10. Счастье есть

Арман Дюплесов
«Не родись счастливым! – говорил отец –
Кому-то ананасы, кому-то холодец.
Не родись счастливой! – говорила мать –
Жизнь несправедлива, надо ж понимать»

Группа Billy’s Band «Счастье есть»

 

Пётр был уже изрядно пьян. Всё вновь казалось противным и отвратительным. Без лишних церемоний он осведомился у бармена о своём вечернем кредите, расплатился, и, развернувшись на высоком табурете, оглядел уютное заведение, в котором растворился весь сегодняшний вечер.

Разномастность посетителей была представлена всеми мастями и чинами колоды: ближе всего к Петру, в центре, находились соседи по барной стойке, пришедшие в бар исключительно ради выпивки, и пьющие, насколько об этом можно было судить, немало; недалеко от стойки бара, над которой словно капитан возвышался бармен в белой рубашке, расположились однополые компании, собравшиеся в основном поговорить, ели они мало и отдавались кто чему — кто пиву, кто вину, а несколько мужских компаний общались сквозь прозрачную жидкость запотевших графинов; чуть дальше сидели пары, пришедшие сюда просто ради смены обстановки, у большинства из них столы бережно держали на себе горячие блюда, салаты и алкогольные напитки средней степени тяжести — вина и ликеры; у окон и в самой глубине помещения сидели молодые пары и молодые же компании, по всей видимости, студенты или начинающие служащие, поедали свои десерты, запивая их кофе или чаем, подмешивая к ним искренние взгляды, улыбки и смех; в самом углу, у гардероба, за излучиной барной стойки сидели несколько девиц легкого поведения, сидели так, что именно они были единственными существами, помимо бармена, которых мог видеть сидящий у стойки максимально приближенный к центру платежеспособности посетитель. А вот вытянутость и озабоченность лиц посетителей, наоборот — по мере движения от богатого центра, таяли, пока, добравшись до опушки из студентов и молодых парочек, не терялись совершенно, растворяясь в улыбках, оживленных разговорах и говорящих взглядах малоплатежеспособной молодежи.

Петру было жаль, что он снова сидит в центре этого леса, и что найти путь к опушке ему вряд ли уже удастся, а если говорить точнее, следовательно, и честнее — он больше не станет пытаться. Повернувшись, он спросил:

– Вы не против, если я тут небольшой конкурс с большой денежной премией устрою? – и, подвинув в сторону заулыбавшегося бармена несколько извлечённых из бумажника купюр, не дожидаясь его кивка, вновь повернулся к залу и громко заговорил:

– Уважаемые дамы и господа! Я предлагаю вам разнообразить ваш досуг, приняв участие в конкурсе на право обладания суммой, – тут он бросил взгляд на небольшую пачку, которую несколько секунд назад вытащил из внутреннего кармана и теперь держал в вытянутой над головой руке, – скажем, тысячи три долларов.

– Бобер, выдыхай, – послышалась непонятная, порождающая молодежный смех, фраза откуда-то из глубины зала.

Улыбнувшись скорее смеху, нежели высказыванию, Пётр продолжил:

– Принять участие может любой желающий. Весь призовой фонд уйдет тому участнику, который по компетентному мнению жюри, состоящего из меня, лучше всех ответит на один единственный вопрос — в чём смысл его жизни. Повторные ответы не зачитываются, остроумие и честность учитываются, – и добавил себе под нос – как коробейник уже заговорил, чёрт побери.

Пётр повернулся к ближайшему соседу:

– Итак?

– Мужик, ты чего, серьёзно? Это надо подумать, так, навскидку, и не скажу. Хотя нет... нет его, наверное, поэтому и мыслей о нем не возникает.

– Спасибо за честность, брат – хлопнул его по плечу Пётр, сползая с табурета. Новоиспечённый конферансье перенёс вес тела на ноги и, сделав несколько сплетённых спиртным шагов в направлении следующего посетителя, сидящего за стойкой, оторвал взгляд от пола и посмотрел на него. Это был приятный усатый мужчина, с виду, как почему-то показалось Петру, очень добрый.

– В чём смысл вашей жизни?

– В моей жизни нет смысла – грустно и коротко ответил тот.

