Чернобыль - 9

Малин -1
                ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ  СТАНЦИЯ  ... ЧЭС...






                ИЗ  ИНТЕРНЕТА


                ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА  О  ПРИПЯТИ...





               

   Однако стоит обратить внимание, что в Ипатьевской летописи упоминается и о городе Стрежеве. Упоминание датируется 1127 годом. Дело в том, что Стрежев, его детинец, расположен несколько выше (в 2-х верстах к северу, на горе) от Чернобыля по правому берегу реки Припять, в урочище, которое, по воспоминаниям старожилов, до последнего времени называется тем же именем.
   Существуют исторические записи, что еще в конце 19-го века на месте Стрежева были видны земляные укрепления, валы, рвы и курганы времен Киевской Руси.
   В то же время нельзя не упомянуть и о другой гипотезе возникновения Чернобыля. Древнейший историк Геродот в своих исследованиях и описаниях Скифских племен указывает, что на территории, расположенной выше впадения в Днепр реки Тясмин территория (Черкасской области) лежали страны Андрофагов (людоедов) и Меланхлевов (черноплащников). Страна Меланхлевов, была единственной территорией на землях современной Украины и Белоруссии, где коренное население, в отличие от окружающих, в течение своей истории предпочитало носить черные одежды. Ряд историков-исследователей древней Руси считают, что своим происхождением названия города "Чернигов", "Чернобыль" обязаны именно привычке населения "черноплащников".
   Чернобыль в XIV - XV веке

   Главный период истории Чернобыля совпадает с татаро-монгольским нашествием. Местоположение Чернобыля относительно крупных городов и поселений того периода истории Киевской Руси, его отдаленность от них, лесистая, болотистая местность, покрытая значительным количеством малых и больших рек, позволило городу, вскоре после его захвата татарскими полчищами, возродиться. В хронике Стрыйновского можно прочесть о воеводе хана Батыя -Кайдане, который, услыхав, что Жмудский князь Эрдзивилл овладел разоренным Батыем русскими княжествами Новогрудским, Подляшским, Брестским, Дрогическим и др., послал к нему своих басканов требовать дани и сам двинулся против него войсками. Эрдзивилл отказал в дани, а пошел с собранным им русскими, эсмуйдскими и литовскими войсками к Кайдану на встречу. Противники сошлись на том месте, где Припять впадает в Днепр. Под прикрытием лесов Эрдзивилл неожиданно напал на татар и разбил их. Это была первая победа русской Литвы над татарами в первой половине XIII в.
   Границы Киевского государства были опоясаны укрепленными пунктами, т. е. впереди мирных поселений выдвинуты были "замки". Наличие замков в то время еще не означало прочного заселения территорий, прилегающих к ним. Вокруг замков были пустынные степи, по которым могли двигаться, хотя и с минимальной свободой, группы кочевников. К числу таких городов относились Киев, Житомир, Овруч, Чернобыль, Канев, Остер, Любеч и ряд южных городов степной зоны Украины.
   По существующим источникам в период с 1473 по 1482 годы Чернобыльский замок был разрушен. В уставной грамоте Литовский король Сигизмунд I, 8 декабря 1507 года предписывает, чтобы в Чернобыле, как в пограничном городе ".., люди церковные, княжеские и панские отбывали недели" - несли стражевую службу. Привлекаемых к несению службы не имели права заставлять работать на земле, а использовались они "... за гонцов, как было при великом князе Витольде...".
   Уже в 1523 году Сигизмунд I жаловал грамоту киевскому землянину Дмитрию Ивашенцовичу на Чернобыльский замок - "... ижъ онъ тотъ замокъ сваими тежъ лидьми робилъ". Король дал этот замок Ивашенцовичу в правление на 2 года, после того как им владели Михайло Панша и Криштоф Кмитич. Именно они и считаются держателями Чернобыля ("держание" - период владения Чернобыльским замком, согласно заранее оговоренным условиям от одного до двух лет). Таким образом, можно установить, что период первого "державица" Чернобыльского замка относится к 1521 году. С этого времени принято считать и создание Чернобыльского повета. В литовский период деление земли на поветы обуславливалось потребностями замковой службы, С возникновением замков к ним начинали «приписывать» окрестные села и селения.
   Быт древних жителей города Чернобыль

