Где будут сокровища ваши

Сергей Шалинский
       Написать эту статью меня побудили многочисленные конфликтные ситуации, с которыми приходится разбираться по долгу службы, а также газетные публикации и телевизионные сюжеты, рассказывающие о взаимоотношениях медиков и пациентов.
 
       Об этике и деонтологии, как понятиях, студенты-медики узнают в стенах родной Alma mater с того самого дня, когда начинают изучать клинические дисциплины и встречаться с пациентами. Студенты понимают, что общение между коллегами, медиками и больными должны укладываться в некую схему, итогом которой будут взаимопомощь, доброжелательность и милосердие.

       Философы древности и новых времён, писатели и, наконец, весьма незаурядные личности своего времени говорили о добре и милосердии, показывали сии понятия со всех сторон, но, как правило, эти понятия относились к человеку «внешнему», тому который жил категориями Ветхого завета, когда буквальное исполнение Божиих заповедей показывало обществу, что этот человек приличный, благочестивый, добрый, милосердный и т.п.. Однако это было далеко не так. Но пришло время измениться человеку и в Нагорной проповеди Иисус Христос говорит о «внутреннем» человеке, о личности и индивидуальности. Он сказал, что внешнее не есть главное, что человек не винтик в машине, он личность, и судить его буду не за то, что есть внешнее в нём, а за то, что внутри него. Сегодня нам это трудно понять, потому что мы живем, осознавая себя личностями, но тогда это было величайшим откровением.

       Независимо от нашего желания, «внутреннего» человека, личность, надо наполнять. Впору вспомнить поговорку: «Свято место пусто не бывает». Сердце человека, не как орган, а как духовное понятие, всё равно будет заполнено, вопрос лишь в том, чем? Либо оно превратиться в смердящее грехами болото или в нём будет Иисус Христос. Давно известно, откуда берётся грех: «...а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека;..." (Мф. гл.15, ст.18-20). Где будут сокровища ваши, там будет и сердце ваше. Если ваше сокровище - добро, то и сердце будет его излучать, если зло - его и будете сеять. Если верующий человек борется с грехами, его сердце заполняется любовью к ближнему.

       Но быстро только сказка сказывается… Любовь - это не яблоко, которое взял и положил в сумку. Любовь – это дар Божий. И этот величайший дар человеку просто так не даётся, его надо заслужить у Бога через преодоление собственных грехов. Когда будет очищено сердце, тогда и появится место для Любви. Вывод напрашивается сам собой: только находясь в лоне Православной Церкви, живя интенсивной духовной жизнью, врач может служить больным и страждущим и у него не будет проблем в общении с коллегами.  Тогда не надо призывать доктора к милосердию, доброму отношению к больному – он будет наделён этими добродетелями.

       Теперь легко будет ответить на вопрос: «В чём же отличие докторов прошлого от врачей нового времени и последнего десятилетия?» Ответ простой,- в мировоззрении. В дореволюционные времена, большинство врачей были православным верующим. Врач, конечно же, знал о духовных причинах заболеваний. Он видел больного в единой телесно-духовной природе, и ему было ясно, что надо лечить не болезнь, а больного человека. Подобное отношение к больному было для него естественным. Зачастую доктор отправлял больного к священнику, а уж потом приглашал на повторный приём.

       Я отношу себя к поколению советских врачей и помню как в медицинском институте, с самого первого курса нас учили, что к больному надо относиться как к страдающему человеку, испытывающему боль и страх смерти. Через студенческую жизнь рефреном прошло утверждение: «Если больному не стало лучше после разговора с врачом, то это плохой врач». Мы учились этике общения с больными: быть вежливыми, доброжелательными и готовыми помочь любому больному, независимо от его социального положения и обстоятельств, в которых он находится. Советские врачи воспринимали свою работу как служение: за зарплатой не гнались, работали день и ночь, всегда спешили на помощь к больным. Нам повезло в том, что, несмотря на гонения против Церкви, в глубинной памяти русского человека сохранилась религиозная этика. Наши учителя пытались её донести до нашего сознания и это им удалось.

       Сегодня всё изменилось с точностью да наоборот. Нынешние врачи, в большинстве своём, не приемлют рассуждения о добре и милосердии, видя на каждом шагу лицемерие. Для большинства из них медицина – это одна из областей зарабатывания денег. И если ими первоначально двигало желание вылечить всех больных, то окунувшись в медицинскую обыденность, они быстро забывали о своём желании или уходили из медицины. У подавляющего большинства современных врачей атеистическое мировоззрение и это существенно сказывается на их профессиональной деятельности. Ещё Фёдор Михайлович  Достоевский, перефразируя высказывания святых отцов, сказал, что «… любовь к человеку невозможна без любви к Богу. Не могут они существовать одна без другой».
       Напрашивается простой вывод: если обществу нужны доктора, которые будут служить, а не работать, тогда надо изменить их мировоззрение. На мой взгляд, в современном секулярном обществе подобная задача невыполнима.
       Конечно, виновна в этом не секулярность общества. Главная причина заключается в наличие или отсутствие таланта религиозности у будущего врача.
       От рождения человек наделён от Бога многочисленными талантами, но каждый из талантов развивается в свою меру. И это проявление талантов вполне реально. Посмотрите вокруг. Среди нас музыканты и композиторы, поэты и прозаики, танцоры, актёры, священники, руководители, повара и прочие, прочие. У врача, который будет служить, должен быть выражен талант веры и тогда милосердие, сострадание будут естественными проявлениями любви к ближнему. Талант веры, это самый главный критерий отбора для студентов-медиков.
       Современные социологические исследования показывают, что девяносто процентов населения  придерживается атеистического мировоззрения. И лишь десять процентов населения обладают развитым талантом веры. Именно эти десять процентов населения исповедуют православие, католицизм, буддизм, ислам и многочисленные культы. Среди этого меньшинства и надо искать будущих врачей. Но врачами захотят быть и другие, из числа не склонных к вере девяноста процентов. Как быть с ними? Запрещать? Конечно, нет. Но надо внимательно смотреть на какой причине основывается желание быть врачом. И выбирать, выбирать, выбирать…


23.02.2011 г.