Пётр пожал плечами и перевел вопросительный взгляд на следующего седока. Тот, не дожидаясь повторения вопроса, сказал:

– Если бы в моей жизни был смысл, я бы тут не сидел.

– Резонно, – заметил Пётр и двинулся дальше.

– В самой жизни, – сказал хорошо сложенный парень с подчеркнуто-мужскими чертами лица, также изрядно пьяный, – смысл искать беспонт.

Девицы, сидящие за изгибом стойки, стушевались и смотрели в свои креманки с коктейлями, давая понять, что отвечать они не собираются. Пётр повернулся к центру зала и, остановив взгляд на одной из пар, вопросительно приподнял брови. Первой заговорила женщина:

– Смысл жизни в радости, в самом процессе, в решении тех задач, которые встают перед человеком из-за его воплощения в физической оболочке. Ибо я верю в души и прочее, и то, что душа заключена в куске мяса и костей — это необходимо. И кроме как прохождения «телесных» испытаний — что бы дух рос — я не вижу смысла нахождения здесь. Не думаю, что Земля — это награда, типа отпуска, для нейтральной души в нейтральном космосе, Земля, скорее, как некий отработочный полигон для души — ад и рай в одном.

– Смысл не в том чтобы пронести крест от пункта отправления в пункт назначения, а в том, чтобы пронести его достойно – возразил её спутник.

Следующая пара, он:

– Ну как в чём? Делать всё так, как надо, на совесть, чтоб не было стыдно потом за себя. Ну и будет тебе счастье и бабло.

она:

– Придти к просветлению пониманию мира, пониманию себя в нём, нахождение правильного пути, и прохождение его.

– Ага, смысл жизни в поиске смысла жизни и его осуществлении, – сострил молодой человек сидящий поодаль.

– Меня тут недавно очень сильно уговаривали, что смысл именно в том, что есть жизнь после смерти и какая она будет, зависит от меня.... – начала одиноко сидящая дама. Ну, вот, я как-то очень «не очень» пока склоняюсь к такой точке зрения... люблю жить сегодняшним днем не загадывая особенно сильно... далеко в будущее. Сама часто думаю именно о смысле моей жизни...

– Эм, моей — в родном существе рядом, – приобнял свою спутницу парень лет тридцати в неплохом костюме со странным галстуком, – будет она рядом – будет всё хорошо в моей жизни. Для меня цель — хорошая семья, с детьми, с женой, которую бы я любил. Хочу, чтоб дети стали профессиональными спортсменами. А работа и деньги — средства для достижения этой цели.

– Наверное, чтобы в конце жизни не было чувства стыда..., – добавила спутница.

– Добиться успеха, – средних лет мужчина, сидящий за столиком не то с деловым партнером, не то просто с коллегой по работе.

Коллега отозвался: – Я не знаю. Я живу сегодняшним днем. Смысл — покайфовать от сделанной работы.

Увлечённый ответами и людьми, высказывания которых зачастую совершенно противоречили тому, как они выглядят, Пётр добрался до опушки и тут уж ответы пошли пестрые и разнокалиберные:

– Исключительно секс!

– В общении.

– Пользу приносить человечеству. Я ж «единица эволюции», если так вообще можно говорить.

– Жить и дать жить другим.

– Любить и быть любимой.

– Волю господа бога выполнять.

– С чисто научной точки зрения, его нет.

– Я всё-таки ученый, – ухмыльнулся Пётр, – ура!

– Смысл в нахождении новых целей на каждом этапе.

– В потреблении ради потребления.

– Быть неограниченной в свободе и удовлетворённой тем, что есть.

– Пока не знаю.

– Быть счастливой.

– Ну, в том, чтобы что-то всё время новое узнавать и чему-то учиться, наверное. И чтобы это радость приносило.

– Тупо и банально: спать, жрать, гадить, работать, гулять, портить девок...

– Наверное, лучшее, что я могу сделать — это родить детей.

– Вообще, знаете, если хоть чуть-чуть подумать, то смысла в чьей-то конкретной жизни нет, даже независимо от того, что человек сделал в своей жизни. Если абстрагироваться, то, по-моему, люди — букашки. Что один, что другой — одинаково. Не станет одного — останется масса других... Так что вопрос, на мой взгляд, некорректен. Может быть, и то только может быть, есть смысл в жизни человечества как такового.

