Дайвинг, как метод воспитания

Виктор Дущенко
Все мы когда-то научились плавать. Все научились нырять, плыть под водой. Когда ты знаешь, что дно реки ровное, без камней, то плывешь, сколько хватит воздуху в легких на максимальной глубине, у самого дна. Чтобы тебя сверху не заметили. Гребешь руками и ногами по-лягушачьи. Производишь такие движения, которые позволяют не всплывать на поверхность и двигаться вперед. Тут ведь две стороны дела, как два конца у палки. Наберешь полные легкие воздуху, тебя выпирает на поверхность. Сэкономишь, оставишь запас пустоты – мало времени под водой продержишься. А цель у всех одна – как можно дольше пробыть под водой. Кто дольше продержится, тот дальше и уплывет. Сколько видов состязаний мы устраивали! Были соревнования по дальности плавания под водой. Были и просто догонялки. Ну и конечно на время.
А однажды отец научил меня плавать совсем другим способом. Нужно нырнуть, наклониться вперед и бежать по дну, резко отталкиваясь ногами от ила или песка; что там у тебя под ногами. Руками в этом случае нужно работать так, чтобы удерживать свое туловище внизу. В общем, грести от себя назад и в стороны. Но здесь одна проблема. У нас на речном дне было много разбитых мидий. Об эти ракушки мы часто резали пальцы.  Но результат несравнимый. В два раза дальше можно пробежать, чем проплыть обычным способом.
Научиться нырять легче, чем плавать. Набрал в себя воздуху, задержал дыхание, нырнул под воду и сиди, жди, сколько сможешь. Мы даже как-то тренировались. Ныряли на время. Тренировки помогают. Несколько дней и ты уже находишься под водой не сорок – пятьдесят секунд, а полторы минуты и т.д.
Однажды всему этому удовольствию пришел конец. И не на день – два. Не на месяц, а на все лето. Мы с моим соседом и другом Юрой как обычно купались в речке. Пришли старшие ребята. Среди них был Коля Поздняков, наш сосед. Жил на нашей коротенькой улице. С чего-то ему захотелось поучить нас задерживать дыхание под водой. Он был старше нас лет на пять. Гораздо крупнее, выше нас, тяжелее. Нам тогда было по семь-восемь лет. Коля вошел в воду и закричал:
 - Ну-ка, ребята быстро сюда, сейчас будете учиться нырять.
 - Да мы умеем, - закричали мы в два голоса.
 - Ничего вы не умеете, вот сейчас я вас научу. – Мы подплыли ближе. Нам было воды под горло.
 - Ну, набирайте больше воздуху, – Коля взял нас обоих за шею ниже затылка и окунул в воду. Мне сначала было нормально и не страшно. Я сидел и ждал; когда же он, наконец, отпустит мою шею. Когда пришло время вынырнуть, я похлопал по его руке. Но не тут-то было. Рука цепко держала меня под водой. Я начал трепыхаться. Никаких изменений. Потом одновременно мы начали кричать под водой. Я услышал крик свой и Юры. Сразу же в гортань стала поступать  вода. Дело оборачивалось неожиданной стороной. Так ведь и утонуть можно. Я начал биться в судорогах, тут уж точно он отпустит. И вот конец испытаний: Коля поднял нас из воды. Что там было! Крики, слезы, кашель с отрыжкой речной воды. Да. Это было нелегко. Мы начали было ругать нашего учителя, нам казалось, что урок окончен. И тут он опять нас окунул в воду. Это уже было не обучение, а издевательство. Я даже не успел вдохнуть достаточного количества воздуху. На этот раз в воде мы пробыли меньше времени. Но мне было еще тяжелей. Опять он нам дал возможность подышать. Теперь уж было не до плача. Надо было отдышаться и быть готовым к следующему этапу. И вот оно очередное погружение. Опять терпение, дергание и даже попытки укусить его за ногу. Мы конечно испугались. Мы громко плакали. Обзывали его нехорошими словами. Это помогло. Коля нас отпустил и сказал:
 - Ребята, напрасно вы обижаетесь, я же вас учу под водой держаться. Будете, как бобры плавать по полчаса под водой.
 - Дурак, - только и могли мы сказать сквозь слезы. Было больно в области затылка. Было больно в груди. Была резь в глазах. Вообще, болела голова. И было очень обидно. Ни о каком купании больше не было и мыслей. Посидев еще немного на берегу еще, мы утерли слезы, и пошли домой.

Так повторилось и в следующий раз. Увидев, что пришел «учитель», мы начали убегать, но он нагнал нас, и упражнения продолжились. Теперь мы были уже ученые, старались вдохнуть больше воздуху в легкие. Но от этого легче не стало. Критерием для него было не время, проведенное нами под водой, а то, как мы себя там вели. Если он  чувствовал, что мы вот-вот задохнемся, только тогда позволял глотнуть воздуху. Но тут он тоже умудрялся нас обмануть. Вот он поднимает меня. Я чувствую поверхность воды. Мой лоб, глаза уже наверху, вот я открыл рот, чтобы вдохнуть воздуху, но в этот момент он вновь меня погрузил под воду. У него была своя методика. И, пожалуй, своя болезнь. Ему доставляло удовольствие поиздеваться над нами.

После четвертого или пятого «урока» мы пожаловались родителям. Они поругали Колю, пристыдили его, рассказали об этом его отцу.

Что там ему было за это, мы не знаем. Но на нас это сказалось отрицательно. Теперь он нас специально подкараулил, и обучение состоялось еще раз. Но после того, как мы измученные выползли на берег, Коля обещал, что больше уроков не будет:
 - Вы уже умеете нырять, – обрадовал он нас. Однако, мы теперь, прежде чем входить в воду, изучали окрестности: не идет ли сюда Коля.
 
И все же он нас обманул. Как-то мы купались в пруду. Это почти пять километров от деревни. И вдруг приехали взрослые ребята и среди них наш неугомонный учитель. Нас было трое. С нами был наш приятель Петя Лаптев. Мы-то считали, что уже «обученные» и спокойно продолжали плескаться в воде. И тут опять начался сеанс ныряния уже одновременно для троих. Кто-то из нас выскальзывал из его рук, но далеко не уплывал, пытался вызволить товарищей. Это давало Николаю возможность менять своих учеников. Один вырвется, он тут же ловит другого. Так продолжалось, пока его не урезонил его же товарищ, наш сосед Саша Лазуренко:
 - Брось ты ерундой заниматься, хватит мучить пацанов. – Он был постарше Коли и имел авторитет.

Да, то лето запомнилось надолго. Практически на всю жизнь. Дало ли это принудительное обучение какой-то положительный результат? Была ли от него реальная польза? Думаю, нет. От этих затяжных ныряний, большого количества проглоченной воды возникало отвращение и к воде, и к купанию. И к «учителю» тоже.

Прошло лето, прошел год. Следующий купальный сезон мы начинали осторожно. Как бы ни повторилась серия практических занятий. Однако, Коля стал взрослей, умней, да и мы на год повзрослели. В общем, наши мучения закончились. Каких нам это стоило нервов и стрессов, никто не измерял.

Конечно, если бы кто-то из нас подвергался опасности утонуть, то выдержка у нас на этот счет имелась. Поэтому нельзя сказать, что практические занятия прошли бесследно.