Луис Парет и Алькасар

Улексия Миссосупова
Luis Paret y Alcazar (11 февраля 1746, Мадрид — 14 февраля 1799, Мадрид) - Испанский живописец и рисовальщик эпохи рококо. Специализировался на изысканных морских и городских пейзажах, натюрмортах и интерьерах дворцов.
Его отец Пабло Парет был французом каталонского происхождения, а мать - Maрия дель Пилар была испанкой. Есть сведения, что азам рисования мальчик учился у французского ювелира Огюстина Дуфло (1722-1767), а затем у монаха Бартоломео де Сан-Антонио (1708-1782), который доводился дядей архитектору Вентуре Родригесу.
Учился он в мастерской у Антонио Гонсалеса Веласкеса. Уже в 1760 году Парет завоевал второе место в конкурсе, проводимом ежегодно Академией.
Еще будучи студентом, юноша испытал влияние французского искусства позднего рококо, посещая студию французского живописца Шарля де ла Траверс (Charles de la Traverse), ученика Франсуа Буше. Траверс был послом Франции в Испании и в то время работал над большим полотном «Шествие из Осунны» (the Marchese of Ossun).
Опять же, еще в студенческие годы Парет обзавелся покровителем в лице инфанта дона Луиса де Бурбона, брата короля Карла III. Благодаря поддержке дона Луиса юный художник в 1763 году отправляется в Италию для расширения своего художественного и гуманитарного образования. Он посещает музеи, изучает греческий и латинский языки, много рисует.
В 1766 году Парет возвращается на родину, представляет на конкурсе в Академии одну из своих работ и завоевывает первую премию.
С 1770 года художник начинает писать по заказу короля Карла III и инфанта дона Луиса.
О колористическом даровании художника свидетельствует «Завтрак Карла III» (между 1768 и 1775, Мадрид, Прадо), где в высоком, залитом солнцем дворцовом зале король одиноко восседает за просторным столом в присутствии группы почтительных придворных и его любимых охотничьих собак.
Завтрак Карла III
Улекса фон Лу
В лепных украшениях зала -
И сила, и жизнь, и движенье,
Застывшее в гипсе мгновенье,
В котором таится немало!

Костер из бутонов и листьев -
Кипение жизни растений,
На стенах от них пляшут тени,
Как чувства без примеси мыслей.

И лица портретов с улыбкой
В глазах смотрят на проходящих,
Небрежно взглянувших, спешащих,
Но слышат в сердцах звуки скрипок!

Они нам даруют прощенье
И дарят гармонию мыслей,
Желая нам в беге за смыслом
Познать глубину постиженья!

И пышные завтраки Карла
в парадном расписанном зале -
кипение жизни и радость!
Посмотрим и в красках узнаем

Себя в буйном цвете весеннем
кипения мыслей и чувства,
порою мы будто растенья
Под солнцем и властью искусства!

Картина - Луис Парет-и-Алькасар (11 февраля 1746 — 14 февраля 1799) Завтрак Карла III. Между 1768 и 1775. Мадрид, Прадо.
В 1775 году он был назначен придворным живописцем дона Луиса, для которого написал несколько своих самых известных жанровых сцен, в том числе «Магазин модной одежды» (The Boutique, Мадрид, музей Лазаро Гальдиано).
При этом между художником и инфантом установились такие теплые и дружеские отношения,
что дон Луис доверяет Парету тайны своих амурных дел. Художник участвует в интригах, оказывает помощь в любовных свиданиях, в сложных делах любви своего покровителя и т.д. Карлос III, узнав об этих авантюрах брата и участии в них художника, ссылает родственника в 1775 году в Пуэрто-Рико. Парет сопровождает дона Луиса в ссылке.
Впрочем, и в далеком Пуэрто-Рико Парет не тратил время зря. Наказание не изменило интересов и настроения элегантного художника. Он пользуется большим влиянием и уважением среди художников на острове. При этом занимается у художника Хосе Кампече (Jos; Campeche) и помогает организовать ему рисовальную школу. Парет продолжает писать жанровые картины и увлекается цветочными натюрмортами, которые все называют «бамбочадас» (bambochadas), за то, что они пользуются успехом только у бедного населения.
Через четыре года, в 1778 году, из Мадрида приходит помилование и позволение вернуться в Испанию. Правда, художнику запрещается проживать в столице, поэтому он селится в Бильбао.
Здесь он в 1779 году женится на Марии де лас Ниевес Микаэле Фурдинье (Maria de las Nieves Micaela Fourdinier), чей замечательный портрет находится в музее Прадо в Мадриде, и успешно работает до 1787 года.
В 1780 году Парет из Бильбао посылает в Академию картину «Благоразумие Диогена» (Мадрид, Академия Сан Фернандо) и становится ее членом.
Пребывание в Бильбао обратило художника к пейзажу, к изображению морских гаваней, широкого кантабрийского побережья с низкой линией горизонта и огромным простором неба, написанного светлыми красками. Впрочем, это была не любовь художника к пейзажу, а очередной королевский заказ. Карл, вдохновленный увиденными пейзажами, которые Людовик XV заказал Клоду Жозефу Верне, заказывает Парету аналогичные пейзажи северной Испании с морем и видами испанских портов.
В 1787 году Парет получает крупный заказ на религиозную живопись, который можно считать последним декоративным рококо в испанской живописи. Он украшает купола в церкви Сан-Хуан-дель-Рамо, а в церкви Санта-Мария-де-Виана в Наварре пишет сцены из жизни Иоанна Крестителя.
После смерти короля Карла III в 1788 году художник, наконец-то, получает разрешение вернуться в Мадрид. К сожалению, после возвращения в столицу, несмотря на то, что Парет становится преподавателем в Академии Сан-Фернандо (и это в возрасте 42 лет!), он получает от королевского дворца заказы, главным образом, рисовать и гравировать виды портов, своеобразный испанский вариант итальянских ведут (от итальянского veduta - вид), то есть городских пейзажей.
Правда, по просьбе Академии Парет готовит и оформляет торжества по случаю восхождения на престол нового короля - Карла IV.
Кроме того, в 1791 году художник пишет картину « Фернандо VII принимает присягу, как принц Астурийский», а в 1792 году – одну из своих известных работ «Ботанический сад».
Последние десять лет своей жизни художника связаны с Академией. В это время в Академии преподавал Гойя, который в 1795 году, после смерти Байеу, становится директором живописного отделения. Парет тоже получает должность вице-секретаря.
Парет умер в 1799 году в возрасте 53 лет, оставив жену и двух дочерей практически в нищете, потому что ему не удалось оформить официальную пенсию. Вскоре на фоне неуемной энергии обновления всего испанского искусства Гойей, имя Парета было забыто, его вспоминали только по поводу любовных похождений инфанта Луиса.
И все же, человек широкой культуры, открытый художественным новшествам времени, Парет внес большой вклад в европейскую живопись XVIII в. Как бы то ни было, но в настоящее время Парета вторым (после Гойи, естественно!) испанским художником восемнадцатого века.
Удивлен такой постановке вопроса, но эта фразу встретил в одной из биографий художника на испанском сайте, поэтому и решил завершить ею информацию о Луисе Парет.

По материалам блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post131622355/