня Нимли. Точнее его голос, доносящийся из-за полога палатки.
- Что за срочность? Приходите позже. Мастер Вик лег за полночь, дайте ему немного отдохнуть.
Другие голоса ему неуверенно возражали. Смысл этих возражений сводился к тому, что они бы и рады прийти позже, но никак не получится.
Интересно кто там и почему не получится? Я выглянул из палатки – чуть поодаль стояли тесной группой охотники нанятые Растой. Судя по всему, шум создавали именно они.
- Что случилось? – я вышел из палатки. Вставать и в самом деле было пора. На сегодня планировалось много дел, время убегало безвозвратно. Сколько его осталось до набега? Судя по всему не больше недели.
- Да вот, не хотят уходить, - Нимли кивнул в сторону охотников.
- Так в чем проблема? Пусть остаются. Или их оплата не устраивает?
Судя по одобрительному гомону, с этим проблем не было.
Наконец один из охотников вышел вперед и начал говорить.
- Рассчитались с нами по-честному, как и было уговорено. Вот эти деньги, - охотник протянул мне мешочек с золотом.         
Ничего не понимаю. Охотники решили отказаться от оплаты? Тогда почему золото отдают мне? Я перевел взгляд на Нимли. Судя по всему, тот тоже не знал в чем дело.
- Вам не нужны деньги?
- Деньги нам нужны. Но мы хотели попросить о другом. Позвольте нашим семьям укрыться в долине. Скоро сюда пожалуют тилукмены. Куда нам идти? Княжества далеко, Абудаг еще дальше, в империю нас могут не пустить.
Здесь они правы. Будь они хотя бы ремесленниками. Крестьяне и охотники не слишком желанные гости в империи. Особенно вот так – на время. Земледелие подразумевает под собой оседлость – привязанность к своей земле. Лишней земли в империи нет, охотников же и своих хватает.
- Решили укрыться за спинами гномов? – я нахмурил брови. – Думаете заплатить золотом за их кровь?! Отсидеться в тылу?!
Охотник неуверенно переминался с ноги на ногу.
- Гномы все равно будут оборонять долину. Мы видим – они серьезно готовятся к этому.
Охотник был не совсем уверен. На его взгляд их предложение было выгодно всем, а я вдруг возражаю. Так-то так. Вот только теперь в ход идут совсем другие мерки.
- Гномы не наемники, за деньги свои услуги по защите не продают.
Может я погорячился, говоря за всех? Не знаю - говорю что думаю, во что верю, и что считаю правильным.
Охотник совсем растерялся: «Так значит нам уходить? Совсем?».
- Зачем же совсем? Я думаю, условия вашего укрытия в долине можно обсудить.
Охотник посмотрел с надеждой, и я прояснил: «О деньгах речи быть не может. А вот если вы встанете плечом к плечу с гномами и поможете отбивать набег…? Тогда, я думаю, можно говорить о том, что ваши семьи могут укрыться в долине».
Я обернулся к Нимли и спросил вполголоса: «Как думаешь, остальные гномы согласятся»?
- Будут ли люди сражаться? – неуверенно возразил Нимли.
- Будут. У них будет хороший стимул – их семьи за спиной. Сражаться они будут не за нас – за себя.
- Тогда я за.
Я тоже был за. Думаю, со всех окрестных деревень наберется не менее сотни лучников. Такое подкрепление совсем не было бы лишним. Остается лишь уговорить остальных гномов. Чувствую, это будет непросто. Гномы не слишком дружны с людьми. И это при том, что они совсем не злопамятны, любят пошуметь, но и только. В общем, дело иметь с ними можно.
Охотники посовещались между собой.
- Мы согласны, - огласил их решение тот, что вел переговоры.
- Да, деньги заберите, - я кивнул на мешочек с их заработком, - вы их получили до заключения договора.
Собственно никакого договора пока не было. Не уполномочен я, принимать такие решения. На мой взгляд, они выходят ха рамки взятых на меня обязательств по обороне долины.
- Так мы едем за семьями? – обрадовался охотник.
- Подождите. Ответ будет через час.
Охотники расположились здесь же, готовясь ожидать.
- Нимли, срочно отправляй курьеров. Надо созвать совет из тех старейшин, которые находятся здесь, пригласи также старшин гильдий и …. В общем, сам реши, кого еще надо пригласить из самых уважаемых гномов. В течение часа мы должны решить – предоставим ли людям убежище в долине.
Нимли начал отдавать распоряжения, молодые гномы срывались с места и разбегались по лагерю в поисках участников будущего совета.
Понимаю – неполный состав совета старейшин делает наше решение спорным, каким бы оно ни было. Что поделать? Принимать решение надо срочно.
