Покаяние

Виктор Кузьмин
Покаяние.
22.07.2005 10:36.  Есть, как бы, два вида покаяния. Первое – это истинное покаяние, после которого грехи прощает Бог. Второе – это когда сам человек прощает себе грехи, думая и полагая, что Бог ему простил.
Духовное прозрение может быть и без покаяния, а истинное покаяние может быть только после раскрытия духовного виденья – видения греховных свойств в душе своей, и после того, когда обличает совесть. Глубина покаяния от обличения совести зависит от ее чистоты. Совесть обличает после совершения греховного поступка, духовное же виденье видит греховные свойства состоянием души в потенциале, с предварительным определением совершаемого поступка – греховен он или нет. Если совершается греховный поступок невольно, по немощи, или по принуждению, то так же обличает и мучает совесть и требует покаяния.
Можно ли определить то, простил ли Бог согрешение или нет? Определить можно, но этого не следует делать, потому что можно впасть в самообольщение и обмануть себя. Видя и зная, что Бог простил, лучше предполагать, что не простил. А не является ли в этом случае самообман? Да является, но из больших зол мы выбираем меньшее и в данном случае прельщение имеет степень греховности превышающую степень самого греха, а укорительный самообман не имеет сути согрешения.
Всегда лучше то, чтобы предполагать, что Бог не простил грех, с верой и надеждой, что простит, чем быть уверенным, что Он его уже простил. Чистая совесть отпускает мучение, когда сила и степень страдания уравнивает степень тяжести совершенного согрешения. И мучение совести проходит раньше, если голос ее забивается нежеланием переносить и терпеть обличающие страдания.
Свойство совести тоже двойственно. Есть чистая и такая, которая от самолюбия, от гордости, от тщеславия и, может быть, еще от какой примеси. И поэтому, если обличающее мучение проходит, есть смысл продлить его дополнительным самоукорением и самоосуждением, чтобы покрыть с лихвой степень тяжести согрешения.
Спаситель дает то, что приводит к покаянию и принимает его. А не то, что страдает за наши грехи, берет их на себя и т.д. как полагают многие, и не только протестанты, но и православные.
В исламе нет Спасителя, там есть только закон. Но исполнить закон без проявления зла невозможно. И поэтому необходим Спаситель. Сила тяжести согрешения компенсируется не мучением наказания, а силой страдания покаяния или в покаянии. Покаяние добровольно, а наказание принудительно. И поэтому прощает грех Бог, а наказывает за грехи сатана. Сам Бог не наказывает, а отступает, снимает защиту и покровительство, если душа не кается.
Большое и основное значение имеет направленность – к покаянию или к оправданию.


Мф.22. 43.  Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Когда человек имеет какое-то согрешение, ну, скажем, крал, потом раскаялся в этом, то дух воровства покинул его, но он вдруг начал возносится, тщеславится и кичится тем, что он раскаялся и больше не ворует. Вот тут и возвращаются к нему семь злейших духов. И он в прельщении того, что Бог простил ему грех, в тщеславии и обольщении уже не только не будет кается, а будет и воровать, но оправдывать себя, кичится и наглеть. Потому и, последнее хуже первого.
22.07.2005 21:54.  Протестанты составляют в этом отношении наиболее яркий пример. Один раз покаявшись, они уже уверены, что Господь простил им все грехи, считают себя праведниками, кичатся и взносятся тем, что стали не такие, как все. Так, человек уж лучше пусть ворует, чем покаявшись и перестав воровать, начинает возноситься, гордится, обольщаться, тщеславиться, и доходит до того, что начинает себя считать святым, не являясь таковым. Праведность не по достоинству, а по возношению, является большим грехом, чем любой грех, но в покаянии и сокрушении.