Актер, Рэй Рассел, перевод с английского

Андрей Ракша
               
   
   – Это не сработает. – Хозяин театра беспокойно бегал взад-вперед за кулисами.

   – Нет, сработает, – ответил режиссер.

   – Это невозможно сделать, – сказал хозяин.

   – Вы уже пятый раз говорите это.
 
   – Скажу и в шестой. Это сделать невозможно.

   – Хорошо, – сказал режиссер. – Давайте поподробнее.

   Хозяин остановился, заставил себя успокоиться, задумчиво почесал лысину         
 и заговорил уже более тихим голосом.

   – Хочу напомнить вам, – медленно произнес он, – что мы занимаемся этим видом бизнеса с единственной целью. Заполнить театр.

   – Это заполнит театр под завязку, – ответил режиссер. – Они будут от этого без ума.

   – Они возненавидят это.

   – Вы мне не доверяете?

   Хозяин почувствовал, что атмосфера накаляется. Недовольный режиссер, это совсем не то, что было ему нужно. Он располагающе улыбнулся и, воскликнув, – Дорогой друг! – обнял режиссера за плечи и продолжил. – Не доверять Вам? Где я могу найти такого специалиста, как вы, даже если я обыщу весь город? Всю страну? Поверьте мне, я доверяю вам, как самому себе. Вы же артист. Вы профессионал. Наконец вы так популярны. Вы понимаете публику.

   – Благодарю вас, – немного смутившись, отозвался режиссер.

   – Я намного старше вас, мой молодой друг, – хихикнул хозяин. – Я видел аншлаги и пустые залы, ревущие толпы зрителей, и, самое главное, частую смену режиссеров.

   – Это что, угроза, – щелкнул пальцами режиссер, его глаза превратились в узкие щелки.

   – Угроза? – Хозяин, казалось, растерялся. – Угрожать? Я? Угрожать великому артисту и личному другу, который бывал у меня в доме и с кем я делил свой хлеб, уж не знаю сколько раз?
 
   Он распростер руки и возвел глаза к небу, как будто требуя свидетельства богов. Затем, уже спокойным голосом он мягко произнес:

   – Мой мальчик, послушай. Публика только думает, что желает видеть что-то новое. На самом деле ее интересуют те же самые старые вещицы, только слегка подправленные. Здесь немного убрали, там чуть-чуть изменили и все в порядке. Успех обеспечен.

    – Все, что я собираюсь им преподнести, – сказал режиссер, – Это одно, маленькое новшество. Сценарий останется тот же. Я не собираюсь менять ни единого слова.

   Хозяин красноречиво вздохнул и, уже покорно, спросил:  – Ты все же собираешься сделать это? Ты решил разрушить мою жизнь?

   Режиссер успокаивающе похлопал его по руке: – Им это понравится, – уверенно сказал он. – Вот увидите.

    Хозяин жалобно прохныкал: – Режиссер руководит всем постановочным процессом! Один единственный человек управляет хором! Артисты на сцене болтают друг с другом, как  в реальной жизни! Я стану посмешищем!
    
    – Не беспокойтесь, – нетерпеливо воскликнул режиссер. – Может быть, это начало совершенно новой профессии: Говорун, или Оратор, или – Актер. Да! Актер. Мне это нравится. –  И, лукаво подмигнув своему хозяину, Теспис вышел на освещенную ярким солнечным светом сцену Афинского театра.