Гномы собрались через полчаса. На раскачку времени не было, я сразу перешел к делу.
- Уважаемые мастера! Не будем затягивать наше совещание. Понимаю, что многие дела из-за того, что мы здесь собрались, будут отложены или пойдут не так хорошо, как хотелось бы, но вопрос срочный и решить его сам я не могу. Точнее не имею такого права. Речь идет о том, чтобы предоставить убежище в долине людям из ближайших деревень на том условии, что все взрослые мужчины примут участие в отражении набега. Понимаю, что у вас найдутся возражения, но прошу учесть, что среди них много охотников. Лучники нам совсем не помешают. Подумайте о том, что мы тем самым сохраним жизни многим гномам.
Гномы молчали – невероятно. Наконец один из них решил уточнить: «А что будет потом? После набега».
- На ваше усмотрение. Я думаю, люди захотят вернуться в свои села. Это в том случае, если нам удастся отразить набег.
Последнее я добавил для пущего эффекта. Ситуация действительно не так хороша, чтобы разбрасываться возможными союзниками.
Как ни странно, первым отозвался мастер Айран – командир мечников: «Хорошие стрелки могут подстрелить десяток другой тилукменов, когда мы пойдем в атаку».
Я посмотрел на него с одобрением. Соображает он в правильном направлении, а для командира это немаловажно. Вот только парой десятков подстреленных тилукменов там не обойдется. Стрелки могут принести гораздо больше пользы.
Другие гномы зашумели, участвую в обсуждении. На удивление, возражающих было немного, да и те, пошумев для порядка, присоединились к большинству. Решили, если люди будут биться – убежище им предоставить.

День оказался богатым на сюрпризы. Охотники отбыли к своим семьям. Перед их отъездом я нашел Расту и договорился о том, чтобы охотникам выдали верховых лошадей из числа тех, что они пригнали в лагерь. Раста неодобрительно поворчал, но спорить не стал. У меня были на счет именно этих охотников определенные планы, и без хороших коней здесь никак. Я отозвал в сторону того из них что вел со мной переговоры и начал разговор.
- Поскольку договор заключен, можете считать себя принятыми на службу. Возражения есть?
- Нет, мастер Вик. Только как же наши семьи?
- Это делу не помешает. Сейчас Вы, как и собирались, отправляетесь по домам. Речь о том, что будет потом. А вот потом возвращаться в долину как раз спешить не надо.
Охотник посмотрел на меня с непониманием, и я поспешил объяснить.   
- Семьи можете отправить сюда, вместе с другими желающими искать укрытия в долине на известных тебе условиях. Сами же разобьетесь на группы по три-четыре человека и устроите скрытое наблюдение за местностью. Как только появятся тилукмены, сразу скачете сюда и присоединяетесь к нам.
Охотник на минуту задумался что-то прикидывая.
- В лысой балке можно притаиться, и в рощах есть несколько удобных мест. Сделаем, - приняв решение, он посветлел лицом. Задание было ему понятно и с его точки зрения осуществимо.
Узнать заранее о том, что тилукмены на подходе будет полезно. А кто лучше знаком с местностью, чем местные охотники? Лучших разведчиков мне не найти.
- Они не сбегут? – спросил Нимли, глядя вслед удаляющимся охотникам. Не должны. Но расслабляться не будем. С завтрашнего дня организуй службу наблюдения. Выбери места повыше на скалах и расставь там гномов – не менее трех сменных постов.
- Это дело, - согласился Нимли. – Можно будет ребятишек наверх загнать, пусть окрестности осматривают.

Работы в лагере продолжались своей чередой. Только я собрался на планомерный обход всех участков, как внимание мое было привлечено появившимся в лагере фургоном.
Фургон был огромный – размером с те, в которых гномы перевозят свои походные кузни. Тащило его десять быков к ряду. Впереди шествовал молодой гном, погоняя быков и задавая им направление. В этом не было ничего необычного. Необычным было то, что фургон появился в первой половине дня. Обычно обоз приходил вечером и состоял из нескольких фургонов, порою до десяти, а иногда и больше. Этот же фургон был одиночным.
Молодой гном остановился на въезде в лагерь и о чем-то расспросил первых встречных. Интересно, кого он ищет? Я остановился, наблюдая за продвижением фургона. Странно, он приближался к моей палатке. К кузнецам – правее, к плотникам – он должен был свернуть раньше. Куда он направляется?
- Хоти, хоти, - закричал погонщик, останавливая быков, фургон заскрипел тормозами и замер как раз напротив меня. Интересно.          