Голоса стихли. Пётр стоял у одного из выходов и медленно вёл взглядом по посетителям. Больше всего хотелось просто подбросить те деньги, что он всё это время держал в руках и пойти прочь из этого болота. Вдруг взгляд его уперся в девиц, что сидели у стойки. Одна из них явно хотела что-то сказать, но не решалась. Взгляд человека, работающего с клиентами и заинтересованного в том, чтобы вопросы и пожелания высказывались сразу, был отточен на такого рода поведение. Он улыбнулся девушке и профессионально по-доброму, почти ласково сказал:

– Не стесняйтесь, девушка, скажите нам, что вы думаете, вы ведь слышали, никакие мнения не возбраняются.

– У меня было очень счастливое детство, – чуть ли не шёпотом начала она.

– Громче, девушка, тут все свои, – раздался голос с галерки у окна.

Девица очень жеманно откашлялась и продолжила немного громче:

– У меня было очень счастливое детство. Я никогда не задумывалась над тем, что сейчас скажу, но пришла я к этому благодаря вашим ответам. Я была очень счастливой, когда была маленькой девочкой. Хорошо помню, как меня любили мои родители, я была единственным ребенком и поэтому вся любовь родителей безраздельно принадлежала мне. Когда мне было четырнадцать лет, родители попали в автокатастрофу, и я осталась одна.

Я была поздним ребёнком, дедушки и бабушки к тому времени уже умерли, и я осталась совсем одна. Вот теперь, благодаря вам всем я поняла. Когда я родилась — я принесла этим самым несказанную радость моим родителям. Эту радость я начала приносить уже, будучи ещё хвостатым мальком в утробе матери. И потом я их радовала. А они радовали меня, ограждая от всей грязи и пошлости, которые представляет из себя этот мир. Теперь у меня самой есть дочка и я, в свою очередь, пытаюсь оградить её от всего того, с чем столкнулась сама, я любой ценой хочу дать ей счастливое детство, если и не лучше, то хотя бы такое же, как было у меня. Это и есть смысл жизни, может быть, и не только моей — дарить радость близким тебе людям. Дарить её тем, чем можешь — сначала просто тем, что ты есть, потом тем, что ты стараешься, рисуешь красивые картинки, потом хорошо учишься в школе и твердо шагаешь по жизненному пути. А потом и у тебя появляется маленькое чудо, дарящее тебе радость, которое ты бережёшь от ветра и дождя, как искорку света в этом царстве тьмы. Вот вы никогда не обращали внимание, как приятно дарить подарки, или просто цветы? Ведь каждый согласится, что даритель получает ещё большее удовольствие, чем одариваемый... я как-то так это всё вижу. Смысл — подарить хотя бы одному ребенку счастливое детство, оградить его от грязи этого мира... понимаете? Не в детях, а в их счастливом детстве...

Какое-то время по облакам сигаретного дыма расползалась тишина. Она прокралась в душу каждого из посетителей, умиротворяющим спокойствием оседая на самое дно. Первым тишину нарушил резкий звук со стороны стойки — это мужчина, которого, кажется, спрашивали вторым начал аплодировать. В зале послышались робкие отзывы ладоней других постояльцев, которые за несколько секунд обратились в рукоплескания, посвисты и добрые взгляды на готовую провалиться от непонятного стыда девушку.

Пётр подошёл и неожиданно для неё поцеловал руку: – Спасибо вам огромное, девушка, спасибо, что вы есть в этом мире. Да не скромничайте же вы — это момент вашей славы, поклонитесь публике.

Мало по малу стыд её перешёл в радость, а глаза посетителей всё меньшим числом были направлены в их сторону и всё больше в сторону своих спутников. Когда Пётр передал девушке пачку денег, и последние наблюдатели потеряли интерес и сосредоточились на чём-то другом.

– Ой, не нужно денег, пожалуйста, – взмолилась Виктория, противясь передаче приза.

– Берите, берите, – настаивал Пётр, – Ваши слова дорогого стоят, но у меня больше с собой нет, уж извините, – улыбнулся он. Хотите, я вас провожу? Сумма опасная, и не за такие копейки людей калечили...