Гостинцы от дочек

Александр Воронин-Филолог
                Было это ещё во времена всеобщего дефицита, когда колбаса стоила 2-20,  батон - 13 копеек, а  водка – 2-87. Почти каждый праздник я с двоюродным братом на 2-3 дня ездил в деревню к дедушке с бабушкой, проведать их и передать гостинцы от двух дочек, живущих в городе. А они, в свою очередь, целую неделю перед этим через знакомых в столе заказов, доставали для стариков чего-нибудь вкусненького, что не купить в деревне: шоколадные конфеты, сыр, масло, кофе, колбасу, шпроты, печенье, икру и всем этим набивали нам рюкзаки так, что мы еле-еле поднимали их на спину. Были   и обычные продукты - батоны, яблоки, помидоры,  огурцы,  печенье,  пряники.
                Ездили тогда поездом "Москва-Ленинград". Садились на него в Вербилках или в Савёлово. Это была самая весёлая дорога из всех, что я знал. В 60-е годы в одном из вагонов был даже буфет с полным джентльменским набором: коньяк, вино, пиво и закуска. Потом вагон-буфет сгорел и народ на каждой станции штурмом брал привокзальные палатки. Нас от этой  русской  беды тогда спасала  только  молодость и вечная нехватка денег. Трезвому в этом поезде ехать было муторно. Только  отдав дань народной традиции, ты чувствовал себя своим в доску среди таких  же простых и  весёлых  душек-россиян.               
                Кстати, дедушка, к которому мы так любили ездить и один из его зятьёв,  частенько попадали во всякие истории именно в этом поезде. Чаще всего они просыпали свою станцию, о чём со смехом нам потом рассказывали: "- Открываю глаза, смотрю в окно - поезд стоит, паровоз меняют. То ли Овинищи, то ли Остолопово, а, может, и ещё дальше заехал, не пойму никак, где я. Солнце светит вовсю, а меня ещё в час ночи бабушка должна была на лошади встретить. Волнуется ведь, думаю, там она, может до сих пор по перрону бегает. Хватаю вещи и на выход. А поезд-то ходит раз в сутки. Приходилось на товарняках домой добираться. Потом бабушка три дня моё  бельё  отстирывала от угольной  пыли  и  мазута. Вот, братцы, до чего вино доводит. Не  пейте, ради  Бога,  лучше  уж  курите".
                В тот раз наша "пьяная дорога" и со мной сыграла похожую шутку. Сначала всё было хорошо - сели, познакомились с соседями, выпили немного. А в Кашине всё и началось - набился целый вагон молодых девчонок из техникума, которые ехали на выходные домой. В наше купе сели самые красивые, да такие хохотушки, что мы с братом тоже чуть не проехали свою станцию. До того они нам понравились, что пришлось даже выставить марочное вино, которое везли бабушке, не скупились и на закуску, здраво рассудив, что чем больше девчата съедят, тем нам легче будет нести рюкзаки. Голодные студентки, ради приличия, тоже кое-что доставали из своих рюкзаков, которые все вперемешку стояли на второй полке. Когда снимали один из рюкзаков, то остальные просто сдвигали к окну, а этот ставили с краю, чтобы не трясти им над столом с продуктами. Свет проводница скоро погасила, оставив гореть одни ночники в проходе, но нам это совсем не мешало - в темноте девчонки казались ещё красивее.
