Американская школа. Локеры

Михаил Абрамов
Локеры, учебники и американские фундаменталисты

Мы уже довольно много узнали об американской школе, но при всем том у читателя может возникнуть вопрос:
- А есть ли в американской школе такое отличие, что прямо сразу бросается в глаза бывшему советскому школьнику?
Да, есть. Это - локеры.

Помню как ошарашил меня школьный коридор, когда я впервые оказался в американской школе: коридорные стены были увешаны шкафчиками, как в бане моего детства, только без лавок. Эти шкафчики и есть локеры. У каждого ученика - свой шкафчик со своими замком.

Я сказал, что они мне напомнили шкафчики в бане, и у читателя может создаться впечатление, что в локерах запирают одежду. Хотя в локере можно держать, скажем, тренировочный костюм или беговые кроссовки, основное их назначение другое: они служат для хранения учебников. Учебников? Да, учебников.

Российские читатели, скорее всего, плохо представляют себе вес, размеры и стоимость американских учебников.

Для того, чтобы читатель понял насколько тяжелы учебники, вот рекомендация одного из сайтов для школьников: как организовать локер.

«Place your books upright on the bottom shelf, because they will break the top shelf from being too heavy, with the spines facing you.”

«Поставь все книги на нижнюю полку, потому что, если положить их одна на другую на верхнюю полку, они ее поломают».

Книги могут своим весом поломать полку, которая, кстати, металлическая!

В двух штатах, Джорджии и Калифорнии, даже решили принять законы, ограничивающие вес школьных учебников. Вот, например, вес книг, который разрешается в Калифорнии:

1-4 классы: одна книга не больше 3 фунтов
5-8 классы: одна книга не больше 4 фунтов
9-12 классы: одна книга не больше 5 фунтов

Если 5 предметов в день - это 6,5 кг для ребенка 7-10 лет и 11,5 кг для старшеклассника. И это только книги, не включая папки с листами для заметок и прочие принадлежности. Я помню, как-то, не сознавая насколько тяжел Алешкин рюкзак, решил подхватить его сходу по дороге - и извинился: рюкзак с формой, книгами и прочим барахлом весил, пожалуй, килограм 20. Алешка уже учился в старших классах тогда.

Стоимость учебников вполне соизмерима с их весом. Средняя(!) стоимость учебника - 70 долларов. Это не значит, что родители платят всю сумму за учебники. В большинстве случаев учебник можно взять в библиотеке. Конечно, это не то же самое, что свой, который может остаться у тебя, если понадобится что-то вспомнить. И вообще, я помню радость, когда приносил домой новые учебники на следующий год. И, хотя родители не платят за учебники напрямую, это не значит, что они им ничего не стоят. Стоят, конечно. Платить-то школьный налог надо. Вот там и учебники оплатятся.

В скобках замечу, хотя это не тема настоящих заметок, что учебники в университете еще дороже, и там за них надо платить полную стоимость, а это, опять-таки в среднем(!) в районе 1100 - 1200 долларов в год.

Причины почему учебники такие дорогие, конечно, есть. Они очень хорошо изданы полиграфически: с твердым переплетом, плотной бумагой, цветными схемами, большими полями. Если бы их можно было поднять, то держать в руках одно удовольствие.

Что внутри, какого содержание учебников - это другое дело. Те, что я просматривал из области природоведения, мне понравились. Но я никоим образом не эксперт.

Конечно, болше всего дискуссий о содержании учебников в Америке ведется по поводу дарвинизма.

Насколько мне известно, в мире теория эволюции не вызывает больших споров, за исключением США и стран, гда правят исламские фундаменталтсты.

В Америке долгое время во многих штатах запрещали учить эволюцию в школах. Известен «обезьяний процесс» в Теннеси в 1925 году, когда учителя биологии приговорили к тюремному заключению за преподавание дарвинизма. Ситуация круто поменялась после запуска советского спутника. Правящие круги, напуганные возможностью отставания в науке, спешно перестроились и начали борьбу с «креатионизмом», библейской версией создания мира. В 1960 годы Верховный суд признал преподавание «креатионизма» в курсах естествознания неконституционным, т. е. запретил. Это помогло, но не надолго. «Креатионизм» надел маску “продуманного дизайна" и всплыл на поверхность в 1990 годы и особенно при Президенте Буше. Сейчас регулярно то в одном, то в другом штате требуют поставить на одну доску научную теорию и религиозный миф. Это совсем не трудно в демократической стране: достаточно собрать большинство голосов - и готово.

Но не надо думать, что только эволюционная теория стоит поперек горла у американских фундаменталистов. Второй закон термодинамики тоже не выдерживает критики. Слишком много хаоса.

«Это – Америка, – говорит Дуэйн Коллинс из Гетлинберга, Теннеси, отец пятерых детей. – И в этой стране мы имеем данное богом право изменять законы, которые не считаем христианскими. Мы, объединившись, требуем, чтобы второй закон термодинамики был аннулирован, и, что бы ни случилось, наш голос будет услышан. Это – просто факт, и ничьи слова не смогут изменить этого».

P.S.

***
"Но не забывайте, что в Соединенных Штатах люди, умеющие читать, писать и считать, редко пользуются большим уважением. Мы страна болтунов; говорунам больше всего платят, ими больше всего восхищаются, и поэтому наши дети болтают без умолку, подражая кумирам, созданным телевидением и учителями. Учить «основам» стало очень трудно, так как они уже не являются более основами общества, которое мы построили.

Посмотрите еще раз на семь предметов школьного цикла: бессистемность, сепарация, безразличие, эмоциональная и интеллектуальная зависимости, зависимость самооценки от мнения окружающих, полная подконтрольность – все это направлено на воспитание людей, лишенных возможности реализовать заложенные в них способности, людей, которые всегда будут принадлежать нижним слоям общества. Со временем это воспитание вышло за пределы своей изначальной цели – держать под контролем бедняков."

Джон Тэйлор Гатто
"Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя"

***
Первая статья
http://www.proza.ru/2009/10/08/258

Следующая статья
http://www.proza.ru/2011/06/04/256