   Особое место в жизни Чернобыля и его обитателей играла Припять, которую можно было назвать кормилицей. Из-за низкого плодородия почв жители вынуждены были на судах, плотах зарабатывать себе на хлеб. В 1526 году Сигизмунд I адресовал грамоту всем киевским боярам, в которой предоставлял возможность владеть Чернобыльским замком на известных условиях "... а вы могли тот замок держати по году, а иные по два подле данины нашое". Исходя из содержания этой грамоты, можно сделать однозначный вывод, что никто иной, а только киевские люди проявляли заботу об обороне своих земель и, что строительство Чернобыльского замка осуществлялось именно киевскими боярами за их же счет, ибо в грамоте сказано "... што есьмо дозволяли вам замок у Чернобыли збудувати вашим накладом..."
   Первая характеристика Чернобыльского замка датирована 1552 годом. Именно в этот период берут начало так называемые "люстрации", т. е. описания государственного имущества или финансовых и военных целей". Размещался он в устье реки Уши, при ее впадении в Припять. Обнесен со степной стороны ровом. глубиною в две сажени. Площадь замка 22х17 сажен. На его территории в то время размещались 18 различных строений и две сторожевые башни. Замок был построен из сосновых бревен.»… Замок Чернобыльский …людьми тутышними господарскими, а земельными и церковными… роблен с дерева соснового, не облепливан…».
   В глазах литовского правительства Чернобыльский замок не имел большого стратегического значения, и из-за этого поставки ему в вооружении были незначительны. В 1552 году в Чернобыле было 196 домов. Население насчитывало 1372 человека, из них 63 бояре и их семьи, 1160 -мещане. Поселение вокруг замка называлось местом (городом). Подобно замку оно также было окружено укреплением - острогом (т. е. валом, на котором установлена ограда из дубовых кольев с необходимым количеством ворот). Укрепления острога редко защищались. При нападении врага люди покидали свои жилища и стекались в замок. Величина острога была ограничена и не могла вместить в себя всего населения городской общины. В Чернобыле "широкость", т. е. длина всего укрепления вокруг, составляла 370 сажень. Острог вмещал в себе не более 50 домов. В 1562 году король Сигизмунд Август предоставил Чернобыльский замок в пожизненное пользование Скумину Львовичу Тышкевичу. Возмутившиеся киевские бояре (по причине того, что на их средства замок строился, долгое время содержался и приносил им немалые доходы в виде податей и т. п.) потребовали возвратить старую форму владения замком. Этот вид правления был восстановлен лишь после смерти Тышкевича (погребен в Киево-Печерской лавре), но только на 4 года. Уже 10 июля 1568 года Сигизмунд Август выдал грамоту, подтверждающую землянам Богдановичам - Круневичам право на владение селами: Водовичами и Олексичами, в обмен на их имения, лежащие в окрестности Чернобыля, и пожалованные Филону Кмите - "... пану Филону Семеновичу Кмите замок наш Чернобыль на вечно". С этого периода Чернобыльское правление со стороны держателя становится вечным и наследуемым. С введением такой формы владения Чернобыль прекращает свое существование как повет.
   Уже в 1569 году постановлением Люблинского сейма "Чернобыльский повет инкорпорирован к Киевскому староству". В этом же году подписанием Люблинской унии между Литвой и Польшей Киевские земли отходят под владения Польши, чем заканчивается Литовский период истории Русского государства. С принятием политической унии в 1569 году открылась возможность широкого расселения народов в пустынные земли севера и юга Украины. Попав под Польское владычество, Украинские земли получили более надежную защиту от разрушительных, испепеляющих набегов татарских полчищ, ибо и в это время они были столь же опустошительны, как в ранний период.

