Глава11, Велес, ау! из повести Ясным днём... 2ч

Александр Мишутин
(все даты в тексте  -  по старому стилю )

  Будто вырвалось из зимнего плена солнце: молодое, яркое, сильное! Будто по людям и земле соскучилось  -  так светит. Носятся в синем воздухе переливчатые трели свиристелей;  а сам воздух такой плотный, что его откусывать можно. Звонкие шлепки капели будто подпрыгивают и даже булькают почему-то. Вода в проруби поднялась и Гаврила говорит, что она тянется к солнышку, а значит  -  похолодает. Ну, это  -  потом.
  Домашняя скотина, привязанная в разных местах двора, млеет и, прямо-таки, жмурится на солнышке; замерла, наполняется жизнью, по шкуре изредка пробегает судорожная рябь. Малинка даже забывает жевать жвачку.

  Данька с Ваняткой чистят хлев: Данька  -  все стойла, а Ванятка  -  только стойло Бублика; отец ему поручил и он  очень гордится этим. Бублик  -  теперь его забота. Даже на яслях Бублика обломком сухой глины Ванятка написал: «бублiкъ». А как же  -  в церковно-приходскую школу ходит, грамотный.
  Они выносят навоз в кучу за сараями и Данька объясняет брату:
    -  Конский навоз хорош вместе с коровьим. А коровий на всё годится сам. А навоз, который пролежал в куче один год, называется  -  «золотой». Так деда Пантелей говорил, царствие ему небесное.
    -  Почему  -  золотой?  -  спрашивает Ванятка.
    Данька думает: «Важный, значит». И говорит:
    -  Потому что старее этого будет, -  и кивает на навоз из хлева.

    Сейчас, пожалуй, в каждом крутояровском  дворе  изнурённая зимой скотина впитывает солнечную жизнь. А жизни надо много, чтобы не поддаться «коровьей смерти». Сегодня, 10 февраля, в ночь на Власия, деревенские женщины решили провести «опахивание». Хотели именно на Власия, 11, но мужики запротестовали. День священномученника Власия, покровителя скота всегда праздник: торги, гости, застолия…  И не приведи господь припоздниться, да попасться на пути жнщинам во время « опахивания» - пропадёшь. Потому и настояли мужики на 10 февраля.
    Любопытно, что о «коровьей смерти» знают и в ближних Осиповке с Берёзовкой, и в дальних Тишанке и Таловке, но «опахивание» делают только в Крутоярове. Почему? Непонятно.

    Может быть первые поселенцы на месте Крутоярова почитали культ языческого Велеса  -  скотьего бога? Был такой  -  лохматый, кудлатый старик-лесовик. Потому и Велес - Волос.     Благоволил он домашнему скоту и всякому зверью лесному. А так как скот  -  это и мясо, и одежда, и даже жильё, то он и стал мерилом богатства; у кого больше скота  - тот и богаче.
А Велес постепенно превратился  из скотьего бога в бога богатства. Неслучайно ведь почти до 13 века княжеская казна называлась скотницей. А откуда у девушек поверье: если на святочные гаданья, в бане или в овине, их погладит лохматая лапа  -  к богатству. Это  - что? Не осколки ли почитания  Велеса?
    Православнвя церковь деликатно, дипломатично вытеснила Велеса  Власием. И от культа языческого Велеса остались отдельные обрывки  обычаев, да наличие домашнего скота  - как
фактического богатства.

    На общей сходке досталось «карачаровцам».
    -  От них все беды!  -  кричали одни.  -  Они везде бывают и всякую лихомань к нам привозят.
    -  А ваши мужики, что  -  за плетнями сидят?  -  парировали «карачаровские» бабы.
    -  А кто холеру в 91 году привёз?
    Это  -  зря. Под холеру легла вся губерния и «карачаровцы» тут не при чём. Но привычка есть привычка. И виноваты во всём  -  кто?  Вот именно.
    -  Надо начать с «карачаровцев».  Пусть они дважды опашут околицу со своей стороны.
    На том и порешили.
    Ну, мужики  -  не попадайтесь! У женщин в эту ночь против мужиков  убойная солидарность.

    Но без скандала не обошлось.
    Решили двое «карачаровских» остолопов пошутить: женщин напугать. Накинули на себя белые холстины, подняли вверх косы и вышли навстречу женщинам.
    Что было!
    -  Вон она! Вон она!  -  кричали женщины.  -  Рази её!  Смерти  -  смерть!
    Парни побросали литовки  -  да наутёк. Но не тут-то было! Бабы посекли о косы ноги, но и в крови, лохматые, безумные,  -  преследовали парубков. Те забежали в какое-то подворье.
    -  Окружай!  -  кричала солдатка Матрёна.
    -  ПалИ хату!  -  кричали женщины.  -  Огня, давай! Огня!
    Огня не было  -  и слава богу.  Выбежал хозяин с двумя сыновьями.
    -  Вот она!  -  орали женщины. 
    Мужики похватали вилы, отпустили собаку.
    -  Вон она!  -  кричали безумно женщины. -  Бей её!
    Собака сбежала из собственного двора и тогда хозяин пальнул  из ружья. В воздух.
    Обезумевшие женщины стали приходить в себя.               
    А виновники заварухи, испугавшись смертельно, огородами, прибежали к себе домой. Один потерял валенок, а другой  -  шапку. Не говоря о косах.
    Легко  отделались.  На Власия шумело всё Крутоярово:  бабы видели «коровью смерть», они сражались с «коровьей смертью» до крови, они победили «коровью смерть».

    … К полудню приехал в гости к Погореловым сват Кузьма Кулыгин с Клавдией.
    -  Что масленки не дождался?  -  спросил Гаврила свата.
    - Масленица  -  само собой. А сегодня  -  Власий. Коня твоего приехал посмотреть.
    Понравился конь Кузьме. Хороший Бублик.
    - Ты положи по денежке в каждом углу в хлеву, - посоветовал он Гавриле, -  На всякий случай.
    А на прощанье спросил:
    -  Кто пахать на нём будет?
    И уехал.

    Кто?