Чернобыль. История одного преступления

Аркадий Белкин
               
   В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года произошла крупнейшая в мировой ядерной энергетике катастрофа на самой мощной в Советском Союзе Чернобыльской атомной электростанции(ЧАЭС), что всего в 110 км от столицы Украины Киева. Взорвался реактор на четвертом энергоблоке,  с выбросом в атмосферу огромного количества разнообразных радиоактивных веществ и многочисленными человеческими жертвами. Только в течение трех первых месяцев после этого погиб 31 человек – в основном, работники станции и пожарные. Радиоактивное облако прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой и Скандинавией. Радиационному заражению подверглась территория площадью более 200 тысяч кв.км – главным образом, на Украине, Белоруссии и России. На ликвидацию последствий катастрофы были брошены более 600 тысяч человек – пожарные, военнослужащие  и «добровольцы»( по направлению райкомов партии  и военкоматов), большая часть из которых получили определенные дозы облучения.
   Когда произошла эта катастрофа, правительство СССР и КПСС пытались сохранить все это в глубочайшей тайне. Вероятно, если бы ветер из Чернобыля не подул в сторону Скандинавии, никто так бы и не узнал о случившемся. Но Швеция забила тревогу – и весь мир понял, что произошло нечто ужасное. Чернобыльская катастрофа – это непрерывная цепь преступлений советского правительства и коммунистической партии против своего народа и народов других стран мира. Образно говоря, главный и самый  страшный, самый опасный изотоп, вылетевший из сопла реактора, это ложь-86, с неизвестным науке периодом полураспада. Государственная комиссия, сформированная из членов правительства и ученых для расследования причин катастрофы, сразу же возложила основную ответственность за нее на оперативный персонал и руководство ЧАЭС. Их обвинили в грубом нарушении правил эксплуатации и проведении  эксперимента во время плановой остановки реактора «любой ценой», без учета состояния реактора. И лишь через 5 лет, в 1991 году комиссия Госатомнадзора СССР в обтекаемой форме записала, что «начавшаяся из-за действий оперативного персонала авария  приобрела  неадекватные масштабы вследствие неудовлетворительной конструкции реактора». Иными словами, было, наконец-то,  признано, что реактор типа РБМК-1000, широко разрекламированный  как самый лучший из реакторов, исходно не соответствовал  нормам безопасности и имел опасные конструктивные особенности и недостатки. Однако все эти выводы были засекреченными, а народ все время получал только ложь о произошедшей катастрофе. И в то время, как все иностранные средства массовой информации говорили об угрозе для жизни людей, а телевидение показывало карты воздушных потоков в Центральной и Восточной Европе, в Киеве и других городах Украины и Белоруссии проводились праздничные первомайские демонстрации и гуляния. За отказ от их проведения строго наказывали по административной и партийной линии, как это было с одним первым секретарем райкома партии в небольшом городке под  Киевом.
   Первое официальное сообщение о катастрофе от Совета Министров СССР появилось лишь 29 апреля в районной газете «Прапор коммунизму» на третьей странице(!) и было предельно лаконичным и будничным: «На Чернобыльской атомной станции произошла авария, поврежден один из реакторов. Меры по ликвидации аварии принимаются. Потерпевшим оказывается помощь».  Еще через день в республиканской газете «Правда Украины», опять же на третьей странице, появилось новое  обтекаемое сообщение Совета Министров СССР:"На Чернобыльской атомной станции    произошла авария. На месте работает правительственная комиссия. По предварительным данным, авария произошла в одном из помещений 4-го энергоблока и привела к разрушению части строительных конструкций здания реактора, его повреждению и некоторой(!) утечке радиоактивных веществ. Погибло 2 человека. Приняты первоочередные меры по ликвидации последствий аварии. В настоящее время радиационная обстановка на АЭС и в прилегающей местности  стабилизирована(!).  Жители поселка АЭС и трех близлежащих населенных пунктов эвакуированы». И лишь 1 мая центральная газета «Правда», уже на второй странице(но все-таки не на первой) опубликовала новое сообщение Совета Министров СССР: « На Чернобыльской атомной электростанции продолжаются работы по ликвидации ПРОШЕДШЕЙ (!) аварии. В результате принятых мер за истекшие сутки  выделение радиоактивных веществ уменьшилось(!). Уровень радиации в районе АЭС и в поселке станции снизился(!). Цепной реакции деления ядерного топлива не происходит. Реактор находится в заглушенном состоянии. Развернуты работы по очистке загрязненных участков прилегающей местности. Погибли 2 человека, госпитализировано всего(!) 97 человек». Примечательно, что во всех этих сообщениях  слово « катастрофа» заменялось скромным словом «авария».  В эти же дни министр здравоохранения Украины постоянно уверял  по телевидению и радио, что радиационный фон на Украине даже ниже, чем был до аварии. А один из заводов на Украине наладил выпуск дозиметров со свинцовой прокладкой – и они постоянно показывали нормальный уровень радиации.