Рисунок одежды жителей древнего города Чернобыль
Мешканці Воровицького товариства, які піднімаються на верхівки сосен для збирання меду з бортей. Д.П. Де ля Фліз. Альбоми. Серія "Етнографічно-фольклорна". Том 1., с. 240. - Київ, 1996 р. Материалы сайта - www.ukrfolk.com.ua


   Заселение людьми Чернобыльского края после Люблинской унии 1569 года можно проиллюстрировать следующим цифрами: если в 1545 г. в нем было только 32 сельских поселения, то в 1625 году коронованных - 6, церковных -25, частных- 78. В королевских польских привилегиях Чернобылю предоставляется право городка.
   Городок становился маленьким самостоятельным королевством. Его правитель обличим привилегией брать в свою пользу "мыто" - пошлину со всех продуктов, привозимых на рынок для продажи, и с доставляемых на судах к пристани и т. п. Сам Чернобыль становится центром староства. Польская шляхта, прибрав власть в свои руки, продолжила закрепощение крестьян. Они должны были отрабатывать 1 -2 дня в неделю панщину. Кроме этого, с крепостных изымалась денежная и натурная дань. Большие подати и повинности, связанные с содержанием замка, несли также и ремесленники. От правления рода Кмитов, еще уважавших свое русское происхождение (Филон Кмита в свое время был уже воеводой Смоленским), власть над Чернобылем переходит в руки шляхтичской династии Сапегов. Князь Лука-Ян Сапега, женившись на дочери Кмиты Софие, унаследовал Чернобыль.
   Чернобыль в XVI - XVII веке

   В 1660 году он основал в городе доминиканский монастырь, при котором открыл школу с целью обратить православное население в папскую веру.

жители села Шепеличи Чернобыльского товарищества
Мешканці Чорнобильського та Шепелицького товариств. Д.П. Де ля Фліз. Альбоми. Серія "Етнографічно-фольклорна спадщина". Том 2., с. 450. - Київ, 1996 Материалы сайта - www.ukrfolk.com.ua


   В 1649-1650 гг. в Чернобыле были расквартированы литовские войска во главе с Лукой-Яном Сапегой. Весной 1651 года 2 тысячи повстанцев во главе с М. Поповичем изгнали вражеские войска из городка. Вскорости в Чернобыль вступил Киевский полк повстанческой армии Богдана Хмельницкого под командованием А. Ждановича. В мае этого же года под Чернобылем состоялось крупное сражение между польско-литовскими войсками и казацким полком Семена Гаркуши, который продвигался от Овруча к Чернобылю на соединение с Киевским полком. Он увенчался победой казаков. Но уже через месяц под натиском армии Радзивила, которая двигалась на Киев, полк А. Ждановича был вынужден покинуть Чернобыль...
   Во время восстания крестьян на Правобережной Украине 1665 года войска под командованием овручского полковника Децика на некоторое время освободили Чернобыль. После Андрусевского перемирия между Россией и Польшей (1667 г.) Чернобыль остается под властью Польши. Отсюда шляхтичи не раз совершали набеги на Левобережную Украину, которая входила в состав Российского государства. Так, в январе 1669 года отряд полковника Я. Пиво напал на город Нежин. Со времени организации польским королем резиденции польско-казацкого гетьмана в Дымере (первым был Брацлавский полковник Гоголь - в 1676 году), прилегающие местности должны были поставлять контингент казаков для борьбы с Москвой и Турцией. Чернобыль лежал почти в центре польско-казачей территории и многократно подвергался разорительным казачьим постоям. Имеющаяся запись губернатора Чернобыля Ивана Юрьевича Скорульского (датирована 1685 годом) гласит, что полковник Криштоф Лончинский расположился в Чернобыле с лагерем "... а иные ели, пили, а своим коням приказывали давать корм в излишестве, затем перед выступлением непрошеные гости пускались в грабеж". Сапеги владели Чернобылем до конца XVII столетия.