Полог зашуршал и на землю спрыгнул…. Это был тот самый мастер, который изготавливал арбалеты. Вот ведь неугомонный старик. Глаза его горели огнем жизни, на подвижном лице отражалась постоянная работа мысли. Сам он был не так широкоплеч как большинства гномов, но энергичен не по годам.
- Здравствуйте, мастер Лорти! Рад Вас видеть! - поприветствовал я старого гнома.
Его энергия и целеустремленность, его живость характера, внушали мне искреннее уважение.
- Ой-хо-хо! Сколько гномов собралось в одном месте, а меня до сих пор не было.
Я улыбнулся, ох уж этот неугомонный Лорти.
- Мастер Лорти, Вы знаете, как я рад Вас видеть, но все же. В Ваши годы лучше сидеть на месте. Да и арбалеты нам нужны. Кто их будет делать?
- Ха, с арбалетами все в порядке. Уж я об этом позаботился, прежде чем направиться сюда. Эти невежи пытались меня не пустить в обоз. Но, Лорти еще и сам не разучился выбирать дорогу. Мой младший внук, - Лорти кивнул на молодого гнома, хлопотавшего около быков.
- Рад. Но зачем было приезжать сюда? Вы извините меня, Лорти, но Вы староваты для того, чтобы участвовать в битве. При всем моем уважении.
- Староват?! Это я-то староват?! Я не смогу участвовать в битве?! А что ты скажешь вот на это?
Лорти откинул парусину на фургоне.
Вот это да. На треноге стоял…. Не знаю, как лучше назвать это устройство. Пожалуй, назову его станковый арбалет, чтобы было понятно, о чем идет речь.
Я запрыгнул в фургон. Устройство было красиво. Это был увеличенный в несколько раз арбалет, закрепленный на треноге. Он легко вращался на шарнирах, поворачиваясь в двух плоскостях. Для взвода использовался реечный механизм с шестеренчатым редуктором из двух шестерен. Да его сможет взвести даже ребенок. Вместо тетивы – о чудо тонкий металлический трос. Гномы только-только начали его производить. Где Лорти успел его выцепить?
- Откуда?! – я был удивлен, и было отчего.
- Ха, кто мне рассказывал про виды арбалетов? А если ты про железный канат, то, как ты думаешь, кто его начал производить в Лопре?
Увидев мое удивление, гном добавил: «Нет, не я. Заказ достался моему племяннику».
Лорти, что и говорить, молодец. Не думал, что наша с ним получасовая беседа об арбалетах обернется таким образом. Я приложился к прикладу – немного неудобно. Ах да, Лорти делал его под свой рост. Ему он будет в самый раз.
- А болты?
- А как же.
Лорти протянул мне болт – скорее это было небольшое копье. Болт был больше метра длиной и весил килограмма полтора. Убийственная штука. Таким запросто вышибет всадника из седла или прошьет его насквозь.
- И на сколько он бьет? – поинтересовался я.
- Шагов на пятьсот. Проверено.
Неплохо. Это примерно на четыреста метров. Причем болт такой массы опасен даже на излете, а уж метров за триста будет эффективен наверняка. Очень неплохо.
- Ну как? Хорош? – поинтересовался мастер.
- Хорош, - я был вполне искренен. - Только я бы добавил одно дополнение.
- Какое? – заинтересовался Лорти. Его живые глаза горели любопытсвом.
- Направляющую лучше сделать под три болта, с небольшим рассеиванием. На дистанции в сто шагов болт такой массы не обязателен. Можно было бы метать крупные болты на дальнюю дистанцию по одному и средние на дистанцию до двухсот шагов, но по три штуки сразу.
- Дельно, - согласился мастер, - обязательно переделаю направляющую под три болта.
- Отличная вещь, нам надо таких как можно больше.
Лорти насупился, отвернулся от меня. Обиделся старик? На что?
- Я приехал участвовать в битве, а не делать арбалеты, а ты меня опять в кузню отправляешь.
Вот оно что. Я улыбнулся.
- Хорошо, мастер, Вы будете участвовать в битве. Поставим Ваш арбалет на возвышенности. Но разве такому мастеру пристало быть простым стрелком? Вот если бы командовать десятком таких арбалетов?
- Так это же совсем другое дело. Скажи скорее, где здесь стоят кузни. Нельзя терять времени.
- Курьер Вас проводит мастер.
Фургон Лорти двинулся к участку лагеря, занимаемому кузнями, я же обернулся к Нимли и попросил: «Пошли еще одного курьера. Этого к старшине кузнецов. Пусть все свободные кузнецы переключаются на изготовление арбалетов мастера Лорти».
Вот оно – то чего нам так не хватало. Станковые арбалеты были гораздо легче катапульт и проще в изготовлении. И при том имели уверенный радиус поражения в двести-триста метров.