   Но самая  ужасная и преступная ложь партии и правительства в отношении катастрофы на ЧАЭС и ее последствий открылась после ликвидации СССР и  запрета деятельности КПСС в 1991 году. Из рассекреченных архивов стало ясно, что все эти  годы руководство страны сознательно скрывало от народа правду, причем это укрывательство шло в трех основных направлениях.
   Направление первое – это засекречивание данных о масштабах  катастрофы и ее последствиях для населения страны. Уже на следующий день после нее  появилось распоряжение  3-го Главного управления МЗ СССР « об усилении режима  секретности при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС», где давались указания о засекречивании сведений об аварии, о результатах лечения, о степени радиоактивного поражения персонала АЭС, участвовавшего в ликвидации последствий аварии. В июле 1986 года  было разослано всем военкоматам разъяснение военно-врачебной комиссии МЗ СССР о том, что « наличие признаков обострения хронических заболеваний у лиц,  привлекавшихся(!) к ликвидации  последствий аварии и не имеющих острой лучевой болезни, НЕ ДОЛЖНО ставиться в причинную связь с воздействием ионизирующего облучения».  Первое заседание оперативной группы Политбюро ЦК КПСС состоялось только 29 апреля 1986 года. Начиная с  4 мая в нее  идет поток секретных сообщений о госпитализации страны: 4 мая – 1882   человека, из них 204 с лучевой болезнью (ЛБ), в том числе 64 ребенка . в тяжелом состоянии 18; через 2 дня – 3454 человека, из них с ЛБ 367, в том числе 19 детей, в тяжелом состоянии 34; еще через неделю – уже 10198, из них 345 с ЛБ, в том числе 35 детей. Чтобы скрыть истинные размеры поражения, 8 мая  МЗ СССР секретным приказом  утвердил новые нормы допустимых уровней облучения населения. Уровней, превышающих прежние в 10 раз, что явилось в 5 раз  выше допустимых норм даже для персонала АЭС. И под эти нормы безжалостно подогнали и детей, и беременных женщин. 26 мая 1987 министр здравоохранения Украины в секретном письме министру здравоохранения СССР  сообщает: «В районах с повышенной радиацией в  областях Киевской, Житомирской и Черниговской проживает 215 тысяч человек(74,6 тысяч детей). Выявлено 39,6 тысячи больных , ранее не состоявших на учете. Всего было госпитализировано за год 20,2 тысячи человек (около 6 тысяч детей). У 2,6 тысячи детей было выявлено содержание радионуклидов йода выше 500 бэр. Радиологи и онкологи считают, что рак щитовидной железы наступает после 100 бэр».  В проекте постановления ЦК КПСС «О политической оценке катастрофы на ЧАЭС и ходе работ по ликвидации ее последствий» от 28 декабря 1990 года отмечается: «Последствия аварии продолжают сказываться на рождаемости и длительности жизни. Так, в Белоруссии за последние 4 года рождаемость снизилась на 10% и увеличилась смертность от злокачественных новообразований».  В циркуляре правительственной комиссии по Чернобылю еще в сентябре 1987 года предписывалось строго засекретить « сведения о показателях  серьезного ухудшения физической работоспособности,  потере  профессиональных навыков эксплуатационного персонала, работающего на ЧАЭС , и лиц, привлеченных по ликвидации последствий аварии».