Внешний вид жителей Чернобыля
Мешканці Чорнобильського товариства. Д.П. Де ля Фліз. Альбоми. Серія "Етнографічно-фольклорна". Том 1., с. 238. - Київ, 1996 р Материалы сайта - www.ukrfolk.com.ua


   После смерти Луки-Яна Сапеги Чернобыльское староство переходит к его сыну Казимиру - Павлу, далее внуку - Яну Фридриху - Канцлеру Литовскому, умершему без потомства. По праву наследия Чернобыльское староство переходит к сестре Яна Фридриха Сапеги - Сесилии, которая была замужем за шляхтичем Яном Карлом Ходкевичем. От Яна Ходкевича город наследуется его сыном - Адамом-Тадеушем Ходкевичем - воеводой Брестским, а затем его внуком Яном-Николаем Ходкевичем. Несмотря на то, что история Чернобыля середины XVIII столетия пронизана пламенем народного восстания, в этот же период происходит культурный и экономический расцвет городка. Особенно быстрого развития Чернобыль достигает во времена Яна-Николая Ходкевича (который был генеральным старостой княжества Жмуйдского, полковником войск пятигорских, а затем генерал-лейтенантом Российских войск).
   Церкви города Чернобыль

   До 1764 года в Чернобыле насчитывалось 40 еврейских и 100 крестьянских домов. Во второй половине XVIII ст. в Чернобыле быстро развивались мелкие промыслы, торговля. Здесь были открыты цехи портных, бондарей и т. п. Ходкевичи, стремясь увеличить прибыли, позволяли ремесленникам самим сбывать свои товары. В городке проводились большие ярмарки. Из Чернобыля в Киев, Кременчуг и другие города Приднепровья вывозили лес, деготь, смолу. Одновременно усиливалась эксплуатация крестьян и ремесленников. С 1772 года жители городка во время жатвы отбывали уже недельную повинность. Согласно актам Радомышльской консистории, в 1749 году было принято решение о строительстве в Чернобыле первой православной церкви. Ею стала Ильинская церковь, строительство которой закончилось в 1779 году, Церковь занимала площадь 52 десятины и являлась крупным землевладельцем. К ней были приписаны большая часть помещичьих крестьян, живущих в местечке, а также деревни Залесье, Гепоновичи и Заполье. Но так как она была деревянной, то во время пожара 1873 года сгорела. На постройку ныне существующей каменной Ильинской церкви, освященной в 1878 году, казной было отпущено 80 тыс. рублей. В Чернобыле было еще 2 православные церкви - Николаевская и Богородичская. Но в 1849 году они сгорели, Николаевская церковь была восстановлена и освящена в 1858 году. Римско-Латинская церковь во имя Успения пресвятой-Богородицы (Богородичская церковь) была построена в 1600 году Лукой Сапегой в качестве доминиканского монастыря, каким считалась до 1832 года, когда была обращена в приходскую. В ее бывших каменных погребах покоятся некоторые члены фамилии Сапегов и Ходкевичей. Длительное время на ее месте так и оставалось пожарище. Богородичскую церковь предполагалось перенести в с. Опачичи.
   В 1775 году в Чернобыле основано поселение раскольников - выходцев из Стародубья. [Фрагмент старообрядческой книги изданной в Черниговской губернии в 18 веке] . (Стародубье - лесистая местность в Черниговской области. В 70-х годах здесь создается колония московских старообрядцев) . Они, гонимые православной церковью, поселяются как в самом Чернобыле, так и в соседних селах Красиловке и Замощье. Самые крупные поселения старообрядцев на Украине были в Киевской губернии - в местечках Смеле Каневского уезда и Чернобыле - Радомышльского уезда. Раскольники на берегу Припяти до 1852 года имели свою церковь во имя св. Филиппа - митрополита Московского, при которой существовал мужской монастырь. Однако размытие Припятского берега вынудило раскольников перенести церковь на новое место, а повторное обрушение берега привело к тому, что она была разобрана. Ценный и годный строительный материал использован при восстановлении Николаевской церкви, а иконы переданы Ильинской церкви. Поселение раскольников в районе Чернобыля послужило значительным толчком в повышении культуры земледелия, развитии градостроения и т. п. Поселившись в Чернобыле, они проявили себя как народ трудолюбивый, честный, трезвый, любящий чистоту и порядок не только в своем доме, дворе, семействе, но и в отношениях с людьми даже не их вероисповедания. Дома они строили меньшими по размерам в сравнении с другими, но заметно опрятнее и даже изящнее. Арендуя значительную часть земель, раскольники проявили себя отличными садоводами. На приусадебных участках и арендуемой земле они с успехом выращивали картофель, лук, капусту, огурцы, подсолнечник, из садовых культур даже абрикосами и персиками торговали в Киеве. Подражая им и другие сословия, проживающие в Чернобыле, занялись садоводством и огородничеством.
   Хасидизм и Чернобыль

