Культура животноводства - говорят древние

Алекс Лофиченко
               
ВАРРОН – О ЖИВОТНОВОДСТВЕ.

«По естественной необходимости, люди и животные существовали всегда. Было ли некое начало, от которого пошли живые существа, как думали Фалес Милетский и Зенон Китейский, или же наоборот, такого начала не было вовсе, как полагали Пифагор Самосский и Аристотель Стагирит.
Человеческая жизнь должна была постепенно докатиться от незапамятной старины до наших времён, как пишет Дикеарх, и первой ступенью её была жизнь естественная, когда люди жили тем, что девственная земля добровольно несла им. Из этой жизни они перешли на вторую ступень, пастушескую: как  с деревьев и кустов полевых обрывали они жёлуди, ягоды, шелковицу, яблоки и собирали их на свою потребу, так и с животных, когда той же пользы ради, они поймали, кого смогли из лесного скота, заперли его и приручили.

Не без основания думают, что первыми взяли овец и из-за приносимой пользы и из-за кроткого нрава. Они ведь по природе своей чрезвычайно спокойны и совершенно приспособлены для житья с человеком. В пищу вошли молоко и сыр, для одежды они дали шерсть и шкуры.
И, наконец, из пастушеской жизни они люди спустились на третью  ступень, к земледелию; на этой ступени удержали они многое из двух предшествующих и, дойдя до неё, долго продвигались в этом направлении, пока не дошли до нас. Даже и сейчас во многих местах есть некоторые виды диких животных, начиная с овец как во Фригии, а на Самофраке – козьих; о свиньях всякий знает, нельзя же не считать диких кабанов за свиней; дикие ослы – во Фригии, дикие лошади – в некоторых местностях восточной Испании.

В древности, самые значительные люди были пастухами; на это указывают и языки, греческий и латинский. Так как овцы были ценны, то они стали утверждать, что животные эти имели золотое руно – в Колхиду к Аэту за шкурой такого барана отправились потомки царских родов, прозванные аргонафтами; из Ливии – от Гесперид – Геракл вывез в Грецию золотые «mala», то есть, по старинному произношению, коз и овец, так как греки называли их по звуку, ими издаваемому,   mela.
У нас, с маленькой разницей, от того же самого звука, но только   другой буквы (кажется, что овцы издают не «ме», а «бе»); про овец, подающих голос, говорится, что они блеют. Если бы скот не был у древних в такой чести, то астрономы, при описании неба, не называли бы по ним светил, а они не только не усомнились назвать их имена, но большинство даже начинает вести счёт двенадцати знакам зодиака с главных животных Овна и Тельца, ставя их  впереди Аполлона и Геракла.
Эти божества следуют за ними, но называются близнецами. Им показалось недостаточно, что из двенадцати знаков одна шестая часть получила названия по животным, и они прибавили ещё козерога, чтобы в их распоряжении оказалась целая четверть зодиака. Кроме того, от скотоводов они взяли Козу, Козлят, Пса. А разве в этих странах животные не оставили своей памяти на суше на море? Когда Эгейское море именуется по козам, в Сирии есть гора Тавр, в Сабинии – гора Кантерий, и именуются два Босфора, один Фракийский, другой Киммерийский.

Разве мало названо по ним городов, например в Греции Аргос, «конский»? Разве, наконец, сама Италия не от бычков получила своё имя, как пишет Пизон? Что римский народ ведёт своё начало от пастухов, кто не знает этого?
Кому не известно, что пастух Фавстул был пестуном, вырастившим Ромула и Рэма? И не на пастушеское ли состояние указывает то обстоятельство, что за многие проступки и сейчас ещё по старинному установлению платится штраф волами и овцами, что древнейшая монета, которая была выбита, помечена изображением животных и что при основании города бык и корова намечают места, где быть стенам и воротам, что когда римский народ справляет праздник очищения, о кругом ведут кабана, барана и быка?