   Второе направление обмана  народа – секретные указания об использовании радиоактивных продуктов питания.  Постановление Политбюро ЦК КПСС от 8 мая 1986 года: «При забое крупного рогатого скота и свиней установлено, что обмывание животных водой , а также удаление лимфоузлов приводит  к получению пригодного для употребления мяса».  И там же было признано, что «в настоящее время на холодильниках  мясной промышленности ряда областей Белоруссии, Украины и России находится на хранении около 10 тысяч тонн мяса с  высоким  уровнем  загрязнения радиоактивными веществами, а в августе – декабре ожидается поступление  еще 30 тысяч тонн такого мяса». Далее идет «заботливая» рекомендация: « максимально  распределить загрязненное мясо по стране и использовать его для выработки колбасных изделий, консервов и мясных полуфабрикатов в соотношении 1:10 с нормальным мясом». С 1 августа 1986 года на всей территории страны вступил в силу повышенный норматив на допустимый уровень содержания радиоактивных веществ в молоке. За период с 1986 по 1989 годы в СССР было произведено свыше  2 миллионов тонн  «загрязненного» молока и свыше 40 тысяч тонн «загрязненного» мяса. Все это ставило в опасные для проживания условия около 75 миллионов человек.
   Третье направление секретности –  дезинформация советского народа и народов других стран в прессе. Уже 29 апреля Политбюро ЦК КПСС постановило  давать различные виды  дезинформации -  для внутреннего пользования, т.е. населению страны и руководству братских партий социалистического лагеря: «ядерного взрыва не было, была лишь утечка радиоактивных веществ в результате аварии. Идут работы по ликвидации этой аварии».  Для глав государств и правительств других европейских держав, США и Канады – еще более лаконичная и расплывчатая информация, с упором на то, что  « ничего страшного не произошло». Одновременно было указано: «Направить в районы, прилегающие к зоне ЧАЭС, группу советских корреспондентов для подготовки  материалов для печати и телевидения, свидетельствующих о нормальной жизнедеятельности в этих районах».   Затем была принята директива  об  освещении на пресс-конференции основных вопросов, связанных с причинами  и  ходом ликвидации последствий аварии: « показать усиленное выполнение  широкомасштабных технических и организационных мероприятий, что  должно быть направленно на разоблачение лживых измышлений буржуазных органов информации и спецслужб о событиях на ЧАЭС».
   За все эти «секреты» партии и правительства  уже заплачено десятками тысяч жизней ликвидаторов и жертв катастрофы,онкологическими заболеваниями у детей и взрослых, потерей здоровья и качества жизни 9 миллионов людей в зонах поражения. За прошедшие после катастрофы годы зафиксировано  10 тысяч случаев  уродств у новорожденных, более 10 тысяч случаев рака щитовидной железы у детей. Только за два десятилетия от последствий   катастрофы умерло около 20 тысяч человек, включая  детей. Сколько народу стало инвалидами – никто не считал. По данным нынешнего министра здравоохранения Украины  темпы заболеваемости  раком резко возросли – каждый день в республике выявляют 18 новых онкологических больных, ежедневно  умирает 10  больных.  Это связано с тем, что в почве, а затем и в пище накапливаются такие радиоизотопы, которые являются долгоживущими и вызывающими  злокачественные перерождения в организме человека.  А между тем,  цены на медикаменты в республике все время повышаются, а медицинское страхование такого типа как в развитых странах практически отсутствует. В то же время саркофаг(«укрытие»), построенный над четвертым энергоблоком сразу после катастрофы, построенный в спешке и по проекту, весьма далекому от удачного, до сих пор продолжает излучать губительную радиацию. Еще 14 лет тому назад страны «Большой восьмерки»(в том числе и Канада) решили  выделить Украине  солидные ассигнования (свыше 700 миллионов долларов) для сооружения  постоянного и более надежного укрытия на ЧАЭС. Намечалось завершить эти работы к 2005 году. С тех пор на Чернобыль было потрачено даже больше – около двух миллиардов долларов, а строительство так и не начиналось. Куда ушли эти средства – никто на Украине не может дать вразумительного ответа. Скорее всего, могли разворовать, учитывая высокий  уровень коррупции в республике.  А старый саркофаг, несмотря на то, что его недавно несколько укрепили, все равно может в любую минуту рухнуть – и тогда радиоактивная пыль опять будет заражать атмосферу и забирать все новые и новые жизни людей.

   P.S. Все выдержки из директивных документов взяты в интернете.