   Существующие торговые вольности, сосредоточение торговых путей в Чернобыле и его окрестностях привлекают в эти земли евреев. В период, относящийся ; к первой люстрации Чернобыля (1552 г.), на территории города и окрестностей не проживало ни одной еврейской семьи. Уже по данным 1765 года их в Чернобыле насчитывается 696, в 1847 - 3482 человека, а к 1897 году Чернобыльская еврейская община насчитывала 5526 человек. Еврейское население ; занималось, как правило, торговлей, различными ремеслами, ростовщичеством, извозом, нанималось прислугой, вело другие; промыслы, не связанные с земледелием. В Радомышльском уезде евреям - принадлежало только 5,3% пахотной земли. Это обусловлено не только и не столько нежеланием еврейского населения возделывать землю, сколько рядом преград, которые создавало царское правительство на их пути к оседлости и земледелию. Так, законом от 3 мая 1882 года евреям запрещалось давать в аренду землю с коммерческой или сельскохозяйственной целью в городах и местечках черты еврейской оседлости. Чернобыль исконно считался резиденцией семьи Чернобыльских цадиков, служителей хасидизма. Фамилия Чернобыльских цадиков берет свое начало от Менахема-Нахума Чернобыльского (умер в 1798 г., похоронен в Чернобыле. В 1990 году его могила была обустроена, на месте захоронений построено два мавзолея).
   Он известен как ученик Израиля Бешта - основоположника хасидизма. Слава о подвижнической жизни Менахема-Нахума привлекала в Чернобыль еврейские массы со всей Украины и Польши
   К концу владычества Ходкевичей в их Чернобыльское имение входили, кроме местечка села Заполье, Залесье, Янов, Гапоновичи, Черевач, Новоселки, Ямполь, Нагорцы, Копачи, Карпиловка, Красное, Кривая гора, Корогод, Жолнеровка, Разъезжее, Глинное, Машев, Зимовище, Усов. Имение вмещало 9432 десятины пахотной земли, 11,066 десятин лесов,"... кроме неудобий, количество коей неизвестно".
   С воссоединением Правобережной Украины и России (1793 г.) Чернобыль вошел в состав Радомышльского уезда Киевской губернии как заштатный городок. В период Отечественной войны 1812 года в связи с угрозой наступления французской армии на Киев, Чернобыль был значительно укреплен.
   Индустриализация хозяйства города Чернобыль

