День скорби зовет к сплочению и действиям

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
День скорби
зовет к сплочению и действиям

          
           Очередная годовщина печальной памяти Указа от 28 августа 1941 года заставляет еще раз вспомнить всё, через что мы с тех пор прошли. Мы были первым из народов, чья государственность была уничтожена и кто был депортирован из род¬ных мест. И мы остались единственным из депорти¬рованных народов, кто не смог еще вернуться в род¬ные края и чья государ¬ственность до сих пор не восстановлена.
           Мы потеряли многих. Враги, с оружием в руках воевавшие против нашей страны четыре года, поте¬ряли в процентном отно¬шении меньше, чем мы, российские немцы, рабо¬тавшие на благо своей страны. И мы потеряли многое, без чего невоз¬можно дышать, жить, хотя мы берегли свой язык, свою культуру, свои тра¬диции как могли. Но в ус¬ловиях распыленного про¬живания, дискриминации во всех сферах жизни, запрета на всё национальное, вплоть до вероисповеда¬ния, невозможно было из-бежать потерь. Однако мы помним, что у нас было, и мы твёрдо знаем, что нам нужно, а значит, национальный очаг нашего народа еще не погас.
           Мы изменились за про¬шедшие годы и как народ. Сегодня российские нем¬цы уже не те, что были до выселения. Семьдесят процентов межнациональ¬ных браков - это около миллиона супругов, пре-имущественно русских, это более двух миллионов детей полунемцев, но за-писанных русскими (чтобы отвратить от них горький удел немца в СССР). То есть российские немцы се¬годня как народ - это уже не только «чистые немцы». Потеря ли это? А может быть, это приоб¬ретение нашего народа? Несомненно, приобрете¬ние. И огромное. Во всех смыслах. Но при одном ус¬ловии: если наши потери национального, немецкого не станут полными и необратимыми.
           За последние пять лет мы сделали немало в рам¬ках национального движе¬ния. Мы добились нужных нам законов, указов, межгосударственных соглаше¬ний. Мы создали два не¬мецких национальных рай¬она - на Алтае и в Омской области. Мы создали ряд компактных немецких поселений на Волге. Мы переломили   отношение к российским немцам на территории  бывшего СССР и в Германии.
           Но наша государствен¬ность до сих пор не вос¬становлена. Путь к ней не¬легкий и долгий. Из ряда регионов бывшего СССР наши немцы (вместе с представителями других народов) вынуждены бежать. Помощь от России скудна. Помощь от Герма¬нии по этой причине тоже весьма ограниченна.
           И тем не менее - мы боремся дальше. За наше национальное будущее. За то, чтобы сохраниться как народ. За восстановление нашей государственности.
           Мы наработали себе не¬малый опыт. Мы поняли, что за нас никто ничего для нас не сделает. А без нас сделает совсем не то, что нам нужно. И что у всех «заинтересованных сто¬рон» есть в нашей пробле¬ме свои интересы - госу¬дарственные, региональ¬ные или личные. И не учи¬тывать их, если мы хотим чего-то добиться, нельзя.
           Мы также видим, что пора громких заявлений, ультиматумов, митингов и   демонстраций, как и пора детской игры в политику и в лидеров, прошла. Требуется напря¬женная, повседневная, ча¬сто черновая, работа - без шума и без криков. Требуется чувство ответ¬ственности за будущее на¬шего народа.
           Нам сегодня также ясно, что выезд не явля¬ется для нас как народа решением: нас слишком много, чтобы уйти от ре¬шения нашей проблемы таким путем. Но нам не менее ясно, что без госу¬дарственности у нас буду-щего нет. И что только в этом направлении мы должны работать.
           И больше, чем когда-либо, нам сегодня ясно, что пора преодолевать конфронтацию в нацио¬нальном движении. Те, кто действительно хочет что-то сделать для буду¬щего своего народа, мо¬жет и должен сегодня объединиться. Кто не хо¬чет - отойдите в сторону и не позволяйте себя дальше использовать про¬тив вашего же народа.
           И нам нужно серьезно, всем вместе, обсудить наши дела. Я предлагаю сделать единственную центральную немецкую га¬зету «Нойес Лебен» нашей народной газетой. Пусть каждая семья российских немцев выпишет ее. Пусть газета станет трибуной для всех наших движений и обществ, для всего нашего народа. И пусть каждый выскажет на ее страницах свои предложения по тому, что и как нам ¬всем надо делать - сегодня, завтра, в будущем.
           Давайте помнить, что мы - один народ. Народ, который уникален и значим не меньше, чем любой другой народ на Земле. И от каждого из нас сегодня зависит наше будущее.
           Мы - народ. Давайте же в день скорби нашего народа, 28 августа, где бы мы ни проживали: в России или в Казахстане, на Украине или в Германии, - и где бы мы ни были: на работе или дома, в пути или на собрании, - давайте ровно в 16.00 по московскому времени, с сигналом точного времени, все встанем. Чтобы минутой молчания почтить память всех российских немцев, кто пал жертвой несправедливых репрессий, кто не дожил до восстановления справедливости и нашей государственности. Чтобы задуматься о том, как нам в очередной раз в нашей нелегкой истории выйти с честью и достоинством из тяжелейшей ситуации.
          И чтобы ощутить, что в эти мгновения весь наш народ един: мы вместе скорбим, и мы все вместе готовы действовать. Потому что иного не дано.

          Август 1993 г.