Встреча с медитативностью

Анатолий Образцов
Лучше уйти от статичного термина «медитация», заменив его наименованием состояния – медитативностью. Это очень просто. Лучше всего провести аналогию со сном. Может быть множество способов вхождения в сон. Некоторые просто ложатся и засыпают – но все большее число людей с этим испытывают большие сложности. Они должны прибегать к различным способам – счету, представлениям, чтению, а в самых крайних случаях – к применению транквилизаторов. И все это делается для того, чтобы достичь непосредственно сна без сновидений, в котором только и происходит пополнение жизненной энергии. В процессе засыпания мозг продолжает работу бодрствования, но под ослабевшим контролем сознания. Именно поэтому практически все время, в течение которого человек «спит», сном назвать нельзя. И только истощив материал, накопленный мозгом, человек на несколько минут (в лучшем случае) может войти в то благословенное состояние – глубокий сон – ради которого и затевается весь отдых. Необходимо понимать, что именно сон без сновидений является естественным состоянием человека, в котором он имеет возможность контакта с первоисточником энергии, пополняя свои ресурсы; все остальное, что вы называете сном – неестественное следствие переутомления, перевозбуждения и неоправданно повышенного темпа жизни.
 Второй хорошей иллюстрацией к теме разговора является смерть – уход человека из физического тела. Сам этот процесс у всех совершенно одинаков, а вот способов вхождения в него – великое множество. Но и здесь все перепутано – способ вхождения вы называете «смертью», а сам уход энергии из тела не видите.
 Именно поэтому необходимо различать непосредственно медитативность (и она у всех одинакова) и вхождение в нее, которое сейчас называют «медитацией». Способов вхождения в медитативность может быть столько, сколько людей на Земле – это сугубо индивидуальный процесс. Медитативное состояние невозможно описать словами, но можно передать отрицательными признаками: происходит прекращение расхода всех видов энергии, которыми человек оперирует в обычной жизни; если отток энергии прекращен (а она, по определению, остановиться не может), становится возможным ее вертикальное восхождение. Именно его называют «ростом сознания», и оно приводит к тому множеству эффектов, наблюдаемых или испытываемых входящими в медитативность. Те многочисленные школы, практики, методы, пропагандирующие именно «свою медитацию» и доказывающие ее эффективность, на самом деле спорят ни о чем – любой способ вхождения хорош, если он комфортен человеку и ведет к медитативности. Способов вхождения за историю человечества наработано великое множество: это молитва, созерцание, дыхательные практики, динамические методы, утомление ума мантрами и коанами – и еще тысячи прекраснейших Путей; и одной из главных задач является не поиск лучшего из них, а показ наиболее широкого спектра, чтобы ищущий имел возможность выбора «пути сердца», либо обнаружил индивидуальный, до сих пор неведомый.
 Любой аспект жизни человека при правильном понимании и применении может послужить входом в медитативность – секс и безбрачие, еда и пост, движение и покой, работа и бездействие…  Каждый ищущий в творческом процессе должен обнаружить тот способ, который позволит пробудиться его духовному сердцу - свой "Путь сердца".
 Раньше медитативность была таким же естественным состоянием человека, как и сон. Это было связано с особенностями жизни – люди были ближе к природе, мозг не был настолько перегружен информацией и впечатлениями, как сейчас, и успевал не только переработать их за время бодрствования, но и обеспечить себе возможность «отключения» - а это и является естественной медитативностью. В связи с возросшей интенсивностью жизни человечество забыло ее, и эта потеря невосполнима, ибо произошел разрыв со своей сущностью. Поэтому вопрос о необходимости медитативности напоминает сомнения в надобности сна. Во втором никто не сомневается, первое же обсуждают по неведению. Сделав первые шаги в поисках вхождения в медитативность, вы измените свое взаимоотношение с Бытием, связываясь с ним энергетически и укрепляя, оздоравливая все процессы в организме. Различные страхи, связанные с медитативностью, объясняются элементарной неуверенностью в сохранении личности. Если засыпая человек уверен, что проснется тем же самым, и спокойно это делает, то в медитативности и в смерти у него такой уверенности нет – отсюда и страх этих естественных состояний.   Об этом и многом другом можно поговорить в группе искателей http://poputchiki.org.