   В первой половине XIX ст. в Чернобыле возникают небольшие предприятия. В 1845 году кожевенный и два завода по производству свечей выпускали продукцию на сумму более 2 тыс. рублей. В 1830 году в городке основано первое медицинское заведение - небольшая аптека. Через 25 лет открылась парафиальная школа. Учителем был дьякон. Он обучал детей в собственном доме, ибо школьных помещений не было.
   Описывая экономические достижения Киевской губернии середины XIX в. Иван Фундуклеев (губернатор Киевской губернии) приводит следующие данные. В 1859 году из Чернобыля на Киев за 12 дней ушло 20 плотов (10% всего годового сплава по р. Днепр и ее притокам). Лесной смолы из Чернобыля отпускается ежегодно 4500 бочек на сумму 175 тыс. серебряных рублей. "... В числе плотов и судов с лесными грузами многие отправлены с пристаней Киевской губернии и преимущественно с рек Радомышльского уезда..., более всего с Чернобыльской пристани". Но не только лесными дарами богата Чернобыльская земля. Даже на таких малоплодородных землях жители выращивали большие урожаи лука, которого в Киеве ежегодно продавали до 28 тыс. пудов. После реформы крепостного права, 1861 года , 1270 десятин лучшей земли остались у помещиков. Земельные наделы (1928 десятин) за большой выкуп получили 206 крестьян из 736, или 27 процентов. Безземельные крестьяне, под угрозой голодной смерти, вынуждены были батрачить или искать другие заработки.
   В 70 годах XIX столетия в Чернобыле, кроме ранее указанных 3-х заводов, товарную продукцию производили 105 ремесленников, семь раз в году собиралась ярмарка. Наибольшее значение в хозяйственном плане для города имела пристань. Ее грузооборот с 1859 по 1905 годы увеличился более чем в 13 раз.
   Из описания Чернобыля середины XIX века: "...Внешнее благоустройство города выражается лишь прямыми, широкими и регулярными улицами, пересекающимися под прямыми углами. Все дома деревянные, исключая трех евреев: Воскобойника, Магида (еврейского архирея) Тверского и Рубинштейна... Главная лужа по-видимому, никогда не высыхающая, находится в центре, перед главной еврейской синагогой, вблизи мещанской управы... Само собою разумеется, что об освещении здесь улиц не только газовом, но и сальном еще не скоро наступит время даже помышлять...".
   В 1890 году открылась двухклассная школа на 60 учеников. Содержание и полное обеспечение ее проводилось за счет родителей учащихся. К этому времени в Чернобыле было домов: крестьянских -320, раскольников -120, еврейских - 378, шинков (питейных заведений) - до 50. Но уже на рубеже XIX и XX ст. в Чернобыле проживали 16740 человек и насчитывалось более 2000 дворов.
   Из общего количества 3861 десятин земли 1 726 принадлежало помещикам, 120-церкви, 2015 - крестьянским хозяйствам. Отдаленность этих мест от центра, значительное количество пустующих земель, неудобий, лесов, пастбищ, их дешевизна привлекали сюда значительное число переселенцев. По статистическим данным 1905 года в Радомышльском уезде цена одной десятины земли составляла 76 рублей, в то время, как в среднем по Киевской губернии - 201 рубль. Это создало возможность возникновения и развития в уезде крупных крестьянских хозяйств. Почти 40% лугов Киевской губернии находилось в Радомышльском уезде. В этот период с каждой десятины собиралось 119,9 пудов сена.
   Состоятояние хозяйственной инфраструктуры Чернобыля в XIX - XX столетии