                На нашу станцию поезд приходил в час ночи. Уже визжали тормоза, когда мы с братом схватили рюкзаки и  побежали  к выходу. Выскочили на перрон, стоим, машем попутчицам, зовём их в гости, слезайте, не пожалеете,  на  руках  до деревни  понесём!  Они в ответ хохочут: "- Поехали лучше вы с нами! Вы нам  тоже  понравились!  Давно  таких  весёлых  не  видели!"    Стоянка поезда  всего   одна минута, он свистнул и растаял в темноте, а мы всё никак не можем успокоиться - надо же, как всё хорошо началось и ничем не закончилось. Вертим головами в темноте, прислушиваемся, может, всё же какая-нибудь отчаянная спрыгнула. Нет, всё тихо, кроме нас вообще никто не вышел. Вот так вся жизнь пройдёт и  вспомнить нечего будет. Брат с горя закурил и говорит мне: "- Ладно, в другой раз повезёт. Давай, доставай фонарики и пойдём потихоньку". Вокруг темень, хоть глаз коли и дождик мелкий зарядил некстати. Я присел на корточки, стал ощупывать свой рюкзак, лежавший на земле и тут у меня в первый раз заныло сердце: "- Ё-моё! - говорю брату. - Я не тот рюкзак взял с полки". Он не поверил, стал чиркать спички, а когда увидел, что лежит в рюкзаке, то с ним случилась лёгкая истерика, он бегал вокруг меня, бил себя ладонями по ляжкам и хохотал без остановки, причитая: "- Ой, я не могу! Ой, умора! Ну, ты и учудил! Вот бабушка обрадуется!" А мне было не до смеха - с чем я приду к старикам? Ведь я вёз праздничные гостинцы, а студентки ехали с сельхозработ домой помыться и переодеться в чистую одежду. Ясное дело, что и рюкзаки их были набиты не пряниками.
                Пять километров до деревни, которые мы обычно пробегали с вещами за час, в этот раз мне показались, как все двадцать. Я уныло плёлся за безостановочно хохотавшим братом и полупустой рюкзак за спиной, оттягивал мне плечи, будто был набит кирпичами. Дома брат сел с дедом за стол отметить встречу, а я сразу залез под одеяло и уснул мёртвым сном, так и не придумав, что скажу завтра деду с бабушкой, сияющим от счастья, потому что  дочки их  не  забыли и прислали сразу двух  внуков  с  гостинцами.
                Рано утром, сквозь сон, слышу, как бабушка стала разбирать рюкзаки, что-то выносить на  холод,  что-то  показывать деду  и, видимо, вывалив всё из "моего" рюкзака, стала  поминать недобрыми словами дочек: " - Да  что ж это такое? Они там, совсем  сдурели  в городе? Нашли, что послать старухе! Глянь-ка, дед, да они надо мной  издеваются!"
                Нам с братом было уже не до сна, мы еле сдерживались, чтобы не расхохотаться  в  голос, сквозь прищуренные веки наблюдая, как бабушка трясёт перед носом деда охапкой чёрных колготок, бюстгальтеров, ажурных цветных трусиков и прочей  девичьей  амуницией. Дед  был  поопытнее  в этих делах и поэтому догадался  первым: " - Наверно, Сашка  рюкзаки  в поезде перепутал. Встретил кралю, губы раскатал, она ему и подсунула своё грязное бельишко. Да  и  напились, видно, хорошо. Вон  до  сих  пор  храпят.  Так  бы  уж  давно  встали,  есть  захотели".
                А  в  это  же время одна из наших  ночных  хохотушек сидела дома в Красном Холму, уплетала за обе щёки  докторскую  колбасу и пила индийский чай с тортом.  И  нас   вспоминала  добрым  словом – таких   весёлых  и  щедрых.
                Ругать нас было бесполезно - дело уже сделано. Чтобы как-то искупить свою вину, мы все праздники ударно работали: ходили в лес рубить дрова, вывозили навоз от коровы на салазках в огород. И всё равно, лет десять потом,  дед-юморист, хитро на нас прищурившись, за  столом  рассказывал  гостям,  как на октябрьскую внуки привезли  подарки  бабушке: красные резиновые сапоги,  капроновые колготки  и  кучу  нижнего  ажурного белья.     Над  нами  дружно  хохотала  вся  деревня  и  приезжие  родственники. Повезло  ещё  в  том,  что никаких  обидных  кличек  нам  не навесили  за  этот  случай.