Скрофа, первый во всех областях сельского хозяйства нашего времени, так сказал: Наука животноводства есть наука приобретать скот и выкармливать его так, чтобы получать, возможно, наибольший доход от тех, чьим именем названы сами деньги: фундамент всякому состоянию – скотина.
Наука эта имеет девять частей, разделённых трижды на три. Одна отведена мелкому скоту, а именно, его трём видам: овцам, козам, свиньям; другая – крупному, в котором  быки, ослы и лошади разнесены природой по трём видам. Третья часть животноводства занята не тем, чем обзаводятся, как доходной статьёй, но тем, что держат из-за неё или получают от неё: мулами, собаками пастухами. Каждый их этих общих разделов содержит в себе, самое меньшее, девять частей: четыре относятся к приобретению скота, столько же к его кормлению; кроме того, есть ещё одна часть – общая.

Таким образом, получается всего, самое меньшее, восемьдесят одна часть, притом необходимых. Во-первых, чтобы обзавестись хорошим скотом, надлежит знать, в каком возрасте,  какое животное стоит покупать и иметь. Если брать крупный рогатый скот, то годовалая тёлка и корова старше десяти лет стоят дешевле, потому что  корова начинает телиться в два-три года, а после десяти лет скоро совсем перестаёт.
У всякого скота ранний и поздний возрасты бесплодны. Другая часть их первых четырёх – знакомство с внешним видом каждого животного. Очень важно, каково животное, и каково оно по приплоду. Быка, например, лучше покупать с черноватыми рогами или с белыми; козу лучше крупную, чем мелкую; свиней, чтобы они были с длинным туловищем и маленькой головой.
Третья часть касается породы, которую следует поискать для обзаведения. Четвёртая часть – это юридические формы при покупке: как, какой скот следует покупать по гражданскому праву.

Чтобы собственность другого стала моей, для этого должно что-то произойти, и не всегда достаточно договора или уплаты денег, чтобы переменить хозяина. При покупке иногда надо договариваться о том, здоров ли скот, иногда о том, происходит ли он от здорового скота, иногда просто обходить это пункт.
Купив скот, займись следующими четырьмя частями, повествующими о выпасе, разведении, воспитании молодняка и здоровье. Выпасу отведено первое место; тут есть три вопроса -  в какой местности лучше всего, какой скот пасти, когда и как.

Коз, например, лучше пасти по горам,  в кустарниковых зарослях, а не на равнинах, покрытых травой; лошадей наоборот. Нельзя пасти весь свой скот зимой и летом на одном и том же месте. Овечьи стада, например, угоняют летовать далеко из Апулий в Самний; об этом делается заявка откущику, чтобы не нарушить цензорского закона, пася скот без записи и пошлины. Мулов из Розейской долины летом выгоняют в высокие Бурбурские горы.
Надо помнить, так же, как лучше всего кормить разный скот. Мало знать, что лошадь и корова наедятся сеном, а свиньи его не тронут, и захотят жёлудей; должно быть известно, что волам надо давать люпина, а молочным коровам люцерны и ракитника, что перед случкой за 30 дней баранам и быкам прибавляют еды: им нужно собраться с силами, а коровам урезывают, считая, что, похудев, они скорее зачнут.
Вторая часть касается разведения. Тут приходится иметь дело с животным с того момента, как оно зачнёт, и до того, как родит, этими пределами ограничена беременность.  Поэтому, прежде всего, следует подумать о случке: в какое время и кого спаривать. Для свиней, например, подходящим временем считают с половины февраля и до весеннего равноденствия. Кроме того, следует помнить, за сколько времени, до начала случки надо отделить самцов от самок: и волопасы и овчары обычно это делают за 2 месяца. Есть тут и другая часть; разные животные родят ведь в разное время. Кобыла носит свой плод двенадцать месяцев, корова десять, овца и коза пять, свинья четыре.