   С учетом климатических условий, местоположения возникает специализация производств, промыслов Киевской губернии. Южные районы губернии с богатыми землями к концу XIX в. начали специализироваться на выращивании и переработке сахарной свеклы. Что же касается земель, находящихся в Радомышльськом уезде, то на них, в этот период широко развивается винокуренное производство (вместе с заводами Киевского уезда 16 винокуренных заводов Радомышльского уезда производили 34% всего спирта, вырабатываемого в губернии), гончарный промысел, выделка деревянной посуды.
   В самом же Чернобыле основную роль играет пристань. В 1905 году из Чернобыля по Припяти отправлено 33 судна с товарами и 37 плотов (из 40 сплавленных по Припяти).
   В 1908 г. мещанин Нэпах - Мовша Шлемов Ковенский получил разрешение на строительство в Чернобыле мыловаренного завода. Братья Иван и Федор Мареки 17.09.1909 г. по решению Киевского Губернского Правления № 338 получили разрешение на постройку в Чернобыле "Каменной паровой мукомольной мельницы с механической мастерской и плавильной печью". В дальнейшем это предприятие переросло в чугунолитейный завод, который в 1913 году у братьев Мареков откупили Нухим-Мордка Аврумов Дитятковский и Бенцион Шоломов Гальперин.
   Историческое прошлое Чернобыля изучалось отдельными исследователями, хотя ни одной из целостных работ по этому вопросу нет. К сожалению, очень редкими были и раскопки в исторических местах и древних захоронениях. Так, по дороге на Корогод, в двух верстах от Чернобыля находится Татарский колодец. По преданию татары схоронили в нем большие сокровища. Обследования колодцев, которые были проведены в 1815 году больших результатов не дали.
   В городе Чернобыль, так и в окрестностях находится множество древних курганов и могил. Вспоминается ряд случаев, когда в результате разливов Припяти на ее берегах открывались древнейшие пещеры. В марте 1913 года в Чернобыль, для изучения таких пещер приезжала экспедиция организованная Киевским Обществом Охраны Памятников Старины и Искусства, совместно с Киевским отделом Императорского Русского Военно-Исторического Общества. Исследователь СП. Вельмин составил ряд карт пещер и городищ. В то же время, как уже было сказано, должного внимания к вопросу истории Чернобыля не уделялось. До революции даже плана или карты Чернобыля, как местечка, не составлялось.
   Революционный Чернобыль

   2 февраля 1918 года в Чернобыле был создан ревком. В это же время начал работать и партийный комитет Чернобыля. В начале марта 1918 года город захватили немцы. После освобождения Чернобыля от немцев и петлюровцев возобновил работу ревком города, который передал в марте 1919 года свою власть избранному городскому Совету рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
    15 апреля 1919 года в город ворвалась банда Струка. За короткое время бандиты убили около 400 граждан города, перехватили несколько грузовых пароходов. Для уничтожения этой банды в Чернобыль были направлены части Красной Армии и корабли Днепровской военной флотилии. После многодневных боев, в начале мая основная часть бандитов была уничтожена. Во время боев особенно отличились командиры бронекатеров "Верный" "Самуил" и "Курьер".
   За мужество, проявленное в боях, они получили благодарность от командующего флотилией А.В. Полупанова.
   В 1919 году Чернобыль становится центром уезда. Когда в начале сентября 1919 года его захватили деникинцы, всеуездные организации вынуждены были уйти в подполье, и организовать партизанское движение. В конце апреля 1920 года в районе Чернобыля развернулись бои частей Красной Армии, Днепровской военной флотилии с белополяками, после чего Чернобыль был занят белогвардейцами. 12 июня 1920 года части 12-й армии вошли в Чернобыль.
   В 1921 году были пущены мастерские по ремонту пароходов, в которых трудились более 200 рабочих. Начали выпускать продукцию промышленные предприятия. В 1922 году крестьяне основали два товарищества по коллективной обработке земли
   В 1921 году в городе организован детдом, дом подростков.
   В 1920-1922 годах начали работать больница, амбулатория, аптека, а в 1924 году - детская консультация, дети обучались в 2-х семилетних школах, широкое распространение получили кружки и школы по ликвидации безграмотности.
   В 1923 году Чернобыль становится центром одноименного района и поселком городского типа.
   В 1925 году восстановление народного хозяйства Чернобыля, разрушенного гражданской войной было завершено. В городе проживали 8 952 человека, насчитывалось 1 617 дворов. Среди промышленных предприятий были: чугунолитейный, лесопильный, кирпичный и 15 кожевенных (кустарных) заводов, большинство из которых к тому времени бездействовали. На всех предприятиях насчитывалось до 200 человек рабочих. В подчинении городского коммунального хозяйства находились водопровод, электростанция, бойня с пропускной способностью до 5000 голов в год, пожарная команда со штатом 7 человек. Сеть торговых заведений города включала в себя 12 складов, 16 рундуков и 60 других торговых мест.
   К концу 1926 года в районе насчитывалось 9 025 крестьянских хозяйств, которые имели в своем распоряжении 61119 десятин земли. Среди рабочего скота в хозяйствах насчитывалось 4134 волов, 3070 коней, 9212 коров, 1205 крестьянских хозяйств не располагало рабочим скотом. К этому времени в районе уже было создано 6 коллективных хозяйств, в которые объединялись 86 семей. мКолхозы имели 843 десятины земли и 30 голов рабочего скота. Одно товарищество по общей обработке земли объединяло 18 хозяйств, а товарищество по заготовке молока - 43 хозяйства. В 15 трудовых и кустарных артелях района работали 276 человек. Среди артелей - 11 занимались лесоразработкой, 3 - кожевенными и 1 пошивочными работами. В тридцатые годы продолжает развиваться и совершенствоваться экономическая база Чернобыльского района.
    В 1932 году на базе ремонтных мастерских создан судоремонтный завод, который обслуживал Днепровское пароходство. Начали работать новые предприятия, реконструирован и расширен чугунолитейный завод (1934) и маслозавод (1932), райпромпищекомбинат (1932 г.), кирпичный завод (1929 г.).