Третья часть касается того, сто надлежит наблюдать при выращивании молодняка: сколько дней детёнышу сосать матку и в какое время и где; если у матери мало молока, его надо подпустить к другой матке. Ягнят не отнимают от матери четыре месяца, козлят – три, поросят - два. Четвёртая часть касается здоровья – вопрос сложный и необходимый: больной скот – частая беда; от того, что он хворает, хозяин часто терпит большой урон.

Есть два вида заболеваний, как у человека: в одних случаях надо приглашать врача; в других может лечить и сам пастух, если он внимателен и сведущ. Тут есть три пункта: надо заметить, какая причина болезни, какие признаки этих причин, и какое лечение за какой болезнью должно следовать. 
Всё это и для всех животных, должно быть записано и находиться, у главного пастуха. Остаётся девятый пункт – общий для обеих частей. И тот, кто покупает скот, должен установить число: сколько стад он будет держать и какой величины, иначе пастбищных угодий может не хватить, или они окажутся в переизбытке, и доход с них пропадёт.

Кроме того, надо знать, сколько держать в стаде самок, которые могут принести приплод, сколько баранов, сколько молодняка того и другого пола, сколько надо удалить негодных овец. Если приплод велик, то, выкармливая его, следует поступать так, как поступают некоторые хозяева; убери прочь нескольких ягнят, от этого выходит обычно так, что оставшиеся лучше растут.
Смотри не обманись с этими девятками, сказал мне Аттик, и с для крупного скота и для мелкого. Каким образом окажется девять частей  и для мулов и для пастухов, когда там нет ни случки, ни выращивания  молодняка.             

Число это, возразил я, взято для круглого счёта: ведь говорим же мы, что под Трою отправилось тысяча кораблей и что в Риме суд состоит из ста судей. Поэтому, если хочешь, исключи для мулов два пункта: про случку и воспроизведение потомства. Если, вмешался Скрофа, ты предпочитаешь настаивать на числе восемьдесят один, без рождения и воспитания молодняка у мулов, то у тебя есть чем заполнить этот двойной пробел, ибо имеются две большие и особые статьи дохода: одна – это стрижка: овец и коз стригут или ощипывают; другая, захватывающая большее число животных, - это молоко и сыр.

Теперь подробнее о первых домашних животных, которые были пойманы и приручены человеком. Первыми были овцы, и о них будет речь.

Во-первых, покупай хороших овец, а хорошими в смысле возраста будут овцы не старые и не совсем юные: одни ещё, а другие уже не могут дать приплода. Лучше конечно, тот возраст, с которым связана надежда, а не смерть. По виду овце надлежит быть крупной, с обильной и мягкой шерстью, с густыми и длинными завитками по всему телу, особенно на затылке и на шее; впрочем, и живот должен быть в волосах. Овец с голым животом предки браковали.  Голени надлежит им иметь низкие; в Италии смотрят, чтобы хвосты были длинные, а в Сирии – короткие. Самое главное, держи скот хорошей породы. О ней можно заключить по виду животного и по приплоду. По виду, если у баранов лоб густо зарос шерстью, витые рога спускаются к ноздрям, глаза серые, уши покрыты шерстью, грудь большая, лопатки  и зад широкие, хвост широкий и длинный. Замечай, чтобы язык не был чёрным или пёстрым; бараны с таким языком производят чёрных или пёстрых ягнят.

При покупке мы поступаем по правилам, предписанным законом. Из него одни берут больше, другие меньше; на овец ведь есть твёрдая цена: два вполне доношенных ягнят считаются за одну овцу, а овцы, у которых от старости выпали зубы, идут тоже две за одну. В остальном пользуются старинной формулой: когда покупатель сказал: «за столько-то они мне проданы», а тот ответил «да», и объявил сумму, покупатель спрашивает по по древней формуле так: « Клянёшься ли ты, что эти овцы, о которых идёт речь, действительно здоровы, как здоров скот овечьей породы, не считая косых, глухих, безшерстных, то есть с голым животом; что он не происходит от больного скота, что им можно действительно владеть, и что всё это так и есть действительно?». После этого, однако, стадо ещё не переходит к другому владельцу, пока оно не пересчитано.

Теперь я скажу по прядку о других четырёх пунктах: о выпасе молодняка, его воспитании, здоровье. Прежде всего надо позаботиться, чтобы круглый год овцы хорошо кормились и дома, и вне его; чтобы хлевы стояли в подходящем месте, защищённом от ветра, и лучше на восток, чем на юг. Пол, где овцы стоят, должен быть убит камнем, и иметь наклон, чтобы хлев можно было легко вымести и содержать в чистоте. Сырость портит у овец не только шерсть, но также и копыта и заставляет их паршиветь.
Через промежуток, в несколько дней, им нужно подкладывать свежих веток, чтобы им было легче отдыхать, и они были чище. Тогда они охотнее едят.
Нужно сделать особые загородки, куда будешь отделять овец, перед тем как они ягнятся, а также и больных. Всё это соблюдается преимущественно для стад, которые находятся в усадьбе. Для тех, которые пасутся в лесах и на горах и далеко уходят от дома, берут с собой плетёнки и сети, с помощью которых и устраивают в глухом месте скотный двор. Берут с собой и прочую утварь. Овцы обычно кочуют по всей стране:  зимние  их пастбища отстоят от  летних, часто, на много миль.   
Когда овец пасут в одном и том же месте, всё-таки делают разницу между временем, когда их выгоняют: летом овцы выходят пастись на рассвете, потому что тогда покрытая росой трава вкуснее, чем в полдень, когда она суше. По восходе солнца, овец гонят на водопой, чтобы они освежились и охотнее принялись вновь за еду. В середине дня, пока жар не свалит, их загоняют под тенистые скалы, и раскидистые деревья, пока не станет прохладнее. Вечером их опять пасут до захода. Пасти овец следует, гоня против солнца: голова у них чрезвычайно слаба.  После захода солнца, спустя маленький промежуток времени, их гонят пить и опять пасут, пока не стемнеет. К этому времени трава опять приобретает приятный вкус. Правила эти главным образом соблюдаются с восхода Плеяд и до осеннего равноденствия.

В местах, где убрана жатва, полезно загонять скот на ниву по двойной причине: они, до сыта наедаются опавшими колосьями, мятой соломой и, удобряя поле, делают его на весь год плодороднее. В остальном, между пастьбой в зимнее время и весеннее время, делается то различие, что овец выгоняют, когда изморозь уже сойдёт, пасут весь день и считают достаточным сводить их на водопой однажды - в полдень. Вот и всё, что относится к пастбищам и пастьбе.
О размножении стада я сейчас скажу. Баранов, которыми ты хочешь воспользоваться как производителями, надо за два месяца отделить и кормить обильнее. Если им давать, когда они вернутся с пастбища домой, ячменю, то у них прибавится сил для исполнения своей обязанности. Самое лучшее время для припуска от захода Арктура и до захода Орла: ягнята, зачатые после, бывают малорослыми и хилыми. Овца ходит суягной сто пятьдесят дней.

Таким образом, она ягнится в конце осени, когда воздух умеренно тепел и только что появляется трава, вызванная к жизни первыми  дождями. Пока длится случка, надо пользоваться и той же водой. Перемена портит плод в утробе, делая шерсть его пёстрой. Когда все овцы зачали, баранов надо опять отделить, так как они не дают покоя суягным и тем вредят им.  Нельзя допускать, чтобы покрывались, чтобы покрывались овцы моложе двух лет: приплод от них никуда не годен, а сами они становятся хуже; лучше всего случать трёхлеток. Баранам препятствуют покрывать овец, привязывая к половым частям коробочки из ситника ил какого-нибудь материала. Вернее убережёшься, если станешь пасти овец отдельно.