   Литература:

   1. Город Чернобыль (Киевской губернии), описанный отставным военным Л.Г., С.11-13. 4.
   2. Сказания о населенных местностях. Киевской губернии или статистические, исторические и церковные заметки о всех деревнях, селах, местечках и городах, в пределах губернии находящихся. Собрал Л. Похилевич. -С. 146.
   3. «Вісник Чорнобиля» № 91-102 (983-995), 1998
   4. Экскурсия по Днепру и Припяти для осмотра памятников старины в местечке Чернобыль и его окрестностях, организованная Киевским обществом охраны Памятников старины и искусства, совместно с Киевским отделом императорского русского Военно-исторического общества. Доклад СП. Вельмина. К, 1914, тип-фия штаба Киевского военного округа.





  Поддержка сайта о городе Чернобыль осуществляется благодаря:    Заказать реферат тут - заказать реферат . Заказ: реферат, курсовая, диплом.;Выгодно приобрести однокамерные холодильники по сниженым ценам на mvideo.kiev.ua;Прямые телефоны в санатории. Санатории Трускавца.Путевка в Трускавец;купить офисные перегородки;свадебные платья цена;Двд проигрыватели и Стиральные машины ЖК мониторы;кухни на заказ недорого

На главную...      


Глосcарий
Киевская Русь

- средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.
Хасидизм (от ивр. хасидут, «праведность»)

— религиозно-мистическое течение в иудаизме. Хасидизм возник в еврейских общинах Речи Посполитой (Польша) в XVIII веке. Возник после краха мессианского движения Шабтая Цви и погромов времён освободительной войны украинского народа, известной в украинской истории как «Хмельнитчина». Это было движение протеста против закостенения иудейской учёности и оторванности от народной жизни. Вдохновителем хасидизма стал проповедник ребе Исраэль Бен Элизер (1698—1760), также известный как Рабби Исроэль Бааль Шем Тов или сокращённо Бешт. На основе Каббалы он создал собственное течение в иудаизме, поставившую религиозный экстаз и непосредственный мистический опыт выше как талмудической учёности, так и аскетических практик Каббалы.
Старообрядчество

— совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была объявлена унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.



Использовать материалы сайта запрещено.