Перехожу к молодняку. Когда овцы начали ягнится, их загоняют в хлевы – имеются для этого отдельные места – и там кладут новорождённых у огня, пока они не окрепнут. Дня два-три овец оставляют с ягнятами, чтобы те научились узнавать мать и наедались досыта. Затем матки уходят вместе со стадом на пастбище, а ягнята остаются дома; под вечер маток пригоняют к ним обратно; они кормят их молоком, и их опять отделяют, чтобы ночью они не раздавили ягнят. То же самое делают утром, прежде чем матки уйдут на пастбище, чтобы ягнята насытились молоком. Когда пройдёт дней десять, набивают кольев и к ним привязывают ягнят лыком или каким-нибудь другим лёгким материалом, на расстоянии друг от друга, что бы они, бегая целый день вместе, не навредили как-нибудь своих нежных членов.
Если ягнёнок не подходит сосать матку, его надо пододвинуть и смазать ему губы маслом или свиным жиром и заставить его почувствовать на губах запах молока. Несколько дней спустя, перед тем как выходить на пастбище и после возвращения с пастбища, им бросают дроблёной вики и нежной травы.
Так их воспитывают, пока им не исполнится четыре месяца.

Тем временем некоторые не доят маток; ещё лучше поступают, кто всегда вообще так делает: будет больше шерсти и больше ягнят. Когда ягнят отняли от маток, надо приложить все старания все старания, чтобы они не зачахли от тоски.
Их надо баловать хорошим кормом и заботится, чтобы они никак не страдали от холода и зноя. Когда, забыв о молоке, они перестанут скучать по матери, их выгоняют в овечье стадо. Нельзя холостить ягнёнка, моложе чем пятимесячном возрасте, и только когда жары и холода спадут. Баранов, которые хотят припускать, выбирают преимущественно от маток, которые обычно ягнятся двойнями.
В большинстве случаев таков же уход и за овцами, покрытыми попонами: из-за прекрасной шерсти, какую имеют, например, тарентские и аттические овцы, их покрывают кожами, чтобы шерсть не пачкалась, и её можно было бы либо окрасить в правильный цвет либо вымыть и остричь.
Их ясли и хлева содержатся в чистоте, с большим старанием, чем у грубошёрстных овец.
Хлева вымащивают камнем, чтобы нигде в них не застаивалась моча. Корм, который они охотно едят, выдаётся им в умеренном количестве, чтобы они не оставались впроголодь и не переедали. То и другое нарушает питание тела, содействуют же ему преимущественно ракитник и люцерна. От неё они очень быстро жиреют и дают много молока.

Хватит, наш Фавстул поблеял, - воскликнул Коссинний, - узнай теперь от меня, запоздалого Гомерова Мелантия, о козах, и, научись, как нужно говорить кратко. Кто хочет набрать козье стадо, должен при выборе обращать внимание, прежде всего, на возраст и обзаводиться такими козами, которые уже могут дать приплод, причём чем дольше, тем лучше: от молодой козы больше пользы, чем от старой. По виду они должны быть крепкие,  большие, с гладким телом, густым волосом, если это только не бесшёрстные козы (есть ведь два вида), под мордой иметь две свисающих серёжки – такие козы плодовитее, и большое вымя, чтобы давать соответственно много жирного молока.

У козла пусть волос будет мягкий и лучше всего – белый, короткая шея и загривок, длинное горло. Стадо оказывается лучше, если оно составлено из коз, привыкших находиться вместе, а не набрано отовсюду.
О козьей породе я скажу то же самое, что Аттик об овцах, с той разницей, что овечья порода медлительнее, они спокойнее, козы же, наоборот, подвижнее. Об их быстроте Катон в своих «Началах» пишет следущее: «На Савракте и  Фисцеле есть дикие козы, которые прыгают со скалы дольше чем в шестьдесят футов». Овцы, которых мы держим, произошли от диких овец; точно также козы, которых мы кормим, произошли от диких коз, по которым и назван остров Капразия, рядом с Италией.
Так как те козы, которые ягнятся  дважды в год, лучшей породы, то козла-производителя оставляют преимущественно из их приплода. Некоторые даже не жалеют труда на то, чтобы приобрести коз с острова  Мели: считается что там козлы и самые большие и самые красивые. Им лучше в хлеве, обращённом на зимний восток. Они животные зябкие. Хлев для коз следует вымостить, как обычно и делается это, камнями или кирпичом, чтобы в нём не было ни сырости, ни грязи. Если стаду приходится ночевать не дома, а в загородке, обращённой в ту же сторону света, в хлевы следует подостлать веток, чтобы козы не выпачкались. Уход за эти скотом на пастбище, не многим отличается от ухода за овцами.

Однако у них есть свои особенности: они больше любят лесные пастбища, чем луга. Они прилежно объедают дикие кустарники и в местах возделанных щиплют и посадки. Своё имя они получили от общипывания, поэтому в арендном договоре обычно и стоит оговорка, что колон не смеет пасти в имении козьего отродья. Их зубы – враги посеву. Астрономы, хоть и приняли их на небо, но исключили из двенадцати знаков зодиака: двое козлят и коза находятся неподалёку от Тельца.
 Что касается размножения стада, то в конце осени козлов с поля из стада загоняют в хлевы, как баранов, о чём уже говорилось.
Коза, зачав, ягнится через 4 месяца, весенним временем. Уход за молодняком: тех козлят, которых оставили жить, когда им исполнилось 3 месяца, пускают в стадо. Что сказать об их здоровье – у старшего пастуха должно быть записано, какими лекарствами пользоваться при некоторых их болезнях и при ранениях, которые часто у них случаются, так как они бьются между собой рогами и пасутся в местах, где много колючек.

Остаётся сказать о числе голов: в козьем стаде оно меньше, чем в овечьем, потому что козы резвы и рассеиваются кто куда, овцы, наоборот, собираются и сбиваются в одно место. Поэтому в Галльской области устраивают так, чтобы стад было больше числом, но небольших по размеру: среди больших стад быстро распространяется зараза, которая и приводит стадо к гибели. Стадо голов в 50 считается достаточно большим. Хотя, в Салленинской области и под Казином, наоборот, пасут стадо до ста голов. То же разногласие о числе самок и самцов: одни на 10 коз держат по козлу, как я, другие одного на пятнадцать, как Мэн, а некоторые, как Муррий, одного на двадцать.




               
                О ВАРРОНЕ


Из 28 книг Магона, до нас не дошло ни одной, и мы знаем его лишь по цитатам последующих авторов. В особенности, это относится к следующему за Катоном (234 г. до н.э.) крупному агрономическому писателю Варрону, для которого Магон, по мнению многих исследователей, служил главным источником.
Около 37 г. до н. э., спустя столетие после сочинения Катона, появились три книги Варрона -  Rerum rusticarum libri tris. Учёный, государственный муж, любитель археологии, истории и литературы, Варрон не был сельским хозяином типа Катона, но в вопросах животноводства показал большую практическую осведомлённость.
Свои советы и пожелания, Варрон представил  в форме диалога, где фигурируют Г. Лициний Столон и Тремеллий Скрофа, человек считающийся «самым опытным  римлянином в сельском хозяйстве». Это мнение о высокой квалификации собеседников Варрона – источников его сельскохозяйственного опыта – подтверждается следующей любопытной характеристикой: «его имения так возделаны, что многим доставляют зрелище более приятное, чем царственно отделанные дворцы других».
Варрону принадлежат замечательные строки о «великом союзе» между земледелием и животноводством. Это он указывает, что хозяину имения в большинстве случаев, выгоднее скормить имеющийся в имении корм, чем продать его, что унавоживание, весьма полезно для плодов земных «и скот для этого и предназначен». «У кого есть имение, тот должен иметь дело с обоими отраслями хозяйства: и с земледелием